Татьяна Личманова |
|
2011 г. |
ЖУРНАЛ ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ |
О проекте Редсовет:Вячеслав Лютый, "ПАРУС""МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Татьяна ЛИЧМАНОВАЛюбовь как лекарство от душевной асистолии(Заметки о романе Олега Павлова)
Олег Павлов пишет прямолинейно, порой даже сурово, зачастую изображая мир, где царит несправедливость, жестокость, порой кощунственная жестокость. Добро в этом мире редко, оно носит оттенок чудаковатости. И даже не столь потому, что является таковым, а потому что на фоне безразличия и озлобленности людей иначе никак не воспринимается. В произведениях О. Павлова нет праздничной мишуры, которая должна приукрасить трагичность окружающей действительности, что часто ставится ему в упрек. Маловато юмора, «который решительно необходим в ситуациях встречи с абсолютным злом», говорят некоторые критики, уличая писателя в жестокости прозы. «Персонажам Олега Павлова не хочется сочувствовать, потому что они как бы и не люди. Мучить они друг друга умеют… а шутить, смеяться и сознательно помогать друг другу… С этим у них проблемы» [1]. Здесь невольно вспоминаются слова Л. Бородина о том, что «нет ничего более чудовищного, чем хохот народа по поводу собственной несостоятельности… То судороги пораженной проказой нигилизма гражданственности. То хохот полупокойников» [2]. Нет у О. Павлова и ярко выраженного счастливого финала. Счастье зачастую носит оттенок печали. Однако неоспоримая заслуга автора видится в том, что он, идя от «противного», изображая негативные, в основном трагичные явления жизни, утверждает простые и истинные ценности, такие как семья, патриотичность и, в конце концов, человеческая жизнь, что зачастую становится грязью в чьих-то руках. Автор ищет всё чаще утрачиваемые душевные качества в человеке: любовь, сострадание, доброту. Герой О. Павлова — человек, оказавшийся изуродованным окружающей действительностью, человек, получивший, прежде всего, душевную травму. И источником первых душевных потрясений оказывается именно семья. Мысль о роли семьи в формировании душевных качеств человека обозначена в прозе О. Павлова довольно четко. В одних произведениях, например, романы «Дело Матюшина», «Асистолия» является центральной. В других же только мельком уловима, как в «Карагандинских девятинах», «Митиной каше». У Михаила («Асистолия») детские переживания превратятся в болезнь, патологию, которую уже нельзя вылечить. Потерявший в раннем возрасте отца, лишенный материнской ласки и заботы, он всю жизнь будет переживать этот недостаток, что и станет основной причиной его болезни. Отношения Михаила с матерью противоречивы и мучительны. С одной стороны, он не может жить без неё, с детства боясь её потерять, как потерял отца. И по прошествии многих лет он не перестает ждать от неё искренних материнских чувств. Но мать всегда остается холодна с ним, чувствуя власть над сыном, умело манипулирует этим: «Матери ничего не стоило сказать: “Я знаю, тебе стало бы легче, если бы я умерла”. И, чувствуя, что мучила его - получая удовольствие, великодушно, вдруг: “Ты можешь отдать меня в дом престарелых…”. Он опять что-то кричал, потом плакал - и от вины и от жалости к ней - не осознавая, что мать довольна. Очень довольна собой, получив эту власть над ним: судить и прощать». Алла Ивановна целенаправленно отвергает сына, всегда держит на расстоянии. Это месть за несостоявшуюся жизнь. Гордость и злопамятство героини трансформировались в нечто большее, чем качество характера. Они стали разрушающим началом не только в отношениях с людьми, но и в самой жизни окружающих людей. Показательный тому пример — отношения с портным, бедным евреем, которого даже в армию не взяли по причине множества болезней. Алла Ивановна позволила ему влюбиться в себя, допустила до себя, при этом испытывая к нему исключительно брезгливость. О. Павлов показывает, настолько искаженное мироощущение Аллы Ивановны, что даже первый мужчина становится ничтожной игрушкой в её руках: «Смешной, думал, что она выйдет за него замуж, мечтал о семье и о детях… Но просто сделала аборт». Возникает ощущение того, что она как будто и не была никогда целомудренной. В её душе нет доброты, наивности, вместо этого расчетливость, холод. («Холод» вообще является ключевым словом в произведениях писателя. Для многих персонажей оно является характеристикой душевных качеств). Своим поступком она не только бесчувственно убивает ребенка, но и не менее бесчувственно морально уничтожает этого человека. По вине Аллы Ивановны он спивается и, в конце концов, исчезает. Для неё жизнь человека, даже собственного ребенка ничего не значит и этим особо подчеркивается её леденящее равнодушие. Даже замужество Аллы Ивановны выглядит как мимолетная слабость, потому что не смогла устоять перед тем, кто сильнее её. В то же время этот поступок можно рассматривать и как месть отцу, который с её супругом был противоположных идеологических взглядов. Отсутствие любви автор показывает через незначительную деталь. Примечателен эпизод в романе, когда муж улыбался — был виден металлический зуб, тогда Алле Ивановне становилось не по себе. Дочь своего отца, «генерала КГБ», она не может вынести мысли о том, что мужа когда-то могли мучить в лагерях такие же люди как отец, возможно, и сам он был причастен к этому. Однако она не испытывает чувства жалости и стремится избавиться от чувства вины: ей становилась даже легче, когда муж уезжал в свои командировки. Схожую ситуацию мы встречаем и в рассказе А. Трапезникова «Утешительные границы жизни и смерти», где идеологическая противоположность воспитания становиться камнем преткновения во взаимоотношениях Олега и Мелены. Думается, это не случайный сюжетный ход: история страны врывается в личные судьбы. Верность Аллы Ивановны мужу после его смерти - это всего лишь средство манипуляции сыном, ещё один способ доказать свое превосходство и силу. Она мучает Михаила, сравнивая его с отцом, подчеркивая их различия, унижая сына, при этом зная, как Михаил страдает из-за того, что отец рано умер. Мы можем сказать, что Алла Ивановна — это человек крайне эгоцентричный, в её мире нет места никому, кроме себя самой, она всегда одинока, потому что не хочет замечать никого вокруг, она не способна прощать, потому что считает себя правой, все это делает её душу бесчувственной, лишая тепла. Антиподом Аллы Ивановны (в какой-то мере) мы можем называть Сашу — жену Михаила. В отличие от Аллы Ивановны она способна любить, она любит свою мать и Михаила. Саша и живет, по сути, для Михаила: стараясь вжиться в его душу. Сашу ломает другое обстоятельство — её бесплодность. Однако автор показывает нам, что в этом полностью её вина. Саша берёт на себя грех, когда втайне от любимого совершает аборт. Но в этой трагедии — невозможности иметь детей — Саша винит не себя, а мужа, так как пошла на этот поступок, как ей кажется, ради него, потому как понимала, что он ещё был не готов стать отцом. Казалось бы, с этим соглашается автор: «Но разве он сам хотел, готов был даже к одной мысли, что может родить?.. Но если бы это случилось, это случилось — склонял бы сам избавиться», тем самым, подчеркивая эгоизм и беспечность героя. Уже в больнице Саша поймет, как она хотела этого ребенка, какую ошибку она допустила. Мы чувствуем это по её отчаянным обвинениям Михаила. Неспособность Саши принять свою вину смыкается и с глухотой Михаила, который не способен понять Сашину боль, не боль физическую, но душевную. Это обстоятельство мучает Сашу, она не выдерживает, срывается, устраивая пьяные сцены, крича в сердечном порыве на Михаила о том, что ненавидит его. Примечательно имя героини — Саша, ведь не случайно писатель называет её, так же, как и первого мужчину Аллы Ивановны. Отметим при этом, что в произведениях О. Павлова имена вообще не случайны, поскольку они, по мнению автора, «очень важны для энергии прозы». Возможно, автор вводит аналогичное имя для того, чтобы создать своеобразную проекцию отношений. То есть, и в первом случае (отношения Аллы Ивановны и Саши), и во втором (отношения Саши и Михаила) взаимоподчеркивается мучительность отношений, когда кто-то из двух людей должен страдать. Так, Михаил мучает Сашу, начиная с того момента, как показал свою слабость, потребность в сочувствии. И вся жизнь Михаила — это болезненная потребность в проявлении окружающими сострадания к нему. Но он и сам не умеет любить не «калечащей» любовью. Не получая желаемого, Михаил неосознанно начинает мстить. Такое отношение к людям закладывается как странное ещё в детстве. В дальнейшем это перерастет в концепцию: «Всем почему-то нужно кому-то приносить боль». Этой же концепции подчиняются и отношения Михаила с женой — мучительные отношения. Автор задает вопрос: «Зачем мучить того, кого любишь, вообще, если любишь… Если столько лет вместе, потому что не могут друг без друга …». Однако этот вопрос не получает четкого ответа. Единственным объяснением такого отношения является его творчество. Михаилу постоянно «нужно, чтобы что-то произошло», то есть постоянно нужно испытывать потрясения для того, чтобы творить. И все эти переживания, страхи Михаил отразил в своих картинах. Поэтому его живопись «честна», «одинока», «трагична». Автор наделяет Михаила способностями к живописи не случайно, не столько для передачи личных переживаний, сколько для того, чтобы передать душевное состояние людей вообще. Об этом свидетельствует признание и понимание его «болезненной» живописи. Отсюда и вывод о том, что Михаил поймал «пульс времени». Пульс времени — одиночество людей в этом мире, отсутствие счастья. О. Павлов показывает отсутствие счастья в масштабе родословной семьи, где каждый живёт со своей болью, но через живопись Михаила проецируя это уже во всеобъемлющем масштабе. Трагедия заключается в том, что некому или нечему прервать этот замкнутый круг. И с каждым поколением душевная боль не только усугубляется, но и приводит к физическим последствиям (болезнь Михаила, бесплодие Саши), которые нельзя излечить, не излечившись духовно. Автор не дает героям прямого ответа о возможном пути преодоления одиночества, но указывает на его причину — душевную асистолию.
Примечания1. Анкундинов, К. Манихейский вариант [Текст] / К. Анкундинов // «Новый мир». — 2002. — № 5. 2. Бородин, Л.И. Без выбора: Автобиогр. Повествование [Текст] / Л. И. Бородин. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 507 с. Далее читайте:Олег Павлов. Асистология. "Роман-газета" № 1, 2011
|
|
ПАРУС |
|
Гл. редактор журнала ПАРУСИрина ГречаникWEB-редактор Вячеслав Румянцев |