Гиренок Федор Иванович |
|
|
Антропологические исследования |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
ГЕГЕЛЬIV. БОЛЕЗНИ ДУШИ26. Пустое Я и сумасшествие С тех пор как у человека появилось "Я", он пошел по пути ума. И Гегеля это радует. Но человек идет к уму, а приходит к безумию. И нужна заумь, чтобы ум можно было спасти от безумия. Но в XIX веке этого еще не знали. И поэтому полагали, что самое умное - это сохранить пустоту "Я". Сохранить как нуль. Как точку отсчета. Ведь тогда все, что попадает в тебя, это Я будет расставлять по своим местам. И расставлять надлежащим образом, оставаясь пустым и поэтому объективным. Если же "Я" не соблюдает нулевой принцип своего существования, то оно становится чем-то особенным. Случайным. И поэтому пристрастным, отсчитывая расположение каких-либо вещей от этой своей случайной особенности. Наряду с пустым Я в нас появляется еще и содержательное Я. И каждое отсчитывает от себя. А мы сходим с ума. Вот пример логического сумасшествия из феноменологии Гегеля: "Я все познаю, как все принадлежащее мне, как "Я", что каждый объект Я постигаю как звено в системе того, что есть Я сам.
27. Формы помешательства Гегель выделяет три формы помешательства: 1. Слабоумие, рассеянность и бестолковость. 2. Тупоумие. 3. Безумие. Рассеянным был Ньютон. Например, однажды он схватил палец одной дамы, чтобы с его помощью набить трубку. Бестолковый за все берется и ничего не доводит до конца. Тупоумными Гегель называет женщин, погруженных в мир своих частных интересов. А так же англичан: например, один англичанин хотел повеситься, а на него напали разбойники. И он, дурак, стал защищаться. И полюбил жизнь. Хотя должен был повеситься. Бешенство безумия характерно для французов. Потому что они устраивают всякие революции, воплощая в жизнь свои идеи.
28. Лечение помешанных Сумасшедших надо заставлять работать. Гегель с упоением описывает, как один шотландский арендатор трудотерапией исцелил больных, запрягая их по шести человек в плуг и заставляя работать до изнеможения. Больные вылечились. К тупоумым Гегель рекомендует применять методы шоковой терапии. Один англичанин вообразил, что у него стеклянные ноги. Что он не может ходить и его надо носить. На него спустили немецких овчарок. Он побежал и исцелился. А другой ходил и всех уверял, что он умер. Ну и поэтому не может есть. Врач ему и говорит: хорошо, раз ты умер, ложись в гроб. Положили его в гроб и отнесли в склеп. А там уже стоял другой гроб. И в нем лежал, притворившись мертвым, другой человек. Когда все ушли, актер встал из гроба. Порадовался соседу. Достал еду и стал есть. Помешанный удивился. А симулянт ему и говорит, что ты, мол, не удивляйся. Я уже давно умер и знаю, как живут мертвые. Присоединяйся ко мне. Помешанный присоединился. Стал есть и пить. И исцелился. Симуляция целебна.
29. Привычка Тело противостоит уму и в этом противостоянии можно поддаться слабости, сойти с ума и заняться телом. Сама эта возможность пугает Гегеля. И поэтому он обращается за помощью к привычке. Чтобы не сойти с ума, человеку нужна привычка. Упражнение и повторение. Если ты ничего не понимаешь и у тебя ум за разум заходит, то тебе нужно отказаться от ума и положиться на привычку. Она не подведет. Она даст тебе передышку. Свободу от рассудка и чувств. От их реакции. И от тела. Например, на улице мороз, а тебе не холодно. Ты привык. Или вот тебе говорят, что-то новое, а ты не слушаешь. Потому что привык не пропускать в себя ничего неизвестного. "Благодаря привычке Я существую, - говорит Гегель, - как мыслящее существо для себя""'. Ведь если не будет привычки, то уму нужно будет постоянно отвлекаться от дела мысли и заниматься тем, что делает тело. То есть существовать для него, а не для себя. Привычка, делает человека ловким. В ней душа становится чем-то внешним по отношению к себе, а тело без всякого сопротивления пронизывается душой.
30. Жест То, что внутри, устремляясь к тому, что вовне, на поверхности глубокого образует жест. Гегель усматривает абсолютный жест в вертикальном положении человека. В нем демонстрируется полнота воли. Человек ходит не потому, что слез с дерева и взял в руки палку. А потому, что хочет ходить. Он стоит прямо потому, что хочет стоять, а не потому что хочет быть рабом работы. Гегеля приводит в восторг своей жестовой природой рефлексивные удвоения типа: хочу хотеть. Всякий монах - это тоже жест. Но Гегель протестант. И поэтому он монахов не любил, считая монашеские воздержания неразумными. Хотя эти воздержания относятся к технике души, а не к технике сознания.
31. Дух и признание Полагая привычку в качестве спасительного средства от помешательства, Гегель должен принять и традиции. Ибо традиции - это привычки многих людей в течение длительного времени. Но принимая традиции Гегель должен умерить притязания Я. И притязания духа. Ведь Я по отношению к духу - это то же, что и привычка по отношению к традиции. Я начинает с себя. Оно в центре. Оно все опосредует и полагает все сущее как свое. И дух полагает все сущее как свои определения. Это душа - скромница. Она принимает сущее как сущее. И поэтому ей близки традиции. Ведь если существуют традиции, то это то, что не полагается Я. А наоборот традиция полагает себя во всяком Я. А это значит, что традиция выбивает Я из центра. Смещает его. И связывает людей, минуя их Я. И тогда все события, описываемые в феноменологии, теряют цену. Девальвируются. Гегель думал, что Я ограничивается не-Я. И чтобы убрать ограничения, нужно взять отношение Я к самому себе. То есть предметность как бы выкидывается. Например, вот есть сознание. И есть предметность сознания. И эта предметность противостоит сознанию. Ограничивает его. А ты возьми и выкини эту предметность. Возьми сознание как предмет, а самосознание как субъект. И получится, что и предмет у тебя есть и сознание не выходит за пределы самого себя, т.е. ничто его не ограничивает. А потом, после снятие границы, Гегель найдет другие проблемы. Это будет проблема другого Я. Должно быть либо одно Я. Либо ни одного. А их много. И это непонятно ни Канту, ни Гегелю. То есть жизнь духа сводится к борьбе за признание одного Я другим Я. Одним самосознанием со стороны другого самосознания. Всякое Я ограничено традицией, которая делает проблему признания несущественной, ибо традиция - это уже признанность. Тебя заранее в ней признают.
32. Мышление и воля Воля - это приз. Награда победителю. Кто же победил? Чувство просило Гегеля о награде. Он отказал ему. И воображение просило. И воображению отказал. И страстям отказал. Гегель отдал этот приз мышлению. "Так что без мышления не может быть никакой воли..." . Человек настолько является волевым, насколько он мыслит. Животное не мыслит и поэтому оно не имеет никакой воли. Но если мысль и воля соединились, то у мысли не может быть никаких проблем для реализации. Ведь мыслить - значит вопить. Велеть. И всякий мыслящий становится богом, по слову которого совершаются все дела. А жизнь - это просто логический процесс. Все было бы хорошо, если бы не было бытия. А оно есть. И сопротивляется логике. И мысли не осуществляются. И цели не совпадают с результатами. Чтобы бытие не сопротивлялось, Гегель объявил о тождестве бытия и мышления. "То, что мыслится, есть и... то, что есть, есть постольку, поскольку оно есть мысль... ". Но бытие тождественно мысли в том смысле, что предметом мышления являются мысли. Например, ты хочешь помыслить чувство. Но помыслить чувство нельзя. Оно индивидно. Помыслить можно то, что мыслится в чувстве. Что объективируется. И только. Но ведь чувство - это не мысль о чувстве. Человек - это не мысль о человеке. Не то, что в нем мыслится. В нем есть и то, что не мыслится. Бытие и мысль не совпадают. А если они не совпадают, то воля и мышление не связаны. Вернее, воля существует благодаря нетождественности бытия и мышления. И чем она заполнит пропасть между ними - не ясно. То ли страстями, то ли воображением, то ли мыслью? Нетождественность бытия и мышления делает возможным и разрыв между умом и словом. То есть умным могут быть поступки. Дела. А не вербальный эквивалент поступка. Чтобы не допустить самой мысли и возможности разрыва между бытием и мышлением, мышлением и словом, Гегель называет такой разрыв злом. Несоответствием между бытием и должным.
Содержание:I. ГЕГЕЛЬ КАК НАПОЛЕОНII. АНТРОПОЛОГИЯ ВОЛИIII. ДУША КАК ПОМЕХАIV. БОЛЕЗНИ ДУШИV. РЕЗЮМЕ
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002 |