Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
6. Забвение избыточности бытияПромышленная революция XVIII-XIX вв. разрушает "ячейки" традиционной социальной структуры общества и выталкивает в пространство истории огромные массы людей. Традиционное общество имело какую-то личностную размерность рабочей силы, моральную подкладку своей истории. В нем еще сохранялась зависимость между содержанием того, что делается, и личностью того, кто делает. Современное общество разлагает эти зависимости. Спрос на работу рабочей силы возрос неимоверно. Моральные качества и личные усилия уже ничего не значат. События складываются вне зависимости от того, добродетельны мы или нет. Результат действия самодействующих структур один и тот же. Акт купли-продажи строится вне морали. Политика - вне чести. То есть современное общество освобождает огромный материк нечеловеческих связей, к которому человеку нужно было приспособиться, которыми нужно было овладеть, не подгоняя их под метрики традиционного общества. Огромные массы ничем не связанных людей нужно было как-то связать. Для того, чтобы овладеть этой энергией, нужны были не идеи, а интересы. Общие интересы связывают людей. Между "автономным человеком", самостоятельно ориентирующимся в мире, и человеком "элементом массы" лежит пропасть. Цивилизованный человек, иронизирует Юнг, научился делать свою работу без песнопений и барабанной дроби, которые гипнотически вводили бы его в состояние "делания". Он даже может обойтись без ежедневной молитвы. Но вот что странно. Одновременно появилось множество людей, которые живут так, как если бы они не имели органов чувств: они не видят вещей, которые у них перед глазами, не слышат слов, звучащих у них в ушах. "Массовый" человек сверяет предпосылки своего мышления с мышлением и действием массы, с ходом истории. А поскольку "масса" не мыслит, а история не действует, постольку возникает массовая потребность в представителях истории и масс. Поверенные хода истории не могут не знать истины того, что лежит в конце пути истории. Они знают законы целого и видят перспективу, внутри которой неравенство заменяется равенством, несправедливость - справедливостью, а свобода становится привычным делом каждого. Единичное не должно мешать перспективе, а особенное обязано не затемнять всеобщее, ибо сами по себе они не имеют никакого значения. Если мы видим всеобщее, то особенное нас уже не интересует. Значение отдельного устанавливается в контексте и отдаленной перспективе закономерно развивающейся истории. Фактически данное рассматривается по- преимуществу через идейно предпола- гаемое. Если сущности вводятся предположением поверенных масс, то единичные факты нельзя ввести пред- положением. Они либо есть, либо их нет. И поэтому проективное сознание принуждено всякий раз заново решать один и тот же вопрос: что же в мире от предполагаемого, а что в нем - от фактически данного, и не сковывает ли предполагаемое еще живое и особенное, не замещает ли предложенное сознанием положенное бытием? Проективное сознание вовлекает массы в пер- спективу истории. Его интересует не жизненная позиция человека, а его классовое положение, не личный опыт, а историческая тенденция, не условия вовлеченности индивидов в то или иное событие, а эффект массового действия. Опыт не концептуализируется. Он оценивается в контексте научно обоснованных проектов и массовых действий. Философия превращается в идеологическое украшение жизни масс, в спекулятивный орнамент общества. Производство сознания становится элементом воспроизводства социально- политических структур общества. Создается обстановка, в которой не философия выражает эпоху в мысли, а сама историческая эпоха захватывает мысль, лишает ее автономности и права на представительство истины. Членораздельная, целостная мысль становится недостижимой, ибо сама она превращается в симптом ускользающего бытия. Смещение субъективности уловил, например, Пастернак, слова которого: "Меня деревья плохо видят на отдаленном берегу", могли бы повторить все современные философы. Но если современная философия признает "я" не существующим, если "я" - это какая-то производная квазиструктура сознания, то почему же тогда не испаряется слово "сам"? Почему мы признаем умного в том, кто сам подумал, а не в том, кто сам допускает, чтобы за него в его голове что-то кем-то мыслилось? Почему бы нам не признать, что есть глупость сознания и есть умные сны? Ведь когда мы видим сон, то это не мы его видим, а он проясняет нам наши же состояния, рассказывает о нас. И чтобы его понять, нам нужно быть на его уровне, нужно сделать усилие. Какое? Увидеть его конкретно, а не абстрактно. Конкретно мы видим тогда, когда не выходим за пределы видимого. А это сделать трудно. Для этого нужно отказаться от "я сам" и допустить возможность того, чтобы и в "безбытийности" кружилась листва бытия. Классическое философское со- знание "не заметило" эпоху массовых идеологических движений. Оно концептуализировало опыт свободной личности, отыскивая в нем всеобщее, рационально контролируемые элементы. Объективность растворена в субъективном опыте. Сама по себе она не дана. К ней нужно еще прийти, ее нужно установить в процессе де- субъективизации опыта представителей свободных профессий и интеллигентского сознания. Мы думаем, что наша перво-природа делает нас немыми, что она связывает нас по рукам и ногам. И поэтому мы развязывали эти связи, вытаскивая их на свет воли и разума. Вытаскивали связи, а вытащили взрывоопасную энергию идеологически ориентированных масс. Концептуализация движения масс связана с идеологией проективного сознания. В качестве нового идейного течения создаются интеллектуальные структуры для включения (и описания) массовых движений в историю. В них рационализируется мироощущение людей, выброшенных за пределы традиционного уклада жизни. Если человек есть условие того мира, который он может понимать и в котором он может действовать по- человечески, то реализуются эти возможности в принципе "я могу". Могу не только объяснить мир, но и могу изменить его. Это две стороны одной медали. Бытие "я есть" превращается в бытие "Я могу". Недаром философии был брошен упрек: мол, хватит болтать, настала пора изменять эпоху. Слово "эпоха" здесь случайно. На его месте мы могли бы увидеть и "бытие", и "человек". Кто откажется схватить в мысли бытие или человека? А, "схватив", почему бы его не изменить? Но в этой настроенности есть один оттенок, вернее, одна скрытая ее посылка. Мало "схватить" вещь в мысли. Ее еще нужно суметь "вывернуть" так, чтобы у нее не оставалось изнанки, какой-то внутренней стороны. Что такое "внутренняя сторона"? Это "провал" мысли, темное пятно в поле сознания. Значит, бытие нужно изменить так, чтобы не было "темных пятен" сознания. И тогда умельцы мысли будут иметь, с одной стороны, цивилизованные связи бытия, основанные на знании сути вещей, а с другой стороны, философию (или науку), которая им эту суть постав- ляет, т.е. само философствование ставится в зависимость от возможностей "выворачивания" эпохи (бытия и человека). Современная философия ужаснулась и "онемела", увидев "я могу" осуществленным в образе цивилизации. Как заклинание ею стало повторяться одно слово: "не все". Не все можем стянуть в причинный узел, в фунда- ментальную зависимость. Есть вещи, которые очень хотелось бы понять через набор последовательностей, но не все может человек. Есть "провалы" мысли и темные пятна сознания, т.е. есть бытие. Ведь бытие - это и есть все то, что мы в зеркале сознания видим в качестве пятна, в качестве того, что складывается не по законам сцепления мыслей, не по правилам сознания. Когда по правилам, тогда появляются замещенные связи циви- лизации. Ведь цивилизация - это выполненное человеком представление мира, замещающее вяжущие связи человеческой природы, выражаемые словами "я не все могу". И это "не могу" необходимо исполнить без ропота и смиренно как условие того, чтобы что-то "мочь". Разрушение человеческой природы под тем предлогом, что не может быть бытия, невыразимого в мысли, имеет еще одно следствие. Пытаясь обмануть сущее, мы обращаемся к сущности сущего. А сущности заставляют нас вступать в сговор с несуществующим. Если нечто существует, то ничто ничтожит вполне благопристойно и цивилизованно. Например, в виде представлений о всеобщем счастье или тотальной честности вывернутых "наизнанку" людей. Вот эту посылку разрушает современная философия, которая проявляет особую чувствительность к непоследовательностям и недоговоренностям классической метафизики. Сегодня нас интересует уже не сущность сущего, а избыточность бытия. Но бытие безмолвствует, а публика публично жжет себя глаголом. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |