НОВОСТИ за март 2005 года |
|
|
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ |
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Римские лица 27.03.2005. - Лица древнего Рима разительно отличаются от современных. Иван Солоневич писал о нынешней Италии: "История Апеннинского полуострова - страны, которая раньше была населена римлянами и теперь населена итальянцами, делится на биографию двух народов: одного, который создал Римскую Империю, и другого, который Римской Империи не создал". Вглядываясь в лица людей (точнее, в их мраморные и базальтовые изваяния), населявших Рим в первые века до и первые века нашей эры, понимаешь, почему они создали величайшую из империй. Смотрите в ХРОНОСе биографический указатель Все римляне.
Октавия Младшая. Базальт. Париж. Лувр
Цирк в "Русской жизни" 24.03.2005. - Весеннее обновление "Русской жизни" приносит новый жанр - с эссе о научном путешествии в Алушту выступает постоянный автор журнала и член редколлегии Сергей Семенов, и нового автора - молодой прозаик Евгений Москвин, один из финалистов премии "Дебют", выступает с коротким и ярким рассказом "Цирк".
Украинская культура? ЦИТАТА ДНЯ Где истоки того раскола некогда единых восточных славян, разлада, который сегодня искусно углубляют наши враги, вбивая клин между Россией и Украиной? Ответ на этот вопрос искал (и нашел) Николай Трубецкой. В статье "К украинскому вопросу" он пишет: "В течение XV, XVI и первой половины XVII веков культура Западной Руси и культура Руси Московской развивались настолько разными путями, что ко второй половине XVII века различие между этими двумя культурами стало чрезвычайно глубоким. ...Думали не столько о слиянии обеих редакций русской культуры, сколько об упразднении одной из них как редакции испорченной и сохранении другой как единственной вольной и подлинной Царь Петр поставил себе целью европеизировать русскую культуру. Ясно, что для выполнения этой задачи могла быть пригодна только западнорусская, украинская редакция русской культуры, уже впитавшая в себя некоторые элементы европейской культуры (в польской редакции этой последней) и Проявлявшая тенденцию к дальнейшей эволюции в том же направлении. Таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков произошла украинизация великорусской духовной культуры. Различие между западнорусской и московской редакциями русской культуры было упразднено путем искоренения московской редакции, и русская культура стала едина. Западнорусская редакция русской культуры сложилась в эпоху, когда Украина была провинцией Польши, Польша же была в культурном отношении провинцией (притом глухой провинцией) романо-германской Европы; но со времени Петра эта западнорусская редакция русской культуры, став единой общерусской, тем самым сделалась для России столичной, Россия же сама к тому времени стала претендовать на то, чтобы быть одной из важнейших частей “Европы”. Таким образом, украинская культура как бы переехала из захудалого уездного городка в столицу. Она стремится освободиться от всего специфически польского и заменить все это соответствующими элементами коренных, романо-германских культур (немецкой, французской и т.д.). Таким образом, украинизация оказывается мостом к европеизации". И тут мы в праве спросить Н.Трубецкого: откуда же взялась современная украинская культура? Впрочем, что кривить душой, ведь известно, что он ответил на этот вопрос: "Положение, при котором во имя величия России практически преследовалось и искоренялось все самобытно русское, - это положение было слишком нелепым, чтобы не породить против себя протеста. ...поскольку эти течения направлены были именно против отвлеченности общерусской культуры и стремились заменить ее конкретностью, они неминуемо должны были принять определенно областнический характер... ...отличительный для России послепетровского периода отрыв верхов русской культуры от конкретного народного фундамента и вызванные этим отрывом специфическая отчужденность между интеллигенцией и народом и тоска по воссоединению народа с интеллигенцией. В общерусской культуре послепетровского периода эти две стороны, или “этажи”, культуры развиты были неодинаково. “Нижний этаж”, обращенный к народным корням, был очень мало приспособлен к конкретным чертам русского этнологического типа и потому плохо выполнял свое назначение; вследствие этого человек из народа мог приобщиться к культуре, только вполне (или в лучшем случае — почти вполне) обезличившись, подавив в себе и утратив некоторые существенные именно для народа черты... ...фанатичных краевых шовинистов, не доросших до способности чистой оценки высшей культуры ради нее самой и способных ценить тот или иной продукт культурного творчества лишь постольку, поскольку он включен в рамки данной краевой разновидности культуры. Они сделаются главными адептами и руководителями этой новой культуры и наложат на нее свою печать — печать мелкого провинциального тщеславия, торжествующей посредственности, трафаретности, мракобесия, и, сверх того, дух постоянной подозрительности, вечного страха перед конкуренцией. Политиканам же нужно будет главным образом одно - как можно скорей создать свою украинскую культуру, все равно какую, только чтобы не была похожа на русскую". Всю статью читайте здесь - Н.Трубечкой. К украинской проблеме
Литература Урала 17.03.2005. - "Толстый" литературный журнал "Бельские просторы", издаваемый в Уфе, предлагает на суд читателя свой первый (в 2005 году) номер. Журнал регулярно публикует также материалы исторического характера. Здесь читайте исследование Юрия Ергина «Я обязан умереть большевиком» о судьбе наркома просвещения Башкирской АССР Г. К. Давлетшина. В рубрике "К 60-летию Победы" читайте записки реставратора Фарита Латыпова - Немые свидетели. О живописи пишет Александра Навозова в очерке Художник щедрой кисти и души (О творчестве художника М. Д. Кузнецова). М.Д.Кузнецов. Памяти матери. 1988 г. Хост, масло.
Литературные кукушки 05.03.2005. - ЦИТАТА ДНЯ: Яблоновский подражает Амфитеатрову, Амфитеатров поддерживает Яблоновского, за обоими бежит Оль д'Ор, и все три поют хвалу Горнфельду, потому что Горнфельд (в "русск. Богатстве") отмечает "их произведения": но почему это "литература"? Это что-то, а не литература. Все на всех похожи, все говорят то же: и неужели не объемлет страх, что читатель просто перестанет читать?! Перестанет читать все... Переход к "Нат Пинкертону" как-то удивительно вырисовывается. 50 лет гасили вкус. 50 лет гасили ум. И когда безголовое чудище "вообще ничего не хочет", когда перекормленный конфетами желудок приемлет никакого хлеба и только просит: "Дай пососать сладенького", - все говорят, жалуются, плачут: "Какой мрак". Но вы же его ткали на станке своей приятной, ходкой, всем угодной, всеми одобряемой литературы; и дотыкают последние нитки "наши талантливейшие фельетонисты", от Амфитеатрова до Оль д'Ора. От Гоголя - до Щедрина. ОттЩедрина до Оль д'Ора.
Sic transit gloria... После Оль д'Ора, я думаю спустят же заначес. Розанов Василий Васильевич, Сахарна.
|
|
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |