Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
ОглавлениеГлава I. Экология. Вариации на современную тему2. Квазиантропологический подход к экологии 3. Онтология экологического умонастроения 4. В погоне за ускользающей сущностью 5. Ложное бытие. Структура проектного сознания 6. Второсортная субъективность. Ее симптомы 7. От упрощенного субъекта к бессубъектности Глава II. Реабилитация природы человека1. Человеческое в человеке: феномен субъективности или субъектности? 2. Человек как рабочая сила и феномен имморального человека 3. Существует ли нормальный человек? 6. Забвение избыточности бытия Глава III. Сила, обессилившая науку1. Живое знание 7. Идеальный объект и бессубъектное изображение природы Глава IV. Иск истине1. П.Фейерабенд: Прощание с позитивистской Касталией 2. Метафизические мечтания Вернадского Глава V. Интуиции русского космизма1. Космос 2. Дом 3. Интуиции 4. Три течения 9. Множественность разумных миров и проблема понимания 10. От искусственного порядка к естественному ходу вещей Глава VI. Страсти по грядущей цивилизации2.Третья волна - это еще не девятый вал End Table C. ПредисловиеИдея этой книги возникла после одной из лекций М.К.Мамардашвили, прочитанной о Канте. Понятно, что Кант запрятал бытие в сноски, в примечания. Но Мераб (как мы тогда называли Мамардашвили) повернул дело так, что уже и Кант оказался у него причастным к делу бытия, т.е. бытие у Канта в истолковании Мамардашвили представало в качестве всей полноты взаимодействия субстанций. Мне эта мысль понравилась (впрочем, как и многие другие мысли Мамардашвили). И я стал придумывать различные образы бытия. Если я не могу сказать, что бытие было и не могу сказать, что бытие будет, то что из этого следует? Бытия не было и не будет. Оно есть. Вот экология. Каким оно (бытие) есть внутри этого феномена? Побочным, т.е. на обочине у чего? У деятельности. Бытие узнается по косвенным, непрямым результатам деятельности. А сознание, которое косит, т.е. смотрит не прямо, а на обочину, я назвал экологическим сознанием. Нельзя ли на обочину отправить деятельность, а не бытие? Вот в чем вопрос. То есть пусть бытие бытийствует, а человек действует, но как нечто незаконнорожденное бытием. Обсуждение всех этих проблем составило первую главу книги "Экология: вариации на тему". Во второй главе я попытался засечь бытие на том месте, на котором бывает человек. Каким способом бытие дает о себе знать здесь? Безъязыким, немым. Почему? Потому что человек - существо слишком болтливое, разговорчивое. Но бытие есть то, что не было. У него нет прошлого. А все, что прошло, составляет сущность того, что есть. Что составляет сущность? То, что проходит мимо бытия. Бытия не будет. У него нет будущего. А будущее - это истина того, что есть. Истина ускользнула от бытия в будущем. Иными словами, в контексте рассуждений о человеке бытие появляется в качестве того, что есть без сущности и без истины. Оно ускользнуло от них. Сущность и истина - распятие чело- века. И висит человек на этом кресте, а под ним бытие. Висит и болтает, рождая своей болтовней науку. Каким же способом представлено бытие в феномене науки? Как сила, обессилившая науку. Что может обес- силить знание? То, что нельзя определить. Бытие неопределимо. Его нельзя знать заранее. В феномене науки бытие представляет себя как спонтанность. Бытие избыточно для науки. В главе "Иск истине" обсуждается один вопрос: где же истина, если она в будущем? Там, где потеряли бытие, т.е. в науке, или там, где его нашли, т.е. вне науки? А кто вне науки? Колдуны. Существует ли различие между учеными и колдунами? Бытие все равно вне истины. Эта истина делает условным различие между учеными и колдунами. Наша жизнь неверная. Фейерабенд это понял и пошел к постмодернистам. Вернадский это тоже понимал. Но пришел он к русским космистам. В главе "Интуиции русского космизма" бытие понимается вне времени. Бездомное бытие находит свой дом в просторе протяженного. А это космос, в котором нет ни развития, ни прогресса. А что есть? Возвращение. В последней главе "Страсти по цивилизации" бытие предстает в качестве того, что замещается. Что замещает? Цивилизация, которая узнается по замещенному бытию последнего человека. Ниже последнего человека уже нельзя упасть. Замещение возвращает нас к вариациям на тему экологии. Круг замкнулся. Что есть бытие? То, что ускользает в просторе протяженного. В 1988 году я закончил работать над книгой и отнес ее в издательство. Прошло пять лет. И вот, кажется, книга издается. Но бытие меня уже не интересует. Вернее, я связывал его с истиной, знанием, сущностью, со- знанием и прочими премудростями, а русский язык связал все эти вещи не с бытием, а с общиной, с общим, с артелью, с миром. А где же бытие? Оно там, где быт. Совместное бытие и есть быт. Со-бытие оказалось не событием, а тишиной быта. В быте теперь мне важна избыточность относительно повседневности. Но это тема другой книги. Хочу напомнить читателю, что первые три параграфа второй главы написаны мной вместе с Т.В.Костылевой. Выходные данные книги: Научное издание ГИРЕНОК Федор Иванович Ускользающее бытие Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции мл. редактор Е.Н.Федина Художник В.К.Кузнецов Корректор Т.М.Романова Лицензия ЛР ь020831 от 12.10.93 г. Подписано в печать с оригинал-макета 19.05.94. Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл.печ.л. 6,87. Уч.-изд.л. 10,26. Тираж 500 экз. Заказ ь 031. Оригинал-макет подготовлен к печати в Институте философии РАН 119842, Москва, Волхонка, 14. Оператор Л.А.Карамнова Программист М.В.Лескинен Отпечатано в ЦОП Института философии РАН 118942, Москва, Волхонка, 14 Ответственный редактор кандидат философских наук В.И.Аршинов Рецензенты: доктор философских наук А.А.Горелов; доктор философских наук Г.С.Гудожник Перепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |