Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
3. ИнтуицииТема космизма появляется в русской философии при обсуждении самых, казалось бы, земных вопросов. Например, то, что я вожу сейчас пером по бумаге, есть космическое событие. Почему? Потому что в мире осуществился разрыв между природой производящей и природой произведенной. Ближайшим следствием этого разрыва стала "космическая болезнь". И когда в нашей жизни происходят такие вещи, которыми преодолевается разрыв между natura naturata и natura naturans, тогда мы излечиваем себя от этой болезни. Разорванность мира преодолевается в момент рождения человека. И поэтому с его рождением зарождается новая вселенная. П.Флоренский, развивая эту же мысль, делает странный вывод о том, что космос ограничивается или почти ограничивается биосферой, и всем нам нужно всматриваться в жизнь как космическую категорию. Для чего? Для того, чтобы увидеть то, что нельзя увидеть через щель субъект-объектной дуальности. Иными словами, в самом общем виде "русский космизм" можно определить в качестве такой системы взглядов, в которой предпринята попытка обойти проблему гносеологической разъединенности субъекта и объекта (сознания и мира) и взглянуть на сущее со стороны их изначального онтологического тождества. Понимание этого тождества отличает Булгакова от Бердяева, а их обоих - от Н.Федорова. Но в данной работе я не буду касаться существа этих отличий, также как не буду затрагивать и вопрос о связи русского космизма с метафизическими исследованиями позднего Фихте и позднего Шеллинга, равно как не будет рассматриваться и связь с традицией, идущей от Я.Беме и Баадера. В XX веке, т.е. на наших глазах, произошло событие, в котором опустынивание земли совместилось с опустошением человека. Это событие, именуемое "Экологией", известно сегодня всем. Но структура пути к опустошению человека осознавалась и обозначалась философией давно. Правда, в разных словах и теориях. Например, европейская философская мысль второй половины ХIХ в. и первой половины ХХ в. постоянно напоминала о том, что нет такого "предмета", как человек (Кьеркегор, Гуссерль), что людьми не рождаются каким-то натуральным рождением, а становятся (Маркс). А вот станет ли кто человеком или не станет - это еще вопрос. Никто никаких гарантий дать нам не может (Ницше). Все мы и всегда - лишь "существование", которому не достает "сущности" (Сартр). Иными словами, есть опасность, что человек может забыть о том, что он человек, используя тем временем свою сущность для обслуживания своего существования; подменяя бытие тем, что он может просто иметь (Фромм). Европейская философия концептуализировала представление о связи человеческой жизни с жизнью космического целого в тот момент, когда развитие естественнонаучного знания, наложившее свою печать на всю человеческую культуру, поставило идею связности мирового целого под сомнение. Шопенгауэр, Бергсон, Тейяр де Шарден и другие философы, неудовлетворенные разрывами между жизнью и разумом, человеком и космосом, стремились восстановить утраченное понимание целостности бытия. Ими возрождалась мысль о полном взаимодействии субстанций как необходимом условии существования человека. На опасные последствия опустошения природы, поставленной человеком на "постав", указывал Хайдеггер. Аналогичные проблемы занимали не последнее место в истории общественной и философской мысли Рос- сии. Еще в шестидесятые годы прошлого века Достоевский призывал судить о человеке не потому, что он есть, а по тому, кем он хотел бы стать. Н.Страхов, "рассматриватель жизни и нравов" России, с удивлением писал в 1811 году о том, что на место суеверий прежних веков пришла не долгожданная научная истина, а "чудище неверия"6. Если прежде люди имели "тысячи ложных богов", то нынче они "не признают и единого бога"7. Ощущение непреднамеренного обмана со стороны прогресса, подсовывающего не лестницу к раю, а "цепь, протянутую к самому аду ничтожества"8, оказалось не таким уж и беспочвенным. История, как заметил Эрн, катилась от Канта к Круппу. К.Аксаков, И.Киреевский и А.Хомяков упрямо твердили о том, что "душа у людей убывает", что грядет "пустодушие" человека. Исторический разум "импровизируется", говорил Герцен, требуя объяснить ему, почему верить в бога смешно, а верить в человечество не смешно; почему надеяться на царство небесное глупо, а упование о земном блаженстве умно. Человек достиг предела своей некосмичности в автоматизме действия искусственного. Как бы подхватывая эти слова Бердяева, Розанов призывал к бунту против того, что унижает естество, а С.Трубецкой советовал, несмотря ни на что, держать внутри себя собор со всеми. Земное, слишком земное человечество. Вместо того, чтобы держать собор со всем миром-космосом, оно поступает на "содержание" к случайностям прогресса. Для того, чтобы с наименьшими затратами живого труда производить наибольшее количество "мертвых" предметов, требуются наука и технология. В ХIХ в. Россия, перекрестившись, пустилась в плавание по океану научно организованных технологий. Мерная поступь к острову гуманизма опиралась не на ум, а на мускулы природы и человека. Демонстрация плодоносности "мускульной технологии" не могла не очаровать сознание передовой российской интеллигенции, усматривав- шей в этом движении универсальное пространство преобразований несовершенных человеческих масс в союзе совершенных личностей. В то же время в России начинают разрушаться социальные структуры, символом которых была община, и возникают новые социальные связи, символом которых стало формально организованное общество. Обе эти тенденции строились на целенаправленном и систематическом превращении знания в силу. Превращенное знание, т.е. сила, порождает и воспроизводит упрощенный образ мира. Чем проще, тем ближе к истине. Благодаря этой идее и основанных на ней действиях явился ранее невиданный порядок вещей. "...Мир сделался машиной", а человек "как будто в нем пружиной"9. Если знание стало силой, то уже не надо спорить о том, "машина ли сделалась миром" или "мир сделался машиной". Важно не оказаться в положении тех былинных богатырей, которые, полагаясь на свою силу, вы- звали на бой силу нездешнюю, небесную10. Разрубит витязь своего соперника пополам, а на его месте уже двое, и оба живы. Побьет двоих, а их уже четверо, и земная логика не срабатывает. Не выдержали богатыри состязания и окаменели. На фоне этого образа-символа вырастает понимание "любомудрами" того направления, в котором стало развиваться превращенное знание и основанная на нем цивилизация. На фоне этого же образа рассматривал перспективы развития науки и К.Э.Циолковский. "...Как наука не старайся, природа все время ставит ей новые и новые задачи величайшей сложности! ...Выходит, что либо человек не дорос до решения такого рода проблем, либо природа хитрит с ним, боится его, как бы он не узнал более, чем то положено по уставу. А об этом уставе мы тоже ничего не знаем. Опять "темно в облацех". Вы- ходит, что мы стоим перед непроглядной стеной неизвестности"11. Когда сила заменяет ум, а решение одной проблемы порождает две новые, тогда люди либо меняют логику своих действий, либо "окаменевают". Рискуя "окаменеть", человеческая цивилизация бросается из одной технологической волны в другую. Но не искусственным порядком вещей, "мускульной" технологией, а органическими связями целого держится тот мир, в котором живут люди. В горизонте этих смыслоразличений и альтернатив в середине ХIХ в. возникает феномен русского космизма. 4 Там же. С. 129. 5 Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1978. Т. 1. С. 504. 6 Страхов Н.Н. Рассматриватель жизни и нравов. Спб., 1811. Ч.2. С. 11. 7 Там же. С. 12. 8 Там же. 9 Дьячков С. Деньги. М., 1841. С. 24. 10 Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Воронеж, 1987. С. 46. 11 Чижевский А.Л. Теория космических эр // Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986. С. 421. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |