> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

1'05

Александра Навозова

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Художник щедрой кисти и души

О творчестве художника М. Д. Кузнецова

М.Д.Кузнецов. Памяти матери. 1988 г. Хост, масло.

Жизнь изобразительного искусства Башкортостана в 2004 году была необычайно насыщена интересными событиями. Ограничимся лишь осенним периодом, когда в Уфе почти одновременно были показаны юбилейные выставки, посвященные 70-летию Союза художников РБ и 30-летию художественно-графического факультета БГПУ, состоялись персональная выставка заслуженного художника РБ М. А. Назарова, ретроспективная выставка, представляющая лучшие произведения скульптора Г. И. Мухаметшина и живописца У. Г. Мухаметшина (отца и сына). Состоялась презентация каталога «Наиль Латфуллин. Живопись», который посвящен творчеству рано ушедшего от нас талантливого художника, организатора группы «Чингисхан». Все желающие могли ознакомиться с экспозицией Третьей Уральской триеннале печатной графики, которая на современном этапе становится художественным событием международного масштаба. И все это — лишь отдельные фрагменты, выхваченные из вереницы осенних событий культурной жизни республики.
«Логическим завершением» 2004 года, который был провозглашен в Башкортостане «Годом окружающей среды», можно назвать персональную выставку великолепного колориста Михаила Дмитриевича Кузнецова, поскольку именно окружающая среда — природный ландшафт в сочетании с городскими, а чаще деревенскими мотивами на протяжении всей творческой биографии остается для художника главной темой его произведений.
Юбилейная выставка этого известного уфимского художника, открывшаяся в столице республики 1 декабря, стала приятным новогодним подарком как для зрителей, так и для самого художника. Она посвящена 35-летию его творческой деятельности и является ретроспективным показом работ, отражающих как этап профессионального становления, так и зрелый период, начавшийся с конца 1980-х годов. Экспозицию составляют более шестидесяти произведений, в которых щедрая кисть живописца запечатлела виды родного Уральского края и исторические места России. На выставке представлено одно из лучших тематических полотен мастера, посвященное его деревенскому послевоенному детству, — картина «Нюськины дети» (вариант 1992 года), а также малоизвестное, но принципиально важное для него произведение 1973 года «Ночной прохожий в клетчатом пальто», которое демонстрирует первые шаги М. Д. Кузнецова в поиске новых средств художественной выразительности. Вниманию ценителей изобразительного искусства представлен также новый цикл картин, написанный им совсем недавно на Каме, в дивном месте — селе Николо-Березовка.
Произведения Михаила Дмитриевича Кузнецова уютно разместились сразу в нескольких залах «Президент Отеля», для которого проведение подобных выставок стало доброй традицией. На открытии экспозиции царила по-домашнему теплая атмосфера, было многолюдно. Коллегу пришли поздравить не только именитые художники, с которыми юбиляра связывают долгие годы дружбы, но и пока малоизвестные авторы, творческая молодежь — студенты Уфимской государственной академии искусств, Уфимского государственного института сервиса, а также искусствоведы, представители Уфимского филиала Международной Ассоциации ЮНЕСКО и все, кто неравнодушен к творчеству мастера.
М. Д. Кузнецов, виртуозно владеющий ремеслом живописца, относится к той уже немногочисленной группе «последних из могикан» башкирского изобразительного искусства, которая продолжает традиции русской реалистической живописи конца XIX века, основанной на сложной тонально-колористической разработке холста. На другом полюсе творческих интересов художника находится увлеченность русской и зарубежной авангардной живописью начала ХХ века. Эти две разнонаправленные тенденции, характеризующие творчество М. Д. Кузнецова, то гармонично сосуществуют, то единолично господствуют в живописном пространстве холста, что можно видеть в произведениях, представленных на выставке.
Творческий дебют Михаила Дмитриевича состоялся в 1973 году, а уже через пять лет была показана его первая персональная выставка. Однако М. Кузнецов, как и его коллеги — М. Назаров, А. Пантелеев, А. Кузнецов, С. Лебедев, Н. Пахомов, Д. Ишемгулов, В. Кузнецов, Н. Латфуллин, на долгое время лишился возможности быть полноценным участником официальных выставок: эти художники не желали приспосабливать свое искусство к требованиям советской идеологии. Их стали называть нонконформистами. В те годы нонконформисты сплотились вокруг старейшего художника республики А. Э. Тюлькина, явившегося проводником идей Д. Д. Бурлюка, художника, поэта, с именем которого связано зарождение авангардного искусства в нашем крае в 1920-е годы. Нонконформисты, в том числе и М. Д. Кузнецов, были вынуждены существовать в условиях, когда их так называемое «левое», а по сути дела экспериментальное творчество было загнано в подполье и до начала «перестройки» являлось «неофициальным искусством».
Одной из ранних работ М. Д. Кузнецова, в которой он пытается выйти за рамки реализма, явился «Автопортрет» (1960 г.), особую выразительность которому придают несколько условные цветовые сочетания, экспрессивный и пластичный живописный мазок. Примерами малоизвестных произведений, в которых М. Д. Кузнецов пытается вырваться из традиционного художественного мышления, ведет поиск динамичной композиции, можно считать картины «Архимандритское озеро» (1970), «Душкин дом» (1971), «Зимняя веранда в доме Тюлькина» (1972), «Ночной прохожий в клетчатом пальто» (1973), несколько вариантов композиции «Старуха с козой ночью» (1974—1975) и другие.
Итак, в 1960—1970-е годы башкирские нонконформисты предприняли первую попытку освободить искусство от диктата идеологии. С этого времени М. Д. Кузнецов, как и его единомышленники, активно участвует в выставках самого разного уровня — от республиканских до международных. Одним из самых значительных событий в творческой жизни художника стала его персональная выставка, проходившая в январе-феврале 1996 года в залах БГХМ им. М. В. Нестерова, где было много дорогих его сердцу людей — искусствовед, первый критик и ценитель его творчества — жена Альмира Гайнулловна Янбухтина, классики башкирской живописи Ахмат Фаткуллович Лутфуллин, Борис Федорович Домашников, Михаил Алексеевич Назаров, которые отметили не только основательность его работ, но и экспериментальный характер ряда его картин. На выставке было представлено более ста произведений художника.
Имя М. Д. Кузнецова, признанного мастера пейзажного жанра, известно сегодня не только в Башкортостане, но и за его пределами. Более сорока произведений художника — графические листы и живописные полотна, которые характеризуют его творчество в разные годы, были приобретены Башкирским государственным художественным музеем им. М. В. Нестерова. Картины его находятся также в собрании Галереи народного искусства «Урал» МК и НП РБ, являются собственностью музеев, частных и корпоративных коллекций как в России, так и за рубежом.
Откуда же начинался путь Кузнецова к большому искусству, какие события повлияли на его духовное и профессиональное становление?
Биография художника начинается в селе Петропавловка Кусинского района Челябинской области, где он родился в 1947 году. С ранних лет зрело в нем творческое зерно, благодатным источником для которого была тихая красота родных мест, отразившаяся во многих пейзажах М. Д. Кузнецова. Образы и воспоминания далекого детства, проведенного на Южном Урале, в горно-лесном заводском краю, художник воплотил также в нескольких жанровых работах, таких как, «Нюськины дети» (1988), «Нинка родилась» (1989), в квадратриптихе «Отроческие сны в Петропавловке» (1989). Послевоенному детству и матери художника Вере Степановне Кузнецовой посвящено одно из лучших жанровых полотен М. Д. Кузнецова «Памяти матери. Год 1956». В картине читаются знакомые многим детские впечатления бедного, полуголодного, но и по-своему благостного времени. Тогда послевоенная жизнь русской деревни держалась на кормилице-коровке, курочке-несушке, теплой печке, деревянной избе да еще на вере, любви и труде многострадальных женщин. Мир деревенского дома с его обитателями на фоне зимнего пейзажа кажется «окрашенным и погруженным в таинственно-мистическое состояние», в нем ощущается что-то сказочно-дремучее, близкое русскому фольклору и отчасти лубочным картинкам дореволюционной России. Художник сумел заново переосмыслить образы минувшего и воплотить их посредством живописи, опираясь на язык символов и метафор. (А. Г. Янбухтина. «Открытие живописи Михаила Кузнецова» // «Рампа», 1996, №2).
На протяжении всей своей жизни М. Д. Кузнецов обращается к теме родной деревни, что прослеживается в его реалистически трактованных пейзажах — «Петропавловский завод» (1964), «Село Петропавловка» (1966), «Петропавловка» (1969), «Крыши в Петропавловке» (1972), «Петропавловка зимой» (1973), а также в произведениях «Родительский двор», «Уголок детства», «Школьная гора» и др.
Интересно, что именно в Петропавловке Михаил Дмитриевич встретил своего первого наставника — Виктора Владимировича Астальцева, заслуженного художника России, который преподал любознательному деревенскому мальчику первые уроки изобразительного искусства и посоветовал ехать учиться живописному ремеслу в Уфу.
А дальше — незабвенные студенческие годы, время судьбоносных встреч с замечательными художниками и педагогами Уфимского училища искусств Александром Эрастовичем Тюлькиным, Ириной Федоровной Кибальник, время новых, удивительных открытий в мире искусства, время дружеского общения с талантливыми ровесниками. М. Д. Кузнецов учился на одном курсе вместе с известным сценографом Т. Еникеевым, живописцем и реставратором Я. Крыжевским, И. Арслановым, А. Череповым, Ф. Низаметдиновым и рано ушедшим из жизни В. Мичуриным. Знакомство с еще одним однокурсником и однофамильцем переросло в крепкую многолетнюю дружбу двух художников Кузнецовых. Она прервалась в 2003 году, когда Владимира Геннадьевича Кузнецова, скромного человека и щедро одаренного Богом живописца, не стало.
Михаил Дмитриевич Кузнецов и его однокурсники принадлежат к поколению художников, которое на раннем этапе своих творческих исканий опиралось на опыт шестидесятников — Б. Домашникова, А. Пантелеева, А. Кузнецова, А. Лутфуллина, М. Назарова, Т. Нечаевой, П. Салмасова, обратившихся в те годы к новому веянию — «суровому стилю», который тяготел к монументальности. Этому стилю претили слащавость и глянец, его герои, их лица, их жизнь — суровы, как и колорит этих работ. Характерные признаки «сурового стиля» прослеживаются во многих работах М. Д. Кузнецова и проявляются в темных, землистых красках, в укрупненности и обобщенности основных объемов природных форм — крон деревьев, холмов, облаков, в грубоватой массивности и материальности которых также можно заметить влияние творчества П. Сезанна. В то же время отголоски «сурового стиля» сочетаются у Кузнецова с той декоративной живописностью, которая родственна искусству Д. Д. Бурлюка, П. Сезанна, В. Ван Гога. Художник порой отталкивается от самых незатейливых пейзажных мотивов, но видит их как плоскости и пятна, в которых яркие вспышки цвета уравновешивают друг друга и согласовывают отдельные части композиции. Цвет играет конструктивную и доминирующую роль в изображении, придает ему сложную эмоциональную окраску. Как правило, у Кузнецова это тревожно-романтическое настроение, ощущение мятежности, динамичности природы. Этот живописный метод, особенности художественного видения и переживания мира демонстрируют картины «Душкин дом» (1971), «Флоксы маленькие» (1972), «Воспоминание о деревне» (1974), «Перед снегопадом», «Дубки» (обе — 1984), «Ивы в Каране» (1987), которые можно назвать в числе лучших произведений М. Д. Кузнецова.
В 1960-е годы среди художников весьма популярными становятся путешествия на Север или же в глубь России, где многие оставались надолго. Но в дальние районы страны ездили не только за экзотикой — там, в глубинке, черпали духовные силы и древние знания, художников интересовали более глубокие пласты истории, манил метафизический «гений местности». Аналогичные процессы наблюдались и в башкирском изобразительном искусстве. В 1960—70-е годы традиционными становятся творческие поездки молодых художников в города, сельские и индустриальные районы Башкортостана, а также поездки по России. Впечатления об этих путешествиях до сих пор не забыты и существуют в творческой среде как своеобразные предания. Кроме ярких и веселых воспоминаний, поездки башкирских художников на этюды давали, конечно, и серьезные результаты в виде добротных и выразительных набросков, зарисовок, картин. Лучшие из них теперь известны и находятся в БГХМ им. М. В. Нестерова. Достойное место в художественном музее нашлось и виртуозным графическим листам М. Д. Кузнецова, которые изображают традиционные интерьеры жилищ местного населения. Автор привез их из этнографических экспедиций по Башкирии в 1969-71 годах. Во время этих поездок молодой живописец знакомится с бытовым укладом и культурой башкир, татар, марийцев и других народов республики, еще глубже проникается вольной, заповедной, величественной красотой уральской природы.
В 1970—1971 годах вместе со своим первым учителем В. В. Астальцевым М. Д. Кузнецов пишет этюды в Москве и Подмосковье, создает серию работ «Звенигород. Сторожевая башня». В эти годы, посещая исторические места нашей страны, ее северные районы, М. Д. Кузнецов напитался яркими, незабываемыми впечатлениями, которые проявились в его творчестве в новых образах, в более сложном, изысканно-серебристом колорите. В 1974 году художник посещает Пушкинские места в Псковской области и пишет картины псковского цикла: «Аллея Керн», «Палаты Меншикова», «Мирожский собор», «Троицкий собор» и другие. География творческих поездок, совершенных М. Д. Кузнецовым с конца 1970-х годов, разнообразна: вместе с художником А. Лутфуллиным он посещает Абзелиловский район Башкортостана, вместе с Б. Домашниковым — Вологду и Ферапонтово, едет в Казань, Ульяновск, работает на Академической даче в Волочке. Отовсюду он привозит множество этюдов, а иногда и вполне завершенные картины, выполненные за два-три, а то и за один сеанс, как, например, «Прогулка под Уфой» (1971), «Октябрь» (1973). Лучшими произведениями этого периода стали произведения, в которых М. Д. Кузнецов воспевает мощную, величавую архитектуру старинных городов, русских храмов и монастырей — «Белая ночь в Ферапонтово», «Рождественский день. Ферапонтово», «Рождественский собор. Ферапонтово», «Ферапонтов монастырь», «Домик в Ульяновске», «Казанский кремль» (все — 1980), «Деревня Ферапонтово» (1986), выдержанных в изысканном, сдержанном, как правило, серебристо-сером колорите, в традициях русской реалистической живописи конца XIX века. Рядом с ними соседствуют другие мотивы и живописные отношения — это запоминающиеся лирико-романтические, эмоционально наполненные образы природы, окрашенные тревожным, таинственно-загадочным настроением в полотнах «Татарник» (1972), «Ивы на околице» (1981), «Утро. Суровка» (1984), «Лето — время гроз» (1985), для которых характерна многослойная тональная живопись с ее особой светосилой и глубиной звучания.
Важными для М. Д. Кузнецова стали поездки разных лет по татарским деревням Буздякского района Башкирии. Уже в первый приезд всего за десять дней им была написана большая серия из шестидесяти этюдов. «Каранские холмы», «Ивы в Каране», «Воспоминания о деревне» (все — 1987) и другие произведения этой серии отличаются особой декоративностью и цветоносностью, динамичной фактурностью холста. К подобным художественным приемам прибегал Д. Д. Бурлюк, один из основоположников кубизма и футуризма в России. Проживая в Башкирии в 1915-1918 годах, он экспериментировал с формой и технологическими приемами, создавая пастозную, динамичную фактуру в своих активных по цвету картинах. Работы М. Д. Кузнецова буздякского цикла — это, по выражению А. Г. Янбухтиной, «романтический диалог… на языке живописи… с самим Бурлюком», который еще в 1917 году совершил творческую поездку по Буздякскому краю, «открывая для русской живописи образы «татарской степи».
Дальнейшая творческая биография М. Д. Кузнецова тесно связана с живописной деревней Суровкой, что под Уфой, в которой художник поселился с 1981 года. В Суровке написаны и ей посвящены многие произведения: «Суровка. Окраина», «Картошку копают. Суровка» (1983), «Лето. Время гроз» (1984), «Осенняя страда», «В доме. Суровка» (1987), «Зимний дворик», «Март в Суровке» (1992), «Весна в Суровке» (2002), «Бархотки. Суровка» (2004). Эти и другие произведения, отражающие деревенские мотивы, дают основание говорить, что М. Д. Кузнецов принадлежит к художникам того типа, которые наделены особой самобытностью, «идущей из ощущения своих корней, от близости к земле, которая связана с происхождением большинства этих художников, в недавнем прошлом — выходцев из деревни, из суровой крестьянской среды... Отсюда — органика, почвенничество, самобытность: наиболее сильные, характерные черты в творчестве художников российской провинции, ставшие в последние годы столь притягательными для цивилизованного Запада». (А. Г. Янбухтина. «Открытие живописи Михаила Кузнецова» // «Рампа», 1996, №2).
С недавних пор в творчестве Кузнецова присутствует и еще один благодатный образ — образ села Николо-Березовка что в Краснокамском районе республики. Село славится богатой историей, памятниками архитектуры и добрыми людьми, которые беззаветно любят свой край и бережно сохраняют традиции православной веры. Один из них — Валерий Григорьевич Тетерев, известный коммерсант и меценат, человек деятельный, которого ведет по жизни его предназначение: возродить и преумножить былую красу и славу Николо-Березовки. Личность В. Г. Тетерева поразила М. Д. Кузнецова своей мощью и искренностью, стремлением к созидательному труду. Художник откликнулся на приглашение посетить Николо-Березовку, приехал летом, да так и остался до осени: писать картины в таком месте одно удовольствие — душа сама просит, глаз радуется! Так и появились, рожденные вдохновенным талантом мастера произведения «Свято-Троицкий собор в Николо-Березовке», «Дорога к храму», «Долина в Николо-Березовке», «Большая Кама» (все — 2003), а также «Ветер с Камы», «Камыши», «Прощальная пора», «Дорога в гору», «Руины церкви Серафима Саровского», «Николо-Березовский собор на Каме», «Сосна» (все — 2004). По рассказам Михаила Дмитриевича, сильнее всего его поразила долина Камы — своей вольной ширью, ощущением простора. И все же на большинстве полотен художника можно видеть изображения храма, и это не случайно: глаз сам направляется туда, храм — точка притяжения всего, что есть окрест.
Воскрешение Николо-Березовского храма имеет огромное значение не только для православных верующих Башкортостана, но и для всего православного мира, является свидетельством возрождения православной веры и культуры. К этому важному процессу оказался причастен и В. Г. Тетерев, а через него и М. Д. Кузнецов, как и другие художники Башкортостана.
Возвращаясь к выставке в «Президент Отеле», хочется отметить, что она создает цельное впечатление о творчестве М. В. Кузнецова как об искусстве могучем, суровом и лирическом одновременно. Выставка важна для художника как определенный творческий рубеж, не менее важна она и для зрителей, особенно для тех, кто пытается осмыслить сложные процессы, происходившие в изобразительном искусстве Башкортостана во второй половине ХХ века, свидетелем и непосредственным участником которых был художник.

 


Здесь читайте:

Эвелина Фенина. Жизнь в искусстве. О творчестве художника Алексея Кузнецова

 

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле