ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 

Антропологические исследования

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

КАНТ

VIII. Воображение и мысль

44. Ничтожность внутреннего опыта

Внешние чувства воспринимают предметы в пространстве. Рядом друг с другом. Внутренние чувства воспринимают отношения во времени. Одно после другого. Во времени мы пассивны. Оно идет необратимо и мы ничего с этим поделать не можем. Мы не может притормозить время и получить возможность для продолжительного рассмотрения какого-либо дела. А без этого рассмотрения опыт у нас не появится. "Пассивное в чувственности... причина всех зол, которые ей приписывают" . Только в мысли человек действует как субъект. Распоряжается своими способностями. Но это один опыт. Здесь мы учимся жить во внешнем мире. А внутренний опыт складывается у нас, если мы пассивны. А зуд значит, в каждом из нас есть такие представления, которые являются нам без нашего приглашения. Как если бы они были вестниками внешних откровений.

эти вестники, говорит Кант, ведут нас не к высшей истине, а в дом умалишенных. Нельзя увлекаться бессознательным. Непроизвольным ходом чувств и мыслей. "Кто умеет много говорить о своем внутреннем опыте... пусть излечится"". Наблюдения за собой легко приводят к фантазерству и помешательству. А поскольку антропологические знания складываются в ходе таких наблюдений, можно сказать, что антропология возникает и существует нЭ грани помешательства.

Внешний опыт неизмеримо выше внутреннего опыта. Конечно. в опыте нам нечто только является. И мы не знаем, как оно существует само по себе. Но эти явления упорядочены рассудком. А вот откровения о существовании во внутреннем опыте неупорядочены. Они создаются воображением.

 

45. Воображение опережает мысль

Внутренний опыт дает нам высшее откровение. Но это откровение мнимое. Во-первых, внутренний опыт сопряжен с воображением, а не с мышлением. Воображение бывает продуктивным и репродуктивным. Продуктивное воображение может сочинять. Выдумывать. И выдуманным водить нас за нос. Обманывать. Во-вторых, Бог создал человека так, что сначала он воображает, а потом мыслит. Мышление идет по следам воображения. Его болезненных фантазий. Конечно, мышление нас лечит. Но оно лечит не саму болезнь, не воображение, а его симптомы. Если бы мышление предшествовало воображению, то тогда не было бы самообмана. Непреднамеренных мыслей. Не было религии, внутреннего опыта, бессознательного и души. И воображение подчинялось бы рассудку. А художник - эстетическим правилам. Культурным нормам. А так они не подчиняются. И поэтому люди больны внутренним миром, куда сбрасывает свои образы воображение.

Только в мышлении человек опережает воображение. Только здесь он играет с представлениями. Мышление должно сохраняться чистым, очищенным от чувств и воображения. То есть оно должно быть мертвым.

 

46. Бессознательное как маленькое сознание

У гражданина мира нет бессознательного. Нет внутреннего мира. Ибо гражданином становятся в момент субъектности Я. А у субъектного Я нет бессознательного. Как можно знать, что у нас есть бессознательное, если мы его не сознаем? Поэтому Локк считал, что бессознательного нет. Хотя Лейбниц думал, что оно есть. И Кант допускал бессознательное, полагая, что мы его все-таки осознаем. То есть редуцируем к сознанию. Например, я сознаю, что я вижу человека. Хотя мне не видно его глаз, ушей, носа и т.д. Но я-то знаю, что у него все это есть, ибо есть у всякого человека. Неосознанное по Канту - это как бы смутно видимое. Поэтому его может довести до сознания простой бинокль. А это значит, что антропология Канта отделывается от проблемы бессознательного понимая его как маленькое сознание.

Гражданин мира не видит вещих снов. В снах Кант видит непроизвольное создание образов. "Сновидения не следует принимать за откровения из какого-то невидимого мира"

 

 

Оглавление:

I. Антропология как путешествие

II. Кант против Аристотеля

III. Антропология Адама

IV. Три порока человека

V. Антропология ума

VI. Человек-актер

VII.Болезни души

VIII. Воображение и мысль

IX. Время порока

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002