ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 

Антропологические исследования

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

КАНТ

V. Антропология ума

24. Ум и ничто

Пока ничто ничтожит человек деятелен. Чтобы быть, ему нужно себе давать себя. А чтобы себе давать себя, нужен ум. Кто думает сам, тот умен. Кто думает не сам, тот глуп. Глупым людям хорошо. Им весело. У них компания. Умный человек одинок. Ан

тропологически ум укоренен не в бытии, а в ничто. Ведь. если бы он бы укоренен в бытии, то никто бы не стал лишать себя радостей жизни ради ума. И ум бы зачах. Лишь когда жизни угрожает ничто, тогда приходится радости жизни менять на ум. Люди умны не от хорошей жизни. В кантовской теории ума нет ясности по поводу энтузиазма. Того, что питает ум. Дает ему энергию. Заставляет человека двигаться.

 

25. Солипсист

Кант философский волшебник. Его слова чаруют и очаровывают. И избавиться от этих чар практически невозможно. К примеру, Кант называет человека единственным свободно действующим существом. И это название завораживает видимостью своей понятности. Человек действует потому, что нет в составе бытия того, что называлось бы человеком. А нет его там потому, что он еще не совершился. А вот почему это мы "свободно" действуем - это не ясно. Вернее, не ясен момент, в который мы обретаем свободу. Ведь человек зависит от многого. От всего. Даже от настроения. Когда же мы избавляемся от этой зависимости? В кантовской антропологии витиевато указан момент делания себя. Пространство субъектного расширения. За счет того, что от него не зависит. Хорошо расширять свою натуру наедине с самим собой. А чтобы не зависеть еще и от тела, от чувств и от практических мыслей, желательно очистить себя от них и поместить себя в пространство чистого мышления. Того мышления, которое мыслит себя.

Иными словами, свободно действовать может только тот, что не полагает себя как цель в другом. В инобытии. Только в чистом мышлении мы ни от чего не зависим. Ибо оно зависит от нас. Только здесь субъект совпадает с объектом. Следовательно, в познании свободно действующее существо предстает как солипсист. В жизни оно предстает как эгоист. Как человек, который делает себя в другом. Используя другого. Во всех этих случаях свобода приписывается субъекту. А субъектом ты можешь быть относительно сделанного и не объективируемого. Оно всегда твое. Поэтому свободен только солипсист. Чувства не играют им. Он всегда здоров.

 

26. Глубокие люди

Все глубокие люди больны. Ибо они представляют мир посредством чувства. Кант не любил глубоких людей, полагая, что ими могут играть смутные представления. Смутность возникает в пределах их внутреннего мира, того, что не объективируется. Вот, например, время. Его нельзя созерцать как объект. Оно предстает как смена чувств. В нем ты воздействуешь на себя, а не на другого. В терминах внутреннего мира нельзя отличить причину и действие от простой последовательности чувственных представлений. И поэтому мы все время путаем причину со следованием во времени. Никому не надо изобретать собственный мир и рассуждать в этом мире. Изобретая свой мир, ты уподобляешься солипсисту. И теряешь контакт с реальностью. Полагая общий с другими мир и рассуждая в этом мире, ты обрекаешь себя на скуку. Без глубоких людей мир становится серым Однообразным. Кант выбрал скуку и однообразие. Археоавангард выбрал смех. идущий из темноты глубокого.

 

27. Лечение умом

Глубоких людей нужно лечить мышлением. Эту рецептуру придумал Кант. Ведь мыслить - значит представлять мир посредством понятий. Если в глубинах внутреннего мира рождаются фантазмы и совершается забвение чувства реальности, то задача ума состоит в том. чтобы перехитрить чувственность глубокого. Вытащить ее на свет понятий, вывернуть наружу и задать культурными формами. Действием по правилам. Правда, по правилам действуют слуги и чиновники. Но им ум не нужен. У них ум заменяют правила. В антропологических настроениях Канта предпочтения отдается правилам, а не уму.

 

28 Замещение ума

Помимо правил ум может быть замещен социальными практиками. То есть лично ты можешь быть и неумным, если умны социальные практики. Кант не особенно верил в ум как некое личное качество. Ведь что ты можешь с ним сделать? Ничего. В лучшем случае ты можешь этим своим качеством заткнуть какую-нибудь социальную дыру. Или подменить глупую социальную институцию. Незрелый социум нуждается в глубоких людях. В человеческих качествах. Чтобы ими заполнять свои пустоты. Канту нравились умные социальные практики. Ибо этими практиками могут пользоваться даже глупые люди. Зрелая социальность безразлична к качествам людей. К их глубине. Ее устраивает человек без свойств.

Делать добро из долга скучно. Если бы добро делали только по моральным мотивам, как их понимал Кант, то никакого добра давно бы уже не было. К моральным мотивам надо добавлять чувственное удовольствие. Поэтому душу надо оживлять. Разум это делает примерами, которые, правда, не всегда действуют. Природа - аффектами. Она берет в руки вожжи и к мотивам моральным добавляет еще мотивы чувственного побуждения, которые Кант называет почему-то патологическими. Например, ты делаешь добро не из долга только, но и в силу своей влюбленности. То, что делает ум при помощи понятий и идей, может делить и природа при помощи аффектов, играя чувствами удовольствия и неудовольствия. Поэтому аффекты следует рассматривать не как временный суррогат разума, а как постоянный источник энтузиазма живого сознания.

Кроме аффектов живое сознание использует еще и иллюзии. Практические заблуждения. Каждый человек нуждается в том, что дает ему силы. Оживляет его. В иллюзиях. В полагании реальности предметов воображения.

Ум может быть замещен и естественными побуждениями. Например. Если у тебя перестала работать голова, то ты можешь обратиться к печени. Она позволит тебе, как говорил Платон, составить предсказание. Поможет предвидеть. Все прорицатели работают не головой, а печенью. Согласно Канту, ум замещает любовь к жизни. Или половая любовь. То есть эти побуждения уже сами по себе умно устроены. И хотя это не социальные институции. Не являются они и личными качествами человека.

 

29. Максимы мысли

Никто не должен умствовать без цели. Давать разуму возможность работать в холостую. Ибо это будет неистовство ума. Чтобы быть умным, нужно соблюдать три максимы. 1. Мыслить самому. 2. Мыслить себя на месте другого 3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Мыслить самому. Каждый должен извлечь ум из самого себяю Сделать так, чтобы в твою голову ничто не попадало без твоего на то согласился. Если другой захочет тебе помочь в деле мысли, то ты от этой помощи должен отказаться. Не надо проверять свои суждения с помощью рассудка других людей. Ведь, если ты начнешь проверять себя другим, то твой ум перестанет быть твоим. И тебя легко можно будет обмануть.

Мыслить себя. Твоя мысль должна мыслить себя, а не мысль другого. Не нужно ставить себя на место другого, чтобы понять его. На месте другого всегда должен быть ты сам, чтобы понимать себя.

Мыслить в согласии с собой, а не с чувствами. Уму не требуется согласие с традицией. С общим мнением. С суждениями экспертов. Чтобы быть, уму нужно быть в согласии с самим собой. Не противоречить себя.

Все эти правила, как ни странно, предназначены для эгоиста и солипсиста. "Проблема, имею ли Я как мыслящее существо основание признавать помимо своего существования еще и существование всех других существ ... есть вопрос не антропологический, а метафизический". Практически все люди эгоисты.

Логическими эгоистами являются философы. Им не нужно проверять свои суждения с помощью рассудка других людей. "Нам, - говорит Кант, - нельзя в подтверждение наших собственных суждений ссылаться на мнения других...". Эстетическими эгоистами могут быть все люди. Ведь каждый ищет критерий прекрасного только в себе, а не в другом. Каждого устраивает его вкус. Моральные эгоисты мечтают о собственном счастье и не думают о долге.

Плюрализм и свобода печати как институции смягчают эгоизм. Указывают на то, что Я охватывает не весь мир. Что ты гражданин мира.

Логический эгоизм философа является скрытым признанием того, что народ туп. И ученое сообщество тоже глупо. Оно не мыслит. Ведь если бы оно мыслило, то не нуждалось для этого в свободе печати. В возможности проверить свое суждение при помощи суждения других. А оно нуждается. Это философу ничего не надо. кроме согласия с собой.

"Проблема, имею ли я как мыслящее существо основание признавать помимо своего существования еще и существование всех других существ... есть вопрос не антропологический, а метафизический"

 

30 Мысль как власть

Кант - немец. И поэтому он полагал, что мыслить - значит командовать. Представлять посредством понятий. Ведь понятие -это не то, что тобой пойято. Это правило И есть те, которые сочиняют правила. Это генералы и философы. Им подчиняются. Собственно, разум это привилегия. То, что отделяет высшее общество от остальных людей. Простым офицерам достаточно способности суждения, т.е. уметь применять правила. Это их обязанность. Ну, а черни, т.е. народу, довольно и здравого смысла. Соответствия понятия цели применения. Например, это чайник. Он нужен для того, чтобы в нем кипятить воду. А это дрова. Они нужны для того, чтобы развести огонь. В понятии содержится только то, что нужно для цели. Не больше того. И не меньше того.

Для того, чтобы мысль перестала быть силой, органом власти нужно лишить ее понятий-правил. И, следовательно, нужно сделать ее доступной. Сообщенной с каждой точкой антропологического пространства. Никто не имеет исключительного права на мысль, если мыслят картинками. Клипами. Многозначными словами. Мыслить - не значит устанавливать правила. Если бы мысль рождалась всякий раз заново из образа мыслей, то люди бы перестали спать. Они бы непрерывно мыслили. Тогда же как выспавшийся человек - это человек как бы рожденный заново Рождающееся каждый раз заново - это метафора сна. Выспавшегося человека, а не образа мыслей. То, что делается по правилам, лишено духа. Рассудок убивает дух.

Мышление - это разговор с самим собой и о себе! Если бы возник разговор с другим, то мышление перестало бы быть мышлением. И стало бы коммуникацией. И человек перестал бы думать сам. В разговоре с другим ты перестаешь внутренне слышать себя. А мыслить - это значит еще и слышать себя.

Коммуникация нуждается в однозначных словах. Мышление возможно и без слов-терминов Язык обознэчает мысли, но мысли не возникают в обозначении. Говорящие на одном языке могут быть бесконечно далеки друг от друга по понятиям. Кантовская теория мышления предполагает, что общее выше единичного. И на этом основании рассудок им ставится выше чувственности. Выше созерцаний. Но созерцание без рассудка может обойтись, а рассудок - нет. Мысль - "меня нет" вообще не может существовать. если меня нет, то я не могу и сознавать, что меня нет.

 

31 .Утаивание мыслей

Все, что есть, есть то. что оно есть. Не скрываясь. А человек еще и мыслит. Так вот, умно скрывать мысли. Не показывать себя таким, каким ты есть. Ведь, если ты себя полностью обнаружишь, то ты обнаружишь свою пустоту. А тебе нужно быть в порядке перед самим собой. Поэтому умно утаивать мысли.

Утаивание мыслей создает второй план человека. Внутренний мир. То, что для себя, а не для других. Другим показывают первый план. Но по нему нельзя судить о том, что там на втором плане. Существованием второго плана человек отличается от животного.

Умно скрывать свои и узнавать чужие мысли. Дело не в том. сам ты подумал. Или не сам. А в том, ты скрыл мысли, если подумал, или не скрыл. Следствием существования умных людей являются ложь, притворство и обман.

 

32. Мыслить вслух

Чтобы избежать лжи и притворства, нужно думать вслух. Громко Чтобы кому-то еще только подумалось, а его уже было далеко слышно. Искренность требует мышления вслух Почему же никто не думает громко? Потому что искренность мысли несовместима с другим. Никто не сможет ужиться с другим, если будет думать вслух. Ведь вместе с мыслью высказывается и истина. Хорошо думать громко, если ты живешь один. Естественно быть одному и быть злым. Но одному не выжить. Ведь ты не Бог. И ты умрешь. Без дома. Без детей. То есть вымрут все мыслящие вслух. Поэтому каждому нужно учиться жить с другими. Думают в одиночестве. Выживают социально. Но никакая социальность, ни одно общество не может вынести истины, присутствия мысли. Человек скрывает мысли, чтобы жить в обществе и отказывается от истины, чтобы быть с другим.

 

33. Институции мысли

Вязкая мысль - это высказанная мысль. Думать громко -значит отождествлять мысль и высказывание мысли. Но общество налагает запрет на это тождество. Оно мысль отделяет от высказывания. Высказываемость становится институцией, независимой от мысли. Публичность, плюрализм, свобода относятся не к мысли, а к институции высказываемости. Мысли, если они существуют, то существуют как подпольные мысли. Поэтому умно скрывать мысли, а не высказывать. Кант - автор антропологической теории подпольных мыслей.

В человеке онтопогически укоренены ложь, притворство и обман. Чтобы выжить с другим, нужно поступать не по правде, а по правилам. Мысль и правила не связаны друг с другом. Развод истины и правил антропологически оправдан Кантом. Если их не развести, то правила погубят мысль.

 

34. Шум и ничто

Ум задается негативно. Он нужен тому, кто хочет выжить, столкнувшись с ничто. Но ничто ничтожит, если ты один. А если ты в обществе с другим, то ты живешь. И эта жизнь прячет от тебя ничто. А без ничто не может быть никакой мысли. И поэтому пока ты живешь, ты не мыслишь.

Только одинокий принужден быть личностью, т.е. он принужден самому себе давать себя. Удел одиноких - это раздор. Разногласие с другим. В соборе с другим не нужно себе давать себя. В соборе нет проблемы личности и подпольных мыслей. В нем все думают вслух. В соборе с другим есть проблема гула. Гул преодолевают криком, который вновь растворяется в шуме.

 

35. Покой и вопя

В шуме собора с другим устанавливается образ покоя и воли. Движение к жизни, свободной от гула публичности, ведет к монашеству. К ригоризму. К чистой жизни.

Кант не любил покой. Для него покой - это отдых, которому не предшествовало утомление трудом. Кант ценил чистое сознание. Сознание без бессознательного. Движение к чистому сознанию. ведет к солипсизму. Гносеологическому робинзону. Кант выбрал Робинзона. Ибо Робинзон - это он сам. Философ. И отверг монаха. Чистую жизнь. Равно как и живое сознание. Ибо живое сознания должно не мыслить, а работать.

 

 

Оглавление:

I. Антропология как путешествие

II. Кант против Аристотеля

III. Антропология Адама

IV. Три порока человека

V. Антропология ума

VI. Человек-актер

VII.Болезни души

VIII. Воображение и мысль

IX. Время порока

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002