Гиренок Федор Иванович |
|
|
Антропологические исследования |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
КАНТVII.Болезни души41 Душа и апперцепция Для русского сознания важно узнать, есть у человека душа или ее нет. Когда тебе говорят, что у тебя ее нет - это значит, что ты не человек. Ты машина. Ведь человек действует по правде, а машина - по правилам. По форме. В кантовской антропологии душа есть нечто незначительное. Это орган внутреннего чувства. А внутреннее чувство доводит до сознания то, что мы испытываем от воздействия на нас наших же мыслей. Вот ты подумал о халве, и тебе стало хорошо. Приятно. И если бы душа не сообщила сознанию, от чего тебе хорошо, ты бы этого и не узнал. То есть душа отвечает за осознание того, что ты сам испытываешь от воздействия на самого же себя. Заботой о душе длится состояние нашей пассивности. Бессубъектности и смутности. Ибо мы ведь никогда не узнаем, осознаем ли мы то, что испытываем. Или испытываем то, что осознаем. Кант душе противопоставляет апперцепцию. Чистая апперцепция - это хорошо. Это сознание того, что мы делаем. Душа испытывает. Апперцепция делает. В ней мы активны. Субъектны. Следовательно, все люди делятся на тех, у кого есть душа и на тех, у кого есть апперцепция. Одни осознают то, что они испытывают. Другие осознают то, что они делают. 42 Болезни души Зачем нам душа с ее испытаниями, если она подвержена заблуждениям? Во-первых, она внутренние .чувства принимает за внешние явления. Во-вторых, плод своего воображения она принимает за внушение извне. Свыше. А ведь это фантазмы Сновидения наяву. Спиритизм. Это болезнь. . Люди с душой придумают что-нибудь, сочинят, а потом считают, что все это сочиненное у них уже в душе было. Существовало. Душевный человек - это человек самообмана. Например, Паскаль - это человек самообмана. Ибо он предлагал погрузиться в свой внутренний мир. А это, говорит Кант, идиотизм. "Склонность погружаться в себя вместе с возникающими отсюда заблуждениями внутреннего чувства может войти в норму только тогда, когда человек возвращается к внешнему миру. И тем самым, к тому порядку вещей, с которым имеют дело внешние чувства" Паскаль» погружает нас во внутренний мир. Кант возвращает к внешнему миру. К порядку вещей. Излечивает от помешательства. Помешательство имеет четыре формы: идиотизм, умопомрачение, сумасшествие и безумие. Идиотами Кант называет тех, кто забыл привести свои представления в порядок. В систему. Беспорядочное помешательство характерно для женщин, обладающих пылким воображением. Никому невозможно понять, что они собственно хотят сказать. к идиотическим Кант относит и те способы философствования, которые носят фрагментарный, несистематический характер. Например, постмодернистскую философию. По большому счету всякая философия имеет идиотический оттенок чего-то незавершенного. Неокончательного. Умопомрачение свойственно философским параноикам. В них неистовствует разум. Они говоримое принимают за воспринятое. Самое интересное помешательство - это сумасшествие людей с нарушенной способностью суждения. Они склонны выдавать аналогии за понятия, сочетая несовместимое. Например, горе и радость, низкое и высокое. Это помешательство подобно поэзии. К нему склонны все творческие люди. Безумными Кант считает людей, которых интересуют принципы, свободные от критериев опыта. Например, постижение тайны святой троицы. Дураков нельзя поместить в дом для дураков. А душевнобольных можно. Всякий поэт безумен. Его безумие граничит с гениальностью. Стоит ли поэтов и художников заключать в дом творчества для сумасшедших? Не ясно. Кант об этом ничего не говорит. Никто не может сказать, что у него болит апперцепция. Ибо она не болеет. Рассудок не страдает. Болеют души. Болеющая душа - это и есть душа. Кант полагает существование здоровых душ, что которые иногда болеют. Отклоняются от нормы. А норма - это познавательная способность. Так вот Канта занимают болезни души, касающиеся ее познавательной способности. Например, если душа подчиняется аффектам и страстям, то она заболевает. Т.е. выходит из подчинения разуму. Когда ты болеешь, ты либо ипохондрик. Либо маньяк. У ипохондрика ход мыслей неправильный. И он знает, что он неправильный. Да сделать с собой ничего не может. У него больное воображение. Он некстати радуется. Некстати печалится. Ему мерещатся все недуги, о которых он узнает из медицинских книг. Ипохондрия становится причиной воображаемых телесных недугов. У маньяка, как и у трансцендентального субъекта, произвольный ход мыслей. И это хорошо. Плохо то, что ход мыслей маньяка складывается по правилам, не сопряженным с объективными правилами. Без соответствия законам опыта. Несогласованностью в сфере чувства рождаются идиоты. Несогласованностью в сфере рассудка рождаются безумцы. Безумие касается также фантазеров и энтузиастов. 43. Дух лечит душу Вылечить человека с душой - это значит избавить его от души. Перевести его из бессубъектного состояния в субъектное. Волевое. Вот он спрятался там, в глубинах внутреннего мира, притаился и воображает, а ты его оттуда извлеки. Заставь его вынырнуть. Верни к внешнему миру. К реальности. А чтобы он туда, во внутренний мир, больше не возвращался, разум должен дать его воображению образец априори. Поплавок, удерживающий на поверхности. Вот это работа разума называется Кантом духом. В Антропологии Канта Дух лечит душу.
Оглавление:I. Антропология как путешествиеII. Кант против АристотеляIII. Антропология АдамаIV. Три порока человекаV. Антропология умаVI. Человек-актерVII.Болезни душиVIII. Воображение и мысльIX. Время порока
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002 |