Гиренок Федор Иванович |
|
|
Антропологические исследования |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
КАНТIV. Три порока человека20. Три порока человека В кантовской антропологии полагается три естественных порока человека. Это лень, трусость и лицемерие. Если бы у нас не было этих пороков, то ничто не смогло бы приблизить нас к высшему физическому благу. Пороки Кант понимает как "черное золото" морали. Например, человек ленив. И любит пассивный покой. Ну, и слава Богу. Ведь, если бы не лень, то неутомимая злоба причинила бы людям больше зла, чем его совершается в настоящее время. Рука провидения видна и в том, что она сделала нас трусливыми. Ведь, если бы люди не были трусливы, то в жажде крови они истребили бы все человечество. Ни один человек не может не лицемерить. Если бы не было симуляции и обмана, то не было бы и предателей. Быть предателем естественно для человека. Не будь Иуды и Христа, было бы некому предать. Без врожденной злости человека ни одно государство не смогло бы долго просуществовать. И если они существуют, то потому, что еще есть предатели. Антропологически оправдано существование не государства, а предателей.
21. Принуждение к порядку Сам по себе- человек ничтожен Людям вообще нечем особенно сильно хвастаться. Их глупость и злобность запечатлены в моральной физиогномике. Против злобы есть только одно средство: дисциплина. Подчинение людей общей воле. Кант протестант. Он в борьбе со злом полагается на принуждение. На силу насилия. А не на любовь. Жестокость принуждения, возможно, делает человека культурным. Учит его подчиняться общей воле. Но общая воля персонифицируется в воле единичного. И поэтому она одна распространяется на всех. То есть Кант допускает насилие со стороны воли одного как цену культурного прогресса. Как эффективный способ одомашнивания человека. Один народ - одна воля - один фюрер. И если правитель тиран, то все равно никакого права на сопротивление у народа нет. Люди обязаны терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми. "Малейшая попытка в этом направлении составляет государственную измену, и такого рода изменник может караться смертной казнью как за попытку погубить свое отечество". 22. Деятельностная антропология "Человек сам себе дает себя". Эта кантовская формула бессмыслицы лежит в основе деятельностной антропологии. То есть нельзя мыслить человека как бытие или небытие. Его лучше представлять как действие.- Ведь, если мы будем мыслить человека как бытие, то неизбежно придем к антиномиям. Ибо рождаясь, человек будет рождаться без себя. Ему будет не хватать себя. Чтобы себе дать себя. нужно, чтобы тебя не было. А если тебя нет. то как ты можешь себе дать себя. 23. Человек как цель самого себя Не имеет смысла и другая формула Канта, согласно которой человек есть для себя своя последняя цель. У бытия нет цели. Оно есть не для чего-либо, а субстанциально. А вот действие структурируется целью. Поэтому человек как действие имеет цель. И эта цель он сам. А поскольку целью не может быть то, что есть, постольку целью действия является то, чего нет. Человек предстает и как то, чем достигается цель, т.е. средством, и как то. что достигается. Как цель. Поэтому человек понимается и как средство, и как цель. Как то, что само себя делает. Всякое действие - это событие. И как событие оно обессмысливает смыслы. Пространство бессмысленности непременно заполняется событиями. Человеком-действием. Полное действие человека возможно только при нулевом смысле. Кант выбрал не смысловую, а событийную перспективу существования антропологической реальности. Кант - человек деликатный. Он не мог прямо заявить о том, что мир заполнен событиями и поэтому лишен смысла. Ведь для этого нужно было объявить о разрыве с христианской традицией, с Богом. Он не говорит, что Бога нет. Он говорит, что человек есть последняя цепь. И в этом смысле Кант гуманист. Человек просвещения, обучающий людей действиям в десакрализованном мире. В мире нулевой святости. При невозможности любого действия "во имя". Ибо в этом мире нет даже следов святости. Кант снижает уровень человека, делая его неокончательным. Практичным и целенаправленным. Ведь если ты и есть твоя последняя цель, то в пространстве этой цели уже невозможна встреча абсолютного и относительного. Невозможна мистерия. То, что направляет человека ввысь. К небу. Прочь от земли. И человек, как какая-нибудь ризома, расстилается по поверхности. Становится горизонтальным существом, тем, что есть только здесь и только сейчас. Заземленность человека указывает не на связь с землей, не на укорененность в почве, а на приложение к поверхности земли. И в этой прикладываемости он скорее существует как "хомо", чем как антропос.
Оглавление:I. Антропология как путешествиеII. Кант против АристотеляIII. Антропология АдамаIV. Три порока человекаV. Антропология умаVI. Человек-актерVII.Болезни душиVIII. Воображение и мысльIX. Время порока |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002 |