Вячеслав РУМЯНЦЕВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Так в чем же смыслы?

Татьяна Соловей, Валерий Соловей. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. М., Феория, 2009.

Статья первая

Книга сестры и брата Соловей «Несостоявшаяся революция» содержит в себе описание вещей очевидных, неочевидных, спорных, а то и таких, которые у того же читателя, который только-только удивлялся очередному описанному авторами парадоксу, вдруг вызывают острый приступ пароксизма. По крайней мере, я о себе самом так могу сказать: с интересом и даже с удовольствием прочитал текст, начиная с предисловия и вплоть до главы пятой «На путях к партии нового типа («Черная сотня»)», но далее вдруг «напоролся» на главу шестую «Погромы, евреи и антисемитизм». Многие ее тезисы представляются мне сомнительными, а другие – просто передергивание фактов, замена причин и следствий. Но об этом чуть позже, сначала хочу сказать о другом.

Повторю: большая часть книги (не только до шестой главы, но и после нее) вызвала неподдельный мой читательский интерес. И я уже после шестой главы объяснял себе: может быть, эта самая шестая глава, как и некоторые другие неоднозначные положения книги, является, так сказать, «вставной челюстью», данью некой необъяснимой блажи книгоиздателя… И это, может быть, было бы даже тактически в чем-то отчасти оправдано, в том случае, если авторы издавали книгу не на свои кровные, да и писали ее, не состоя более нигде, так сказать, на службе. Как говорится, любовь (к Отечеству, к народу) приходит и уходит, а кушать хочется всегда… Не скажу, что оправдываю такую, с позволения сказать, «гражданскую позицию», но понять мотивы пишущих в состоянии.

И все-таки начать свою рецензию хочу не с восхваления того, что в ней есть интересного, правильного, полезного, и не с критики того, что я считаю неверным, искажающим картину. Начать я хочу с того, чего в книге вовсе нет.

С того, в чем ее смысл.

+ + +

После заглавия книги Татьяна и Валерий дали подзаголовок: «Исторические смыслы русского национализма». Но местами авторы почему-то напрочь забывали как раз о смыслах рассматриваемого ими явления. Пишут в одной главе, например, о смыслах русского национализма в 90-е годы XX века. Де он отрицал либеральные идеи, был антидемократичным, анти-западническим, что он настаивал на особом пути развития русской цивилизации, отечественного общества. Затем, уже в другой главе, они пишут о том, что нынешний русский национализм, который буквально сегодня представляют и возглавляют уже совсем иные люди, вовсе не выступает против либеральных свобод, демократических институтов и не считает, что Россия обязательно должна развиваться своим особым путем, отличным от пути, по которому шествуют народы Западной Европы и США. Одно было при прежних лидерах – нынешние вожди от этого отказались. Другого прежде не было – теперь это нынешними вождями русских националистов признается как аксиома. То есть изменились именно исторические смыслы русского национализма, но авторы эту перемену не фиксируют: бывшее с настоящим не сопоставляют, произошедшую смену смыслов не анализируют (не только должным образом не анализируют, а вообще никак!) и выводов из происшедшего изменения не делают.

Почему?

Вот я и хочу в этом разобраться. Если уж авторы заглавие и подзаголовок книги не изменили, значит, хотели дело представить так, что они эти смыслы раскрыли и проанализировали.

Тем не менее, если внимательно прочитать книгу «Несостоявшаяся революция», то можно обнаружить немало мелких накладок, несоответствий. Но здесь оставим мелочь. Поговорим лишь о крупном. Так вот, авторы «проглядели» нечто сущностное, а именно: при самом активном участии государства русский национализм за последние два десятилетия поменял все свои исторические содержания, все смыслы. Давайте разберемся, когда это произошло и в чем именно состоит подмена?

В каком-то смысле ключевым поворотным пунктом (видимым для стороннего наблюдателя, ибо про авторов самого «проекта» мы ничего толком не знаем) в этом процессе стал декабрь 2004 года. Именно тогда по инициативе «вертикали власти» был упразднен праздник 7 ноября (если быть абсолютно точным, то смысл этого памятного Дня был подменен: его решено было отмечать всего лишь как годовщину военного парада на Красной площади в 1941 году!) и введен новый – 4 ноября.

Хорошо помню тот момент, когда 7-е заменили на 4-е. Как раз наблюдал за реализацией этой президентской инициативы в Совете Федерации. Самое острое впечатление получалось от того, что никто из участников дебатов не знал, что же именно произошло в 1612 году 4 ноября. Докладывал сенаторам председатель комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров. Помнится, участников обсуждения тогда заинтересовала методика расчета этой даты. Как известно, в 1612 году в России действовал Юлианский календарь, а в 1918 году был принят Григорианский, ныне действующий. При пересчете дат XVII века (со старого стиля на новый) разница составляет 10 дней. Докладчика спросили, по какой шкале времени у авторов закона получилось в итоге 4 ноября? Озеров в ответ сказал: “Мы должны с вами исходить не из Юлианского, не из Григорианского... – ориентироваться на церковный праздник иконы Божьей Матери”.  

Однако назвали этот праздник не именем иконы, а Днем народного единства. А бывший День согласия и примирения (он же бывший ранее Праздником Великой Октябрьской революции и успевший лишь отметиться под своим новым псевдонимом – годовщины парада на Красной площади, то есть 7 ноября) отменили. Для чего, собственно говоря, эта рокировка и затевалась…

Для чего затевалась? Только ли для того, чтобы отнять у самой многочисленной оппозиционной партии (КПРФ) повод собираться на площадях? Нет, теперь, по прошествии лет, мы видим: метили не только в КПРФ или даже не столько в нее. День 4 ноября оказался как обоюдоострая бритва: человеческая энергия, отобранная у коммунистического (социального) движения, тут же была запущена, как белка в колесо, в новый поток, в некотором смысле, с противоположным знаком. Как по мановению волшебной палочки День 4 ноября сразу же наполнился новым содержанием. На свет синхронно  с уничтожением дважды менявшего свое название бывшего дня Октябрьской революции появился «Русский марш» – серия манифестаций, проводимая организациями, позиционирующими себя как русские националистические, – вот какой начинкой заполнился этот осенний день.

Причем, власти, стоявшие за пультом того пускового механизма, который обеспечил это перераспределение энергий, практически тут же принялись русских националистов преследовать и подавлять. Впрочем, не всех в равной мере. И это – заметьте – самое интересное тут обстоятельство. Именно теперь проявилась разница смыслов, о которых «забыли» авторы рецензируемой мной книги. Гонениям стали подвергаться только русские националисты со строго определенными смыслами, а именно, со старыми.

Каким же смыслом наполнились лозунги и призывы новых вождей русского национализма? Оказывается, перемена произошла кардинальная. Поменялось полностью содержание провозглашаемых «тезками» прежних русских националистов идей. Так, новые вожди уже не имеют ничего против ныне существующих рыночных отношений. И это весьма существенное, хотя и не главное, отличие от русских националистов последних советских времен.

Дело в том, что так называемая советская социалистическая экономическая модель представляла собой альтернативу торжествовавшему в мире еще на рубеже XIX – XX веков ссудному капиталу. Ссудный капитал или, говоря библейским языком, ростовщичество или «риба» являлся главным смыслом и вместе с тем основным инструментом закабаления стран и народов: навязываются кредиты, которые никогда невозможно выплатить. При помощи этого универсального инструмента финансисты-ростовщики ставили под свой контроль целые континенты. А тут вдруг (в октябре 1917 года) одна шестая часть суши (!) выбилась из-под их финансового господства! Не стану сейчас вдаваться в детали. Выход из всемирной системы ссудного закабаления начинался еще социалистическими утопиями («утопическими утопиями») Ленина (прямой продуктообмен вместо товарно-денежного обращения), но на практике альтернативная экономическая модель была построена под руководством Сталина к началу 30-х годов XX века. В своем последовательно неизменном виде она просуществовала лишь до середины 50-х годов.

Так вот, генерация русских националистов советского времени вполне сознавала ценность этого прорыва, вырвавшего Россию из когтистых лап банкиров-финансистов. Сознавала и ценила. И это даже несмотря на то, что к закату Советского Союза многие былые позиции были сданы. Например, после реформ брежневского правления в качестве показателя для оценки деятельности социалистического предприятий была введена прибыль, то есть чисто всемирно-рыночный (торгашеско-ростовщический) критерий, а сама советская экономическая модель демонстрировала – именно в силу внесенных в нее корректив и разложения правящей партийно-хозяйственной «знати» – свою неэффективность. Подчеркиваю: это лишь один позитивный тезис, который мы можем отметить, так сказать, у советских русских националистов.

А что сегодня? Против современной грабительски-рыночной модели, построенной сегодня в России, по существу не возражают ни лидеры скандально известной ДПНИ, ни фракции «Родина» в Государственной Думе (теперь ее место заняла «Справедливая Россия»), ни тем более остальные мелкие националистические группы, порой называемые «фашистскими». Вот Адольф Гитлер провозгласил борьбу с судным капиталом. А эти ничего против него не имеют. Выводы про ангажированность нынешних «фашистов» делайте сами.

Далее. Современные тезки русских националистов не возражают и против парламентской демократии, даже в том весьма условном виде, в каком она реализована сегодня в России. Напомню: старые русские националисты были противниками продажно-лживой имитирующей народовластие парламентской демократии как формы политической организации страны. Русские националисты 90-х ее не одобряли. Да и тот же Гитлер называл западную демократию плутократией. А нынешние сегодня всерьез обсуждают поправки к миграционному законодательству (в рамках ныне действующего Парламента, разумеется). Однако и расхождение по этому тезису не составляет самое главное различие русских националистов 90-х годов прошлого века и нынешних разного рода ДПНИ.

Главным, что отбросили нынешние тезки, стало утверждение «стариков» об особенном самобытном пути развития русской цивилизации. По убеждению современных «вождей» русского национализма, самобытность русского народа ограничивается балалайкой и матрешкой (balalayka, matrioshka, vodka). Иными, словами, тезки приняли все те нормы, которые уже приняты их коллегами – националистами стран Западной Европы.

Итак, старые идеи русских националистов выброшены. А что же нового?

Среди идей современного русского националистического движения появились такие, которых не было в 90-е годы XX века. Русские националисты 90-х годов этнофобией, то есть явным и открытым выражением неприятия в отношении представителей других (малых) народов России, не страдали. Плохо ли это, хорошо ли – не в том суть разговора. А суть в самом факте: русские националисты советского времени этнофобией не страдали. Этнофобия не была им присуща ни в коей мере. И это в то время, когда на Западе вовсю куролесили такие деятели как Жан-Мари Лё Пэн и ему подобные. Западные националисты делали ставку исключительно на ограничение иммиграции и на изгнание хотя бы части иммигрантов из страны. У нас тогда – подчеркиваю – ничего подобного не было и темы такой не поднималось.

Зато уж нынешние русские националисты, отринувшие тезис о самобытности русской цивилизации, выставили на самое видное место именно этнофобские лозунги. И самое заметное (для прессы) движение в своем самоназвании зафиксировало: «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ). А самым запоминающимся действом парламентской фракции Родина стал клип про то, как кавказцы арбуз едят да корки на пол кидают, а Д.Рогозин им и говорит так двусмысленно: «Убирайтесь!» Или там… «Очистим столицу!» Смыслы тут при всей двусмысленности вполне прозрачны.

Еще одна маленькая, но существенная деталь: у русских националистов советских годов явно присутствовал один единственный этнофобских тезис – юдофобия. А у насквозь этнофобского ДПНИ юдофобию поискать надо. Да днем с огнем не видать ее! Не верите? Так сходите на их партийный сайт. У них получается, что азербайджанец, торгующий на рынке помидорами, – главный враг России, а еврей-олигарх, подрывающий экономические устои России на миллиарды долларов за каждую свою сделку, – друг… Вам это странным не кажется? Мне ничуть. Просто я понял, что произошло с русским националистическим движением за последние два десятка лет, точнее говоря, что с ним осознанно и целенаправленно сделало современное государство. Русское националистическое движение было стандартизировано под «общечеловеческие» (проще говоря – глобальные) стандарты: самобытности – «нет», этнофобии – «да». Ну, надо же властьимущим куда-то избыточную социальную напряженность «сливать», раз идет разграбление основных фондов страны с одновременным понижением доходов большинства населения!

Еще раз повторю вывод: за минувшие два десятилетия усилиями государственных структур, начиная от Администрации Президента, вплоть до завербованных агентов ФСБ, русское националистическое движение было выпотрошено – как в кадровом, так и в идейном содержаниях – и наполнено новыми кадрами и смыслами. Все смобытно русское из него было удалено, а взамен интегрировано то, что соответствует глобалистским стандартам: против «чужих» шуметь можно, но ни о какой подлинной национальной и цивилизационной особенности своей страны и своего народа не может быть и речь. А те националистические организации, которые «разъяснениям» свыше не вняли, подвергаются уничтожающей «критике»: их руководителей арестовывают и отправляют за решетку, литературу изымают и запрещают судебными решениями. Например, в Брянске в середине первого десятилетия XXI века организацию русских националистов разгромили, изъяв оргтехнику и литературу, а ДПНИ продолжает митинговать в самом центре Москвы – на Пушкинской площади. А почему? А потому, что ДПНИ стандартизированная организация, под глобальные ГОСТы уже подведена.

Вот такой получился вывод про смену исторических смыслов русского национализма. Почему авторы книги его не сделали, в толк взять не могу. Ведь у них все необходимые для этого вывода факты приведены, первичные обобщения есть…

Может быть, они испугались столь смелых и далеко идущих выводов? Побоялись, что их президенты Путин и Медведев за такое ругать будут? Нет, не похоже. Ведь пишут же они про лозунг «Россия для русских» все, что на самом деле о нем думают. Несмотря на окрики сверху. Ведь Путин заявил однозначно: «Россия для русских – говорят придурки либо провокаторы». Однако ж брат и сестра Соловей, несмотря на столь ясное указание высшей власти, дали в своей книге абсолютно противоположную интерпретацию этого лозунга. Именно так: прямо противоположную. Без малейшего намека на стремление подладиться под власти они хладнокровно препарировали тело власти на предмет ее отношения как к идеям русского национализма, так и патриотизма. Безжалостно описали глупости и преступления власти. Показали, например: если двадцать лет назад слово «патриот» в российской прессе произносилось в таком контексте, в котором – без существенного изменения смысла текста – можно было бы подставить слово «фашист», то сегодня… Впрочем, дадим слово самим авторам книги:

«…Лозунг «Россия для русских» выступает наиболее концентрированным выражением, своеобразным фокусом меняющейся русской идентичности. Рост его популярности, привязка к русскому массиву респондентов, равно как локализация противников данной идеи среди этнических нерусских, свидетельствуют о радикальном изменении структуры русской идентичности и вообще всего ценностно-культурного поля отечественного сознания.

Важно подчеркнуть, что позитивная динамика русской национальной идентичности никоим образом не была стимулирована официозной стратегией «нового государственничества». Здесь присутствовала обратная связь: стихийная и спонтанная валоризация русской этничности побудила власть предержащую обратиться к патриотизму, сделав его важной частью официальной идеологической доктрины…

…еще недавно, в первой половине – середине 1990-х гг., культурная и идеологическая политика отечественной элиты целенаправленно дискредитировала русское сознание, национальную историю и культуру. Русским агрессивно навязывались комплекс национальной неполноценности и чувство коллективной вины за демонизировавшуюся империю. Успех распространения антирусской мифологии в публичном пространстве был обеспечен благодаря контролю основных каналов массовых коммуникаций со стороны либеральной элиты.

Дело в том, что структуры отечественного либерального и колониального дискурсов совпадают. Презумпция внутренней ущербности русского народа, периферийность русской цивилизации, неполноценность русской традиции, неадекватность ее ценностей современному (читай: западному) обществу – эта аксиология доморощенного либерализма с «железной необходимостью» продуцирует отношении к России и ее народу как колонизуемой территории с «неполноценным» населением».

(Авторский стиль изложения несколько тяжеловат, но все равно в нем вполне можно продраться до смысла).

Ну, вот скажи, уважаемый читатель: могут ли авторы, давшие в своей книге такую характеристику лозунгу «Россия для русских» и столь безжалостно изобразившие «элиту», могут ли они бояться окрика сверху, вроде того, путинского, который я привел чуть выше? На мой взгляд, не могут. А тогда остается полной загадкой, почему (ежели не со страху) они не сделали наиочевиднейшего вывода из собственных же описаний и сопоставлений.

Мне представляется, что авторы не захотели делать такие выводы, так как сверхзадача у них была совсем иная: не поднять русский народ на борьбу за национальное освобождение, а, наоборот, внушить полную бесперспективность такой борьбы. Алогичность описанного в книге материала и выводов из него, похоже, авторов нисколько не смутила. Вообще в книге обнаруживается немало сбоев логики (об алогичности в той же главе шестой надо писать отдельную статью, но это я позже сделаю, так сказать, на закуску – там ну, просто сплошной «холокост» какой-то). Здесь же я укажу на другой пример. Вот, заявленная в заглавии «Несостоявшаяся революция», вдруг в октябре 1917 года, если буквально понимать утверждения Татьяны и Валерия, состоялась: русский народ веками боролся с антирусской империей, и, наконец, разрушил ее…

Логично? Нет, абсолютно нелогично. Однако этот сюжет книги мы рассмотрим во второй части рецензии – «И невозможное возможно?»

Продолжение следует.


Читайте также по этой теме:

Юрий ПАВЛОВ. «Несостоявшаяся революция» Т. и В. Соловей как несостоявшееся открытие. 01.03.2011

Ну, просто «холокост» какой-то. Татьяна Соловей, Валерий Соловей. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. М., Феория, 2009. Статья третья. 02.11.2009

И невозможное возможно. Татьяна Соловей, Валерий Соловей. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. М., Феория, 2009. Статья вторая. 12.10.2009

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев