Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
6. Антропокосмизм и гуманизмКультура, создавшая науку, имеет много достоинств. Одним из достоинств, лелеемых культурой, является человеческий мир, т.е. тот мир, в точке взаимодействия с которым порождается "Я". В зависимости от того, порождается оно или не порождается, весь мир делится на две части: на человеческий мир и нечеловеческий. Причем человеческий мир получает некоторые привилегии. Он выступает в качестве выделенного центра вселенной. С критикой этих представлений выступил русский космизм, попытавшийся расширить человечески возможный мир за пределы субтильного "Я". Эта затея нашла отражение в принципе антропокосмизма. "...Антропокосмист считает границы, отделяющие... "Я" от ...всего космоса только препятствием на пути к дальнейшей эволюции"26. По словам Н.А.Умова, "имеет смысл окончательное освобождение от антропо- и геоцентризма"27. От чего же пытался освободить себя русский космизм? От тех представлений, которые ставят "сознание жизни выше жизни, знание законов счастья - выше счастья"28. Вот с чем надо бороться, говорит Ф.М.Достоевский. В самом деле, мы живем в культуре, определяемой возможностями научного знания. А наука привыкла иметь дело с сущностями и законами. Ее интересует не мир, а законы мира; не то, что существует, а сущность существующего. И в этом нет ничего плохого, как и хорошего. Проблемы начинаются тогда, когда мы перестаем видеть вещи, рассматривая сущность вещей; когда сознание жизни продавливает жизнь и захватывает по отношению к ней пальму первенства. С тех пор, как человек поставил себя на место бога, он разрушил естественные связи с природой и заключил себя на "продолжительное одиночное существование"29. Антропоцентризм оправдывает посылки одиночного существования. Антропокосмизм их разрушает и настаивает на "восстановлении естественной связи человека с природой"30. Антропоцентризм как идейный комплекс складывается на фоне разложения народного миросозерцания, или, как говорил И.В.Киреевский, естественной настроенности ума. Естественно настроенный ум исходит из того предположения, что существует один (видимый) мир, а рядом существует другой (невидимый) мир. И оба этих мира связаны между собой по правилу чуда. Благодаря "чудесному" правилу видимые действия людей получают основания в невидимом мире. В этом "сказочном" мировосприятии "нет намеренного уклонения от действительного мира"31. В нем изобретался опыт, запрещающий рассматривать природу в отвлечении от человека. Осмысленными становились только те действия людей, в которые природа вовлекалась как "живое существо, сочувствующее человеку"32. Антропоцентризм разрушает посылки и допущения этого миросозерцания. Ведь чудес в мире нет. В нем есть причины. А люди предоставлены самим себе. Их действиям нет поддержки в трансцендентном мире. Ангелы людей не опекают, если они сами себе дают законы. По словам Щапова, русский народ при своем практическом характере смотрел на святых с натурально-практической точки зрения. Он представлял, что святые назначены быть ему помощниками в борьбе со стихиями природы, поддерживать его физическое, материальное благосостояние33. Мир пуст и если теперь уже в пустом мире что-то появляется, то из человека, через человека и для человека. Лишившись поддержки и опеки, люди не могли не почувствовать свое одиночество в мире механических сил и причинных связей. Им нужно было учиться жить в пустом космосе, подчиняясь формуле: "из себя, через себя и для себя"34. Не трудно заметить, что этой формулой выражается антропоцентризм эпохи гуманистических идеалов и устремлений. Негуманное общество переполнено сущностями, поддерживающими и опекающими человека. Для того, чтобы построить гуманное общество, нужно оставить человека один на один с миром, лишить его поддержки и опеки. Когда человек один, он создает себе опору в виде своей воли и своего сознания. Тем самым возникает культура, своеволие и субъективизм которой решительно отвергал Н.Ф.Федоров, как, впрочем, и русский космизм в целом. "Антропоцентризм, - писал Н.Г.Холодный, - в основе своей индивидуалистичен"35. В нем, по его словам, слишком много эгоизма. Отделив себя от природы, люди смотрят на нее со стороны сознания и видят в ней только лишь объект. Иными словами, русский космизм возникает как одна из форм усвоения и понимания содержаний новой исторической ситуации, нового (гуманистического) порядка вещей, при котором человек становится подобным богу и не ищет поддержки у кого-либо, кроме самого себя. Он (космизм) осознает себя в качестве средства, предназначенного для того, чтобы сориентировать поведение человека в опустевшем мире. Одним из таких ориентиров выступало "звездное миросозерцание", согласно которому человек - это не бог, а природа - не объект. Истоки человеческого бытия коренятся во вселенной и порывать с этими корнями нельзя. Человек парит над природой, если он существует сам по себе. Но сам по себе (без корней) человек ничто. И в этом своем ничтожестве он противостоит природе. "Мы говорим: все от нас зависит, но ведь мы сами создание Вселенной"36. Мир один. Рядом с ним нет особого (опекающего нас) мира трасцендентных сущностей. Но мир не пуст. В пустом мире ничего человеческого не появится, а если оно и появится, то фактом самосознания его не удержишь. Нет "почвы". Границы человечески возможного мира определяются не тождественностью "Я", а спонтанным взаимодействием человека с миром, т.е. без извлечения "Я" из этого взаимодействия. 26 Холодный Н.Г. Избранные труды. С. 187. 27 Умов Н.А. Собр. соч. М., 1916. Т. 3. С. 447. 28 Достоевский Ф.М. Сон смешного человека // Русская литературная утопия. М., 1986. С. 153. 29 Холодный Н.Г. Избранные труды. С. 180. 30 Там же. С. 177. 31 Афанасьев А.Н. Сказка и миф. Воронеж, 1864. С. 2. 32 Щапов А.П. Соч. СПб., 1906. Т. 1. С. 91. 33 Там же. С. 77. 34 Взгляд на смысл и достоинство господствующего направления в новой культурной истории человечества. М., 1898. С. 12. 35 Холодный Н.Г. Избранные труды. С. 182. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |