Гиренок Федор Иванович |
|
|
Антропологические исследования |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
ГЕГЕЛЬII. АНТРОПОЛОГИЯ ВОЛИ
5. Раб и господин Если мир закончен, а Гегель на этом настаивает, то тебе надо в нем лишь уметь повиноваться. И Кант, и Гегель обожали дисциплину. Порядок. Они думали, что тот кто умеет подчиняться, тот сумеет и повелевать. Желание повиноваться неизбежно встречается со стремлением повелевать. В результате возникает пространство власти. В нем один будет господином, а другой -рабом. Например, Кант. Ему сказали, чтобы он не высказывался по вопросам веры. Он и не высказывался. Хотя и остался при своем мнении. Или Гегель. Французы наступали. Он убегал. И убегая, потерял рукопись своей книги. Но он же не идиот, чтобы идти в ополчение. И сопротивляться завоевателям. Нельзя что-либо делать без надежды на успех. Гегель умер буднично. Дома. От неожиданной боли в сердце. "Чтобы стать свободными... народы должны пройти через страшную дисциплину и подчинение воли господина"^.
6. Человеческое вне человека В человеке нет ничего человеческого. Это одна из любимых мыслей Гегеля. Но не в том смысле, какой придает этой мысли большинство людей. Ведь глупое большинство думает, что раз в человеке нет ничего человеческого, то, значит, этот человек подобен животному, что он как зверь. А речь-то идет о другом. О том, что нельзя искать человека в дискретно выделенном теле. Тело ничего не прибавляет к понятию о душе. Оно ничего не прибавляет и к понятию о человеке. Ведь человеческое не в человеке, а в мире человека. Мир же этот большой. И он всегда вне дискретно выделенного тела. Так вот, этот мир плетет свои нити. И все, что в человеке есть для себя, все, что в нем общезначимо и универсально, состоит из этих нитей. Ведь любой человек - это он и его родственники, друзья и враги. Это взаимные притяжения и отталкивания. Бесконечность связей и зависимостей. Следовательно, Кант в своей антропологии занимается по преимуществу малозначительными деталями субъективной сферы. А не смыслами, осевшими в праве и нравственности, государстве и собственности. Поэтому отказ Канта от систематического изображения человека не оправдан. Согласно Гегелю человек - это ансамбль социальных отношений.
7. надломленный человек "священно только то, что разумно и знает о разумном"^. Если верить Гегелю, то антропология - это рассказ о том, как человек потерял свою невинность. Свою непосредственность. И освободился от диктата души. Он господства природных стихий. Ничто природное не может быть целью человека. Оно уже само по себе ничтожно и подлежит уничтожению. И -все-таки у каждого человека есть тело. И с этим вынужден считаться даже гений Гегеля. Полому что оно дает о себе знать, например, болью в сердце. Тело конечно. Дух бесконечен. И конечному трудно нести на себе тяжесть бесконечного. Встреча тела и духа надламывает человека. Калечит его. В мире существует много надломленных людей. И ничего с этим не поделаешь. Содержание:I. ГЕГЕЛЬ КАК НАПОЛЕОНII. АНТРОПОЛОГИЯ ВОЛИIII. ДУША КАК ПОМЕХАIV. БОЛЕЗНИ ДУШИV. РЕЗЮМЕ
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002 |