Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
8. Призраки рациональностиМогут ли люди "читать" мысли бога и знать истину в последней инстанции, постигая устройство бытия таким, каким оно есть в себе? Самый мудрый ответ на этот вопрос представила, казалось бы, наука и философия науки образца XVII столетия (заметим, что по форме, а не по содержанию, другой науки пока просто нет). Знать истину? Конечно же могут, только со временем. Правда, когда придет это время в точности никто не знает. Да и не нужно все это знать. Проблема состоит совсем в другом. Как бы нам не пропустить истинное время. Для того, чтобы его не пропустить, нам нужно его узнать. А для того, чтобы узнать, нам нужно его знать вне зависимости от того, что покажет эмпирическое время и раскроет будущее. Узнает не тот, кто знает, а знает тот, кто узнает. Ведь слышит не тот, у кого есть уши. Напротив, уши есть у того, кто слышит. Истина основана не на случайности знания эмпирических свойств человека и качеств вещей, а на бессмысленном стремлении человека к истине. Если зашифрованным письменам бытия придан смысл, то нет никакой надобности в сомнениях и поисках какого-то подлинного ключа к шифру, ибо эти поиски будут протекать за пределами смысла. Иными словами, если бы мир был устроен так, что взаимодействием его частей исключа- лись смыслы, то люди не могли бы в нем достойно существовать, т.е. пребывать в нем в качестве мыслящих и ответственных за свои мысли существ. Следовательно, для того, чтобы узнать истину, необходимо быть в состоянии "делания себя" под знаком истины. Собою "сделанными" люди понимают мир. Он становится понятным и умопостигаемым. Итак, люди "читают" мысли бога и понимают мир, если они в нем достойно существуют. Вот с этим оттенком мысли XVII века нужно, видимо, подходить и к решению экологических проблем. Речь идет не о том, правильно или не правильно мы строим свои отношения с природой, а о том, достойно или недостойно мы существуем в мире. Идея рациональности определяет сегодня умонастроение людей. Она охватывает и ассимилирует все новые и новые сферы жизнедеятельности человека. Рационализации подлежит все, что не рационализировано и своей нерационализированностью разрушает соразмерность вещей и мыслей о вещах, соотносительность разума и бытия. Внутри соразмерности разума и бытия бытие рассматривается как нечто мыслеподобное и в силу этого подобия рационально устроенное. Какие бы законы мы не формулировали относительно природы, они формулируются в скрытых терминах нашей свободы: между объектами, полагаемыми онтологией, и онтическими объектами устанавливается континуальная связь значений. Например, изменение природы, ее очеловечивание выступало одновременно и как продвижение человека по пути ее обожествления. Два, казалось бы, разных акта осуществлялись одним шагом: одновременным движением, скажем так, в нижней части континуума - "очеловечивание природы" и в верхней части - обожествление природы. Вот таким странным образом строилось практическое отношение человека к природе, внутри которого существование мыслилось как сущность. Существование же, положенное в качестве сущности, не могло не по- мыслиться в качестве существа. "Природа как существо" (а существо не может не быть живым) составляет изначальный идеал рациональности. Если же мы разрываем связь между объектами онтологии и онтическими объектами и придаем противоположным значениям континуума некоторое самодостаточное и обособленное друг от друга содержание, то разрушается и практическое отношение человека к природе. Что это значит? А это значит, что очеловечивая природу, мы, например, ее уже не обожествляем. Причем под "обожествлением" здесь имеется в виду не бог в обычном смысле этого слова, а вовлечение онтических объектов в объяснение образа мира. Каких объектов? Например, добра и ответственности, красоты и совести, т.е. всего того, что мы утратили в своем отношении к природе и что пытается возродить экологическая этика. В разрыве между природой и культурой возникает технологическое отношение человека к природе, внутри которого сущность полагается как существование. Но сущность, положенная в качестве существования, оказывается ничем иным, как орудием, тем, что можно использовать в качестве средства. Природа начинает мыслиться в форме машины. А это уже другой идеал рациональности. Технологическое отношение человека к природе тем и отличается от практического, что внутри него мы изменяем природу, ее не обожествляя. Оно превращает указанный разрыв в действительность. Иными словами, технологическое отношение к природе непрактично потому, что оно строится вне зависимости от тех способов, какими разрешаются проблемы совместного существования людей. Непрактичность технологий, выражающая себя в экологическом кризисе, заставляет нас рационализировать систему отношений человека к природе. Но что это значит? Если наука выступает сегодня в качестве синонима рациональности, а научно организованные технологии приводят нас к экологическому кризису, то какой же смысл вкладывается в виде рационального природопользования? Нерациональная рациональность науки и порождаемый ею образ "природы-машины" требует дополнительных пояснений. Наука, кажется, намертво связала себя с поисками сущностей. В этой привязанности нет ничего плохого, как, впрочем, и хорошего. Не зная сущности, мы можем изменять природу вообще. Ни больше и ни меньше. Но "природа вообще" не существует. Мы изменяем режим озера Байкал. А оно уникально. Изменяется и газовый состав биосферы Земли. А она тоже уникальна. Т.е. что же мы делаем? А на самом деле мы полагаем сущности в области существования и мыслим природу, не признаваясь в этом даже самим себе, в качестве машины. Например, медицина не наука. Нельзя лечить человека вообще. Люди "вообще" не умирают. Умирают конкретные люди. И никакой диалектикой единичного и всеобщего этот факт не объяснить. Следовательно, нерационально лечить природу вообще. Но все наши монотехнологии ориентированы на использование "сущности" природы, а не на ее существование. Устремляясь к сущности, мы часто забываем, что она ускользает от нас в существовании, пытаясь схватить и описать "существование", мы замечаем, как оно "огораживается" от нас индивидностью своего "что". Почему? Потому что в основе индивидности "что" лежит случайность. Но не та случайность, что порождается законами, а законопорождающая случайность. Если что-то случилось, то необратимо меняется не сущность, а существование. И этой необратимостью устанавливаются новые связи, приобретающие прочность законов. Следовательно, новый идеал рациональности связан с разработкой технологии отношений к природе как существу. А движение в этом направлении требует восстановления связи не только между объектами, полагаемыми технологией, и онтическими объектами, но и признания фундаментальной роли случайности в объяснении образа мира. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |