Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
3. Обживаемый мирБыть в мире значит его обживать, т.е. делать его приемлемым для себя и на уровне этой приемлемости обрастать знанием знаков внутренней подкладки. Например, если на Крещение выпал снег, то известно, "коли снег приваливает вплоть к заборам - будет неурожай; коли не вплоть - урожай". Нет снега, посмотри на небо (ведь это та же "занавеска") и определи цвет облаков. По цвету узнаешь, урожайный или неурожайный тебя ожидает август. На окна - занавески, на стол - ге- рань, в озеро - водяного, в избу - домового, и вот мир начинает оживать. Все получает свой смысл, чин и по- рядок. Приметы, пословицы, загадки навешивались на окна мира, и он обживался, т.е. человек помещал себя в пространство, образуемое внешней и внутренней сторонами мира. Интуиция обживаемости в русской культуре связана с чувством завершенности мира. Ведь определить себя можно в мире, если он дан полностью и цели- ком, без изъятий и недоделок. В неполном мире все наши действия будут проваливаться без следа в "яму" становления. Закидать эту яму (или, как говорят физики, "черную дыру") нельзя в силу закона полноты. До- делывание мира, распределение существования - это вид зависимости человека от мира, способ его попадания в "черную дыру". Неопределенный мир нельзя определить, т.е. обжить. Все, что не имеет начала и не имеет конца, стоит вне условий воспроизводства человека. Почему? Ответ на этот вопрос дан в рассказе о Егории Храбром, действия которого имеют смысл, если даны начала и концы мироздания, как даны начало и конец законченного музыкального произведения. Попасть в историю без конца - это значит попасть в ад действия, которое совершается без завершения. Земля - не ад, а люди живут на Земле. Это настроение передают следующие стихи:
Если нам плохо и нет у нас уже сил, нам слова этой песни рекомендуют обратиться со своими бедами к Земле. Этому телесно-конечному принципу человеческого существования. История же выговаривается без умолку, без конца, т.е. без надежды когда-либо выговорить себя. Становящийся мир - это идея беспочвенного человека, ибо этот человек может жить при условии, что мир становится на ноги, никогда на них по-настоящему не встав. 5 Бессонов П. Калики перехожие. С. 270. 6 Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 145. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |