Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
6. Спонтанность бытияЭкологизация естествознания выражается в использовании учеными схем внутреннего наблюдения: отличии живого и неживого, естественного - искусственного. Например, описывая естественную жизнь биоценоза, мы вынуждены признать, что у него есть еще и особое измерение, что он искусственный. И это последнее нам должно давать дополнительную информацию, не извлекаемую на первом шаге анализа. У исследователей при этом не остается никакой уверенности в том, что он сможет найти условия, в которых естественно-искусственные объекты развертывались бы только как нечто естественное или же, напротив, как только нечто искусственное. К примеру, ученые хорошо понимали, что распределение вещества на земной поверхности подчиняется определенным естественным законам, которые могут описываться в геологии и геохимии. Но ученые так же хорошо понимали и понимают, что производственные процессы перераспределяют вещество планеты. "Геологические и инженерные работы перераспределяют вещество на земной поверхности, подчиняясь своим собственным законам, столь отличным от законов геологии и геохимии11. Следовательно, движение вещества на земной поверхности осуществляется по какой-то "двойной" логике, выражающей координацию естественного и искусственного. Предмет один, а логика его движения обусловлена разными основаниями. От ученых же потребовалось исследование не двух разных состояний одного объекта, а однородное описание его "двухплоскостного" движения - натурного и деятельностного. Но выполнить это требование, не различив объектные и субъектные структуры движения, не установив зависимости между тем, что мы знаем о природе, и тем, что мы знаем о человеке, нельзя. Ученые научились "рассекать" природный материал и создавать в точках рассечения идеализированные объекты, для описания универсального поведения которых создавались языки, разрабатывались средства и методы, конструировались понятия и онтологические "картинки". Другими словами, создавалось все то, что принято называть научным знанием. Но развитие научных дисциплин, протекающее под контролем идеала научного знания и жестко управляемое его методологическими установками, привело к тому, что они, по замечанию В.И. Вернадского, "разорвали веками установившуюся связь между человеком и вселенной"12. Иными словами, естествознание выработало аппарат анализа природы как некой замкнутой и автономной по отношению к человеку системы обратимых связей. Это допущение было обусловлено самим понятием натурального объекта и познающего его субъекта. При описании естественно- искусственных процессов нужно в конце концов отказаться и от абстракции натурального объекта, и от абстракции сознания, навязываемой нам условиями построения предметно-разделенного знания. Применение аппарата анализа современной науки к естественно- искусственным объектам оборачивается тем, что вместо целостного и конечного описания мы получаем бесконечное множество дисциплинарных описаний, ничем не связанных между собой. Все попытки найти и предъявить один механизм функционирования естественно-искусственных процессов показали, что он просто не существует, распадаясь на множество "логик" натуральных объектов дисциплинарного знания. Имея в виду этот факт, обратим внимание на следующее. Результаты анализа экологической реальности, обусловливаемой взаимодействием естественных и искусственных процессов, укладываются не в теорию естественного объекта, а в проект искусственной среды. В последнем случае на место ученого встает инженер знания, естественное - исследуется, искусственное - проектируется. Экологи заняты поисками координации между естественным и искусственным. Если теория обращена к человеку как к субъекту познания, то проект обращен к человеку как к субъекту своего существования, если для этого создана определенная среда. Проективный синтез представлений о природе и человеке в процессе создания такой среды образует новую точку отсчета в развитии естествознания. В.И.Вернадский писал: "Мы находимся у предела нового великого синтеза представлений о при- роде, последствия которого нам сейчас даже трудно учесть при всех условиях нашего проникновения в будущее"13. Весь парадокс состоит в том, что естествознание начинает "захватывать" содержание связей природы и общества в качестве своего объекта, не отработав проективные методы синтеза различных предметных знаний, т.е. не отработав инженерного знания. Этот "захват" порождает в конечном счете системную методологию и феномен междисциплинарности в развитии естественнонаучного знания. Однако междисциплинарные исследования заканчиваются вполне "дисциплинарными" теориями, в которых объектная сущность существования изолирована от его эмпирической "чтойности". В проекте, в реализации проекта увязываются различные дисциплинарные теории. В нем остается место также и описаниям целей человеческой деятельности. По всей видимости, проект должен истолковываться не в плане различения фундаментальных и прикладных исследований, не как приложение знаний к насущным потребностям человека и производства, а как реализация постдисциплинарного масштаба установления истины. Следовательно, экологизация естествознания не может не затронуть гносеологические предпосылки естествознания. 11 Ферсман А.Е. Химические проблемы промышленности. М., 1924. С. 4-5. 12 Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940. С. 176. 13 Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978. С. 14. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |