Гиренок Федор Иванович |
|
|
Антропологические исследования |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
КАНТVI. Человек-актер36. Почему люди несчастны "Многие люди чувствуют себя несчастными оттого, что не умеют отвлекаться"^ Ведь чувства людей не спят. Они бодрствуют и все время навязывают человеку какие-то представления. Чувства навязывают себя, а ты от них отвлекайся. Показывай им свою волю. Пусть не они тобой распоряжаются, а ты ими. Вот ты пошел по пути мысли, а чувства тебя отвлекают. Забавные картинки подсовывают. И тебе хочется свернуть с бесцветного пути мысли на цветущие тропинки чувств. А этого делать нельзя. Чувства тебя обманут. Подведут. Они не устойчивы. Кант приводит пример. Допустим, пришло время и тебе надо жениться. И ты нашел ее. И все хорошо. Она богата. Но вот беда, у нее зуб гнилой. Изо рта дурно пахнет. Ты к ее подружке. А у нее на лице бородавка. Эти метания провоцируются чувствами. Они отклоняют тебя от цели, Ну, так ты, говорит Кант, отвлекись от них. Не обращай внимания на бородавку с гнилым зубом. Сосредоточься на богатстве. Не сбивайся с пути. Если ты не сделаешь отвлечения, то ты будешь несчастным. Археовангарду не нравится теория отвлеченности Канта. В ней рассудок выступает как начальник. А чувственность как чернь. Как слуга. Нечто пассивное. Даже Гегель пытался исправить Канта в своей теории раба и господина, а также в определении того, кто мыслит абстрактно. Археовангард устанавливает собор рассудка и чувственного в живом сознании, прослеживая сопряжение события и смысла.
37. Человек как актер Если чувственные представления играют нами, но мы должны их перехитрить. Сыграть роль. Отвлечься от того. что испытываем. Ведь когда мы что-то испытываем, мы пассивны. А пассивность, как замечает Кант, свойственна провинциалам. Плебеям. То есть только у плебеев естественность вытекает из сердечной простоты. Вот она вытекает из тебя без твоего на то соизволения и ты не субъект. Ты чернь. Быть провинциалом плохо. Хорошо быть актером. Субъектом. И умело сыграть роль сердечного человека. Конечно, никакой сердечности у тебя нет. Но она и не нужна. Ведь если бы она была, то она бы была не по твоей воле, а естественно. Как стихия. Подчиняя себя тебе. Лишая тебя субъектности. А вот когда ее у тебя нет, ты можешь ее играть. И тогда ты субъект. Актер. А естественность вытекает уже не из сердца, а из умения держать себя. Пока ты держишь себя, у тебя есть содержания. Манеры. Ты можешь не быть, а казаться. Но как только ты перестанешь держать себя, обнаружится обман. Ибо кроме воли, ничего у тебя не было. Была пустота и видимость. Люди актеры, потому что они пусты. Только пустой человек субъектен. "Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры". Того, что они высказывают, нет. Но они не обманывают. Ибо так принято в мире. Благодаря тому, что.*человек играет роль, притворно высказывая в течение длительного времени "добродетели». они мало-помалу могут действительно пробудиться и стать убеждениями. Уверенность Канта покоится на предположении, что воля всегда сопряжена с рассудком и противостоит чувственности. Но воля может быть коррумпирована чувствами. И в этом случае субъектность должна переместиться в сферу чувственности, а не рассудка. Теория актерства людей имеет смысл, если внешнее ставится выше внутреннего. Внешнее без внутреннего - это видимость. И это хорошо. Ибо эта видимость конституирует в нас актерство. Человеком является тот, кто играет роль человека. Внутреннее без внешнего - это плохо. Это болезнь, к которой относится всякая искренность, непосредственность и подлинность. Но, если бы люди только играли роль людей, т.е. были актерами, то они бы перестали пить вино. Ни одна видимость не может опьянеть. Показать то. что у нее внутри. Ведь то, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. А у нее нет этого языка. Подлинное опьяняет, вино становится средством искренности Опьянение не содействует обмену мыслями. Но оно позволяет забыть трудности жизни. Кант почему-то уверен, что не напиваются только евреи. священники и женщины. Но это значит, что в них доминирует видимость. И нет тоски по подлинному.
38. Обмен пустыми знаками "Обманщик будет обманут в нас самих" . Этот тезис Канта допускает хитрость морали. Изворотливость разума. Ведь у разума нет силы. Она есть у чувственности. Силой чувственность не победить. И поэтому Давид побеждает Голиафа хитростью. Удвоением обмана. Каждый человек должен уметь притворяться. Вступать в публичный обмен пустыми знаками. Означаемым без означаемого. Дело не в том, кто ты есть. Важно, каким ты кажешься. Как тебя воспринимают. Глупо притворяться злым, ибо ты уже зол. Следовательно, ты можешь притворяться добрым. Глупо притворяться глупым, ибо ты и так глуп. И умно строить из себя умного. Играть роль честного. Вся антропология Канта построена на представлении о том, что видимостью добра рождается добро. Кажимостью чести создается честь. Эти метаморфозы он называет хитростью морали. Дозволенной моральной видимостью. Культура запрещает бытию быть. Вытесняет дословность подлинного. Она культивирует игру. Правила обмена пустыми знаками. Например, манеры - это видимость. Пустой знак. И вежливость тоже видимость. Канта приводила в восторг своей пустотой фраза Аристотеля: "Дорогие друзья, нет никаких друзей". Ни одна добродетель не самоценна. Все меняется и разменивается. Лучше разменная монета, пустой знак, чем ничего. Дорога даже видимость добра в другом человеке, ибо из нее. как полагал Кант, может получиться что-то серьезное. Кто-нибудь да и обменяет разменную монету на чистое золото. Нельзя обмениваться пустыми знаками только с самим собой. Нельзя себе показывать себя как по-видимому доброго. Вообще-то видимость не обманывает, если ты предназначаешь ее для другого. А вот для себя ее не надо использовать. Ибо здесь-то в тебе она и может обмануть. Вот ты украл что-то, а себе говоришь, что ты не вор, что ты совершил доброе дело. Справедливость. То есть ты как бы и не виноват. Или вот ты покаялся и это покаяние создает видимость искупления вины. Поэтому Кант недолюбливал раскаяние и покаяния. Ибо они тебе показывают тебя, но уже невиновным и ты отказываешься делать себя лучше. Кант знает антропологию права и не признает антропологию правды. Лишенное морали не искупает моральную вину.
39. Обман лени Естественно быть ленивым. Ничего не делать и это хорошо. ибо ничего не делая, та не делаешь и дурного. Склонность к покою рождает скуку. Но если весь мир построен на обмане, то и лень надо обмануть. Грубой силой ее не победишь. Люди склонны поддаваться обману. Вот ты ленив и тебе скушно. И от скуки ты садишься играть в карты. На деньги. Во время игры надежда сменяется страхом. И это смена тебя забавляет. Искусство - это метафоры игры в карты. Оно полагает обмануть лень. Кант не любил искусство. Особенно музыкантов, считая их поверхностными. Обращающимися только к чувству, а не к рассудку. Он любил играть в карты, ибо эта игра "представляет собой лучшее развлечение и лучший отдых после продолжительного напряженного мышления..." Если не получается игра в карты, то можно сходить на спектакль. Например на "Царя Федора Иоанна". А затем вернуться домой и поужинать. После спектакля ужин хорошо переваривается.
40. Скука Скучают, как правило, люди образованные. Караибы не скучают. Они бесстрастны по природе. Пойдет караиб на рыбалку и сидит весь день с удочкой. Рыбы нет, а он сидит. И ничто его не волнует, не заставляет искать смены настроений. Образованная публика на рыбалку не ходит. Она любит читать книги для смены чувств Для развлечений. И эта ее страсть ненасытна. Все бесконечное множество книг не сможет наполнить пустоту чтения, образованного человека. Ибо голова его при этом остается всегда пустой. (Незанятой. И ему нечего опасаться пресыщения. Покой караиба основан на безразличии к жизни. На несуетливости мудреца. Чтению интеллигента предпослана скука. И пустая голова. Но зато у него есть развлечение. Деятельная бездеятельность. Для Канта караиб - это примитив. Что-то негативное. Его покой объясняется тем, что у него в голове нет мыслей. Вот, если бы они у него были, то был бы и стимул к действию. И было бы страдание. Тем самым Кант манифестирует заблуждение 18 века: будто мысль сама по себе уже является действием и не нуждается для своего существования в силе того, что вне мысли. В интересе, в страсти и аффекте. Поэтому не важно: есть мысли или нет мыслей. Это не объясняет покой караиба. В действительности. у него нет аффектов и страстей. Он находится в состоянии апатии. А это состояние мудреца. Караиба приводит в это состояние не ум, а природа. И поэтому следует говорить об умно устроенной природе, которая недеянием достигает то, что умному человеку иногда приходится делать. Караиб, изображая предмет, пытается придать ему значение. У него не понятийный строй мышления, а символический. Человека, У которого много символов и мало понятий. Кант называет дикарем. К образованным людям относятся те, у кого мало символов и много понятий. Например, вот интеллигент. Он говорит: давай заключим мир. И обязательно обманет. У него понятийное мышление. А вот караиб. Он говорит: давай зароем боевой топор. И зарывает. Не обманывает. У него символическое мышление. У Канта образы вещей представляют не вещи, а понятия. И поэтому они символы. У Караиба символы представляют вещи. И поэтому они образы. Караиб близок к дословному. Кант -к слову. Не занятой и ему нечего опасаться пресыщения.
Оглавление:I. Антропология как путешествиеII. Кант против АристотеляIII. Антропология АдамаIV. Три порока человекаV. Антропология умаVI. Человек-актерVII.Болезни душиVIII. Воображение и мысльIX. Время порока |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002 |