ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 

Антропологические исследования

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

КАНТ

IV. Три порока человека

20. Три порока человека

В кантовской антропологии полагается три естественных порока человека. Это лень, трусость и лицемерие. Если бы у нас не было этих пороков, то ничто не смогло бы приблизить нас к высшему физическому благу. Пороки Кант понимает как "черное золото" морали. Например, человек ленив. И любит пассивный покой. Ну, и слава Богу. Ведь, если бы не лень, то неутомимая злоба причинила бы людям больше зла, чем его совершается в настоящее время. Рука провидения видна и в том, что она сделала нас трусливыми. Ведь, если бы люди не были трусливы, то в жажде крови они истребили бы все человечество.

Ни один человек не может не лицемерить. Если бы не было симуляции и обмана, то не было бы и предателей. Быть предателем естественно для человека. Не будь Иуды и Христа, было бы некому предать. Без врожденной злости человека ни одно государство не смогло бы долго просуществовать. И если они существуют, то потому, что еще есть предатели. Антропологически оправдано существование не государства, а предателей.

 

21. Принуждение к порядку

Сам по себе- человек ничтожен Людям вообще нечем особенно сильно хвастаться. Их глупость и злобность запечатлены в моральной физиогномике. Против злобы есть только одно средство: дисциплина. Подчинение людей общей воле.

Кант протестант. Он в борьбе со злом полагается на принуждение. На силу насилия. А не на любовь. Жестокость принуждения, возможно, делает человека культурным. Учит его подчиняться общей воле. Но общая воля персонифицируется в воле единичного. И поэтому она одна распространяется на всех. То есть Кант допускает насилие со стороны воли одного как цену культурного прогресса. Как эффективный способ одомашнивания человека. Один народ - одна воля - один фюрер.

И если правитель тиран, то все равно никакого права на сопротивление у народа нет. Люди обязаны терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми. "Малейшая попытка в этом направлении составляет государственную измену, и такого рода изменник может караться смертной казнью как за попытку погубить свое отечество".

22. Деятельностная антропология

"Человек сам себе дает себя". Эта кантовская формула бессмыслицы лежит в основе деятельностной антропологии. То есть нельзя мыслить человека как бытие или небытие. Его лучше представлять как действие.- Ведь, если мы будем мыслить человека как бытие, то неизбежно придем к антиномиям. Ибо рождаясь, человек будет рождаться без себя. Ему будет не хватать себя. Чтобы себе дать себя. нужно, чтобы тебя не было. А если тебя нет. то как ты можешь себе дать себя.

23. Человек как цель самого себя

Не имеет смысла и другая формула Канта, согласно которой человек есть для себя своя последняя цель. У бытия нет цели. Оно есть не для чего-либо, а субстанциально. А вот действие структурируется целью. Поэтому человек как действие имеет цель. И эта цель он сам. А поскольку целью не может быть то, что есть, постольку целью действия является то, чего нет. Человек предстает и как то, чем достигается цель, т.е. средством, и как то. что достигается. Как цель. Поэтому человек понимается и как средство, и как цель. Как то, что само себя делает.

Всякое действие - это событие. И как событие оно обессмысливает смыслы. Пространство бессмысленности непременно заполняется событиями. Человеком-действием. Полное действие человека возможно только при нулевом смысле. Кант выбрал не смысловую, а событийную перспективу существования антропологической реальности.

Кант - человек деликатный. Он не мог прямо заявить о том, что мир заполнен событиями и поэтому лишен смысла. Ведь для этого нужно было объявить о разрыве с христианской традицией, с Богом. Он не говорит, что Бога нет. Он говорит, что человек есть последняя цепь. И в этом смысле Кант гуманист. Человек просвещения, обучающий людей действиям в десакрализованном мире. В мире нулевой святости. При невозможности любого действия "во имя". Ибо в этом мире нет даже следов святости.

Кант снижает уровень человека, делая его неокончательным. Практичным и целенаправленным. Ведь если ты и есть твоя последняя цель, то в пространстве этой цели уже невозможна встреча абсолютного и относительного. Невозможна мистерия. То, что направляет человека ввысь. К небу. Прочь от земли. И человек, как какая-нибудь ризома, расстилается по поверхности. Становится горизонтальным существом, тем, что есть только здесь и только сейчас. Заземленность человека указывает не на связь с землей, не на укорененность в почве, а на приложение к поверхности земли. И в этой прикладываемости он скорее существует как "хомо", чем как антропос.

 

 

Оглавление:

I. Антропология как путешествие

II. Кант против Аристотеля

III. Антропология Адама

IV. Три порока человека

V. Антропология ума

VI. Человек-актер

VII.Болезни души

VIII. Воображение и мысль

IX. Время порока

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002