Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
3. Онтология экологического умонастроенияВ то далекое "осевое время", когда в Китае жил Конфуций, в Индии - Будда, а по Палестине бродили пророки иудеев, греческие философы задумали построить мост между видимым миром и невидимым. Они, к сожалению, не знали, что существует "гностическая гнусность", и поэтому верили, что люди могут соединить несоединимое, т.е. найти свою сущность в несуществующем. Позднее в Древнем Риме создается специальный орган - коллегия жрецов во главе с Великим Понтификом, т.е. строителем моста между небом и землей, духом и телом. Между делом Понтифик руководил составлением календаря, ведением летописей и составлением консульских списков. В этом побочном деле он преуспел. Но пропасть между духом и телом календарями и позитивным знанием не заполнялась. Появились и первые еретики, которые стали говорить о существовании двух культур. Они утверждали, что строительство моста даже увеличивает расстояние между небом и землей, за- хватывая все новые и новые области бытия. Незаметно для людей образовался разрыв между сущим и дол- жным, объективным опытом науки и субъективным опытом людей, между человеком и природой. Красота того, что не существует, очаровывала строителей моста и превращала их в поверенных невидимого мира на видимой земле. Мастера игры в бисер достигли такого совершенства, таких высот духа, с которых они видели не только "мир на самом деле", но и представления об этом мире в головах людей. Различие одного от другого было положено в основу онтологии ума, наблюдающего за строительством моста. Несмотря на успехи, строительство моста между духом и телом затянулось. И будет ли он когда-нибудь построен - никто в точности не знает. Идея единой науки, целостности и гармонии по-прежнему остается недосягаемым идеалом, на пути к которому и возникает онтология экологического умонастроения. * * * Всякое существование предполагает то, что существует. Но ни одно суждение, формулируемое относительно человека, не может содержать в себе отсылку к его себетождественности. Тождественных себе людей нет. Нетождественные же себе вещи не существуют. Например, существует стол. У него есть свойства и каче- ства. Они (к нашему удовольствию или неудовольствию) раскрываются. У людей, как заметил Р.Музиль, нет свойств. Они принадлежат символам. Но у предметов, наряду с их многими свойствами, мы не найдем свойства "быть завтра". Без признака, ука- зывающего на то, что нечто есть (а этого-то признака как раз и нет), трудно понять, что именно существует, а что не существует. Без него совершенно невозможно отделить сновидение от реальности, то, что явлено во сне (и нами переживается), от того, что дано бытием (и тоже переживается). Существование - это не свойство предмета, а его качество. Это изначальное бытие, чтобы раскрыть свойства, а не свойствами раскрываемое бытие. От существования мы не перейдем логически однородным и непрерывным преобразованием к предмету, а от предмета - к его существованию. Предметы конечны и завершены, а существование бесконечно. Процесс его описания не может завершиться в какой-то момент. И в этом смысле всякое существование "выговаривает" себя предметами, до конца так никогда и не "выговорив". В противном случае, т.е. выговорившись, оно превратилось бы в ничто. Невыговоренное бытие непрозрачно для сознания. Для того, чтобы построить о нем знание, нужно "обойти" проблему перехода от того, что есть, к тому, чего нет. Вот этот "обход" проблемы и составляет премудрость классического рационализма, сводящего бытие к зна- нию о сущности бытия. Прозрачно не бытие, а сущность бытия. Она (т.е. сущность) - это как бы уже пройденная бесконечность существования, то, что уже было и еще будет повторяться. Например, действие равно противодействию. Это уже было и по форме бывшего будет до скончания мира. Выбирая свое существование, люди не выбирают тот мир, в котором они живут. В угадывании недоговоренности рождается его ноуменальное восприятие. Иными словами, зная сущность, нам не обязательно знать ее осуществление. Законченных изменений в этом прекрасном мире еще не было (они не успели осуществиться), а мы ведем себя так, как если бы их сущность нам была уже известна вне зависимости от их осуществления, т.е. дана нам по форме пройденной сознанием бесконечности. Существование каких-то вещей еще не осуществилось и собой ничего вокруг не держит, а его содержание уже просматривается нами из трансцен- дентной перспективы мира. Какие-то вещи еще не пришли в движение и не установились относительно порядка, и нами еще он не воспринят, а суть восприятия уже встроена нами в объектную структуру мира. Содержание восприятия становится идеологически известным до восприятия и помимо восприятия. Тем самым создается мыслительная ситуация, в которую мы входим с единичным предметом, а выходим с его сущностью. Принцип однородности преобразований при этом не нарушается. Сущность позволяет нам знать заранее. Прогуливаясь к сущностям разных степеней, мы не заметим то, что в этом мире из сущностей не вытекает, что не определено его трансцендентной перспективой. Например, мы можем не заметить бабочку. Потому что смотрим на бабочку, а видим-то ее сущность, то, что не доопределяется случайностью существования. Хотя ка- кой-то частью своего сознания мы и понимаем, что сущности не летают. Летают бабочки. И этим полетом осуществлена их индивидность, т.е. то, что в терминах универсальной сущности не описывается. Внешним наблюдением мы не обнаружим возможную реальность. Она существует, но для нее нет заранее предуготовленного места в объективной структуре мира. Например, внешним наблюдением мы не обнаружим искусственное. Оставленное без присмотра, искусственное уводит нас к проблемам экологии. Конечно, ни одно явление не являет свою натуру. Оно не указывает на себя и не говорит: посмотри на меня и опиши мою сущность. Тем не менее мы смотрим и описываем явление как видимость бытия, за которой скрывается сущность. Но за явлением искусственного скрывается не сущность, а существование, в зазоре недоговоренности (или незавершенности) которого скрывается человек в качестве существа, мысля- щего сущность этой недоговоренности. У сущности нет собственного осуществления. В совершенной сущности (согласно классическому разумению) нет зазоров и пропусков. Она полна. С опорой на совершенные сущности мы живем в далеко несовершенном мире. Экология потому и образует своеобразие стиля современного мыш- ления, что на нее замкнулось понимание несовершенства научных истин, проглядывание в них непрозрачности не ими положенного бытия. Предметом экологических размышлений становятся те перемены в мире, о которых мы узнаем из самих перемен, а не из их внешней перспективы. Казалось бы, что все вещи в мире существуют дважды: один раз на самом деле, а другой раз - в сознании, в нашем головном представлении. Однако когда мы видим стол, мы ведь понимаем, что он (как, впрочем, и все вещи) существует не в сознании, а в пространстве. Например, рядом с окном, т.е. он существует один раз, а не два. Но из понятия стола, из его сущности не следует его место у окна; из сущности вообще не следует существование, если, конечно, в расчет не принимать богоподобные предметы, у которых сущность со- впадает с существованием. Другими словами, в мире есть нечто такое, что не подобно богу и одновременно не описывается в терми- нах существования. И это нечто стало предметом знания классической науки, экологизация которой связана с пониманием довольно простых вещей. 1. Осознанием того, что погибает сущее. Сущности же остаются, они бессмертны. Умирает, допустим, не сущность человека, умирают люди. Сущности, к сожалению, не умирают. 2. Существования не вытекают из понятия. Например, из сущности леса не вытекает существование лесоруба. Но лесорубы существуют и вопреки понятию вырубают лес. 3. Законы выше человека, но выше законов их порожда- ющая случайность. Всеобщее рождается единичным. Например, жучки-короеды не вытекают из сущности дерева, но существование дерева в чем-то зависит от случайности жизни жучка-короеда, от того, есть он или нет. Все это и составляет онтологию экологического умонастроения. Но технический прогресс требует иной онтологии. Он принуждает нас к погоне за ускользающей от нас сущностью. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |