ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 

Антропологические исследования

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

ГЕГЕЛЬ

III. ДУША КАК ПОМЕХА

 

8. Ничтожность души

назначение человека состоит в том, чтобы в себе самом уничтожить ничтожное. Наличным существованием ничтожного является душа. Вот ее-то и надо извести. Погубить. И главный ее погубитель Гегель. Но без присмотра остается тело. Телом же, каждому нужно овладеть как своим орудием.

 

9. Душа как помеха

Гегель видит в душе некую помеху. Каждый человек мечтает быть субъектом. Автором действия. А душа мешает. Она не субъект, а субстанция. Она навязывает тебе претерпевания. Созерцания и страсти. А ты хочешь действовать. Быть личностью, а не болтаться, как туча комаров, из стороны в сторону. Ведь душа зависит, например, от полнолуния. От приливов и отливов. От сопряжения с планетами солнечной системы. А тебе надо быть вне зависимости от настроений nвоей души, чтобы не потерять из вида всеобщее.

 

10. Метки души

Душа дает о себе знать разными способами. Тебя еще не было, а душа твоя уже участвовала в жизни мирового целого. Она многое видела и многое знает. И вот пока ты в единстве с природой, пока ты еще в себе, она тебе может принести пользу. Может помочь. Например, благодаря душе ты можешь предвидеть события. Узнать то, чего еще нет, но скоро уже будет. Например, раны людей дают знать об-изменении погоды. Это знание не когитальное и не трансцендентальное. А живое. За ним стоит душа. И природа, на которую реагирует душа. К примеру, зимой люди самоуглубляются и меньше разводятся. Обстановка зимы располагает к семейной жизни. Летом же хотят свободы. Избавляются от уз и больше путешествуют. Если утром люди серьезны, то вечером они позволяют себе размышления и фантазии.

Если бы люди были, как у Декарта, простыми автоматами, на них бы не влияли фазы луны. А так к людям, благодаря душе, приходит беспричинная тоска и иногда им хочется завыть по-волчьи.

Даже умирают люди одинаково. Как правило, после полуночи. Человеческая душа как бы не в состоянии начать еще один "рабочий" день. И это хорошо знали древние, жившие в более тесной связи с природой, чем современный человек. Греки и римляне ставили в зависимость от природы свои политические решения. У них были не исследовательские институты, а оракулы. И для этого тоже были свои причины. Ведь очень часто исход сражения зависел от храбрости отдельного человека, от его физического состояния. А оно, в свою очередь, зависело от космоса, от времени года, от места и времени суток. Это сегодня войны ведут автоматы, не зависящие от времени года, от настроения людей. Цивилизация не нуждается в душе человека. В знании зависимостей от Космоса.

 

11. Цвета и запахи

пока у человека была душа, он онтологически реагировал на звуки и цвета. По ним люди ориентировались в мире. Вот, например, чёрный цвет. Он вызывает в нас печаль. И достоинство. Черный человек опасен Синие цвета сопряжены с созерцанием. Покоем- С ними ты пассивен, кроток, прост. Любовь, как и женственность, всегда синего цвета. Желтое веселит. Но в нем много желчи. Красный цвет царственен. Белый - невинен. В нем много простых радостей.

Все, что есть человек, выражается звуком. Голосом. В голосе воплощается и умирает чувство. Чтобы узнать человека, нужно услышать его голос. По мере роста цивилизации человек теряет контакт с миром звука и цвета. Его голос перестает что-либо значить Люди начинают ориентироваться только на мышление. А оно не пахнет, не звучит и не имеет цвета.

 

12. Сон

Гегель согласен с тем, что душа говорит во сне. И что ее надо умети слушать. Особенно в полночь. В то время, когда люди спят крепко. И их души уходят в себя, сосредотачиваются и прозревают. Полночные сны не обманывают даже философов. Сон вообще славен тем, что он возвращает тебя из состояния раздвоенности в единство с самим собой. Вот, например, ты, как Декарт, поспишь до обеда, часов 10 и проснешься цельным. И бодрым.

 

13. Личность как автомат

Гегель раскрыл одну большую тайну гуманистов. Оказывается, что все личности одинаковы. Бездушны. Чем образованнее человек, тем меньше в нем индивидуального и случайного. Тем больше в нем усредненного. Нормального. Личности дают простор для действия безликого, всеобщего. Личность, как духовный автомат работает на принципах и не знает настроений. Энтузиазма и пафоса. С ростом цивилизации растет число личностей и падает значение эмоций.

 

14. Одинаковый порядок для индивидуумов

Другая же тайна состоит в понимании того, что все индивиды различны. Но этому различию Гегель не советует придавать слишком уж большое значение. Ну хорошо, ты голубоглазый. Но ведь это не твоя заслуга. Здесь говорит не самость, а природа.

Когда-то Платон полагал, что справедливо к разным людям относиться по-разному. Гегель не берет в расчет природные различия. Вот, например, дети. Все они разные. Есть и талантливые, и бесталанные. Но на этом основании нельзя одних детей отделять от других и помещать их, допустим, в школу для одаренных. Учитель вообще не должен обращать внимание на индивидуальность учеников. "Скорее следует, - говорит Гегель, - считать пустой, бессодержательной болтовней то утверждение, что учитель должен заботливо сообразовываться с индивидуальностью каждого из своих учеников... На это у него нет времени. Своеобразие детей терпимо в кругу семьи; но с момента вступления в школу начинается жизнь согласно общему порядку, по одному, для всех одинаковому правилу"^: если индивида поместить в лагерь с общим порядком и одинаковыми правилами, то из него получится личность.

 

15. Гении

Гегель - не гений. Гении коренятся в почве. В земле. Нельзя стать гением. Им можно только быть. Но философия зависит не от почвы. Не от природы. А от дисциплины логического мышления. Поэтому в философии гениальность ничего не значит. На ней далеко не уедешь. Гений Гегеля упорядочен дисциплиной.

Любая особенность человека может стать его гением. Если она имеет решающее значение для поступков и судьбы человека. Каждый знает себя либо по внешней жизни. Либо по внутренней. И то, что ты представляешь собой вовне, не совпадает с тем, что ты представляешь собой изнутри. И вот это-то внутреннее существо и составляет твой рок. Судьбу. Твой гений.

 

16. Кент и Лир

Гегеля тянуло к Шеллингу. Даже когда они были в ссоре. Сильный духом всегда имеет магическую впасть над слабым. Например. Кент слаб. Король Лир силен. И поэтому он имеет рациональны необъяснимую власть над Кентом. Кента влечет к Лиру, как кролика к удаву. Кенту кажется, что лицо Лира имеет такое выражение, что ему хочется называть его господином.

вообще-то, сами по себе господа не существуют. Некто господин, если к нему относятся как к господину. Основанием такого отношения могут быть деньги, власть, сила, престиж. Но в данном случае нет этих оснований. Несчастный Лир уже сам по себе господин. Еще до всякого к нему отношения. И поэтому он гипнотизирует Кента. Притягивает его к себе. И это действие нельзя объяснить магией. Например, ты хочешь поднять руку и поднимаешь-Это магическое отношение. Волевое. Но если ты захочешь, чтобы другой поднял руку, то он может ее и не поднять. Здесь нет магии. Для того, чтобы она появилась, нужно убрать посредника. Волю другого. Магическое отношение всегда прямое. Непосредственное. И поэтому оно возможно среди друзей, между членами семьи. И особенно между слабонервными подругами.

 

17. Сознание и бессознательное

Мир полон чудес. А Гегелю хотелось, чтобы он был заполнен причинами. Следовательно, ему надо "понять все чудесное" в терминах рационального сознания.

Чудо первое. Вот, например, ты заболел. У тебя высокая температура. И твое сознание начинает показывать тебе незнакомые картинки или давно забытые. Откуда они? Конечно, ни один человек не может знать, сколько знаний он имеет в глубине себя. Возникает вопрос о природе этого знания. Оно что? Было в сознании, а затем ушло? Стало бессознательным. Но тогда бессознательное стоит понимать как сознание. Как то, что в нем было и ушло. А в своем сознании ты не можешь ошибаться. И, следовательно, все, что там, в твоей глубине, ты уже знаешь. Нужно только вспомнить. А это проблема памяти.

Или же в твое сознание нечто проникает тайно. Скрытно от тебя. И затем уходит в глубины твоей самости. Но если в моем сознании есть то, что я не знаю, то это уже не сознание. Нет никаких запретов и на то, чтобы какое-то знание сразу попадало в сферу бессознательного. Не заходя в сознание. А потом уже оттуда, из подвалов, что-то попадает и в сознание. Но тогда бессознательное - это субстанция. Нечто самодействующее. А если оно самодействует, то это значит, что оно может действовать и помимо сознания. Главное взять под свой контроль волю. А на волю можно воздействовать через склонности, страсти и эмоции.

Гегель полагает, что мышление как нейтрино, проникает повсюду. Даже в чувство. Но если сознание проникает в чувство, то тогда чувство замещается осознанием чувства. А сознание не может вводить в заблуждение само себя. И не может показывать себе "клипы", которые оно не создавало. То есть никакого объяснения "чуду" Гегель не предложил.

 

18. Задушевные люди и рассудочные

Нельзя сделать так, чтобы душа у человека была, а чувств, у него не было. Душа говорит на языке чувств. И поэтому Гегель называет душу "чувствующей". Но ему ближе не душа, а сознание. Ведь сознание может мыслиться и вне зависимости от чувств. Как нечто когитальное. Или трансцендентальное. Следовательно, и люди могут быть либо с душой, либо с сознанием. Согласно Гегелю, люди, как яблоки. К определенному времени созревают. То есть начинают с неспелой души - заканчивают зрелым сознанием.

Всякая личность рациональна. Чтобы ни происходило, она никогда не забывает о себе и о своих целях. И всегда поступает согласно целям. Вот. умер твой друг. Сослуживец. И тебе его жаль. Но ведь и вакансия освободилась. И ты можешь ее занять. Отсюда возникает "сладкая боль". Или "горькая радость", оправдываемые и Кантом, и Гегелем.

Задушевные люди не личности. Ибо они полностью отдаются чувству. А чувство не знает цели. В нем содержатся чуждые сознанию определения. То есть, если в тебе есть душа, то ты не можешь страдать наполовину. Печалиться на одну десятую. Задушевный человек забывает о цели и поступает согласно чувству. Он не испытывает "горькой радости" по поводу смерти ближнего. У него бывает беспричинная тоска и чувство бессмысленности жизни. Гегелю не нравятся задушевные люди. Их грезы и предчувствия. Ему нравятся рассудочные люди. Душа - это болезнь. Это смутное сознание, от которого нужно избавиться.

"Неправильно придерживаться чувства и сердца вопреки разумности мысли.. ."^ Вот тебе надо как-то поступить. Решить что-то. А решить ты можешь или по совести, или по закону. Гегель вообще не понимает такой проблемы. В любом случае он рекомендует действовать по инструкции. По праву. По закону. Действуй, и ты будешь разумен. Прав. Какая совесть? Какой стыд? Ведь все это только чувство. Нечто субъективное и произвольное. В составе практических чувств учителя нет даже намека на то. что называют совестью. Более того, .совесть не произвольна. Она в нас, но не зависит от нас. Вот этот факт Гегель и вовсе не принимает в расчет.

Гегель говорит много грозных слов в адрес тех, кто видит в чувстве высокую ценность. Он думает, что с переходом от чувства к праву ничего не теряется ценного. Что слова не вредны для чувства.

 

19. Понятия и грезы

Чудо второе. Чудеса бывают в нашей жизни потому, что еще не все люди избавились от души. Не все развили в себе рассудочное сознание. Вот пришло время зрелости, а кто-то его пропустил. Не успел созреть. Задержался в своем развитии. И поэтому в нем доминирует чувствующая душа, а не сознание. А это значит, что внутреннее и внешнее взаимно действуют без всяких посредников. Непосредственно.

Внутреннее же всегда скрыто. Внешнее - открыто сознанию. Вовне действует всеобщее. Внутри - особенное. Там необходимость. Здесь - случайность. Во внешнем мире требуются понятия. Во внутреннем мире достаточно предчувствий.

Сознательной жизни во внешнем мире противостоит душевая жизнь во внутреннем мире. В первом случае есть правило, законы и понятия. Ты на них можешь опираться. Во втором - нет ни правил, ни законов, ни понятий. Есть одни предчувствия. А они случайны. На них нельзя строить свою жизнь. Поэтому Гегель и предлагает от них избавиться.

Цитата из Гегеля: "Обстоятельства смешиваются, следовательно, случайным, в каждом данном случае особым, способом с внутренним существом индивидуумов, так что эти последние отчасти в силу обстоятельств и в силу того, что является общезначимым, отчасти же в силу своего собственного особого внутреннего определения превращаются как раз в то самое, что из них выходит"

Из одного "выйдет" и он начнет видеть металлы под землей. Другой так установится, что может книги читать с завязанными тазами. А один крестьянин, как собака, взял след убийцы и шел по запаху до тех пор, пока его не нашел".

 

20. Другой

Гегель желал расставания с душой. Расставание с душой начинается с раздвоения. С самости. Ведь пока в тебе живет душа, ты не сам. Ты медиум. Нечто пассивное. И твое Я пусто. Но это не значит, что твоей самости нет вообще. Она есть, но вне тебя. То есть твоя самость смотрит на тебя со стороны. Извне. И нужно ее узнать. Твоя самость - это другой. Тебя еще не было, а другой уже был.

Первобытная самость человека - это его мать. Между матерью и ребенком складываются магические отношения. Непосредственное тождество внутреннего и внешнего. Поэтому беременная женщина, как замечает Гегель, должна быть осторожной. Ведь ребенок открыт воздействию ее души. Он лишен опосредствований. И если она испугается, то будет напуган и ребенок. Если она повредит себе руку или подумает о том, что может повредить, то и у ребенка будут повреждения руки.

 

21. Магнетизер

Чудо третье. Можно жить пассивно. Созерцательно, как ребенок в утробе матери. Но за эту жизнь надо заплатить. Нехватка воли и ума у тебя оборачиваются властью над тобой другого.

Другой становится твоей душой. Твоим магнетизером. И твоим сознанием. А ты становишься сомнамбулой. Больным. Вот другой поел, а у тебя возникает ощущение сытости. Он стал собственником, а в тебе возникает чувство собственника. Но с этими чувствами нельзя усмотреть естественный ход событий. Твоя душа заполняется ощущениями и представлениями другого. "Она видит, нюхает, пробует на вкус, читает, слышит в другом" - А не в себе. Гегель пугает нас душой. А страшно от другого. От его манипуляций с твоим сознанием, твоими чувствами и волей. Роль другого по отношению к чувствам исполняется умом. Ум - это всегда другой. Он пуст. И как насос засасывает в свою пустоту все то умное, что есть в чувствах, в душе, в созерцании.

Ссылка на чувство может избавить тебя от общения с другими. Поэтому Гегель запрещает ссылаться на чувство. Нельзя говорить с самим собой без другого. Он пишет: "Если кто-либо... ссылается не на природу или понятие предмета, или по крайней мере на основания - на рассудочную всеобщность, но на свое чувство, то ничего другого не остается, как предоставить его самому себе, ибо вследствие этого он отказывается от общения на основе разумности и замыкается в свою субъективность - в круг своих частных интересов"^.

 

22. Животный магнетизм

Чудо четвертое. Иногда люди читают подложечной областью, а слышат пальцами. Почему? Гегелю надо ответить на этот вопрос, не ссылаясь 'на другого. Вот ответ: "Как в чувствующей субстанциональности нет противоположности к внешне объективному, так и внутри самого себя субъект существует в таком единстве, в котором все частные особенности чувствования уже исчезли, так что, поскольку деятельность органов чувств здесь замерла, общие чувство приобретает теперь особые функции..."

Если перевести этот ответ на русский язык, то он будет звучать так: Только сознание различает и знает многообразие форм, их необходимые связи и опосредования. А душа ничего этого не знает. Рассудок не дурак. К определенной форме внешнего мира он подступается посредством определенного органа чувств. Например, если это духи "аллюр", то у них должен быть запах. А его нюхают, а не слушают. И рассудок это знает. А поскольку душа лишена способности различать, постольку она и внутри себя ничего не различает.

Она нос от глаза отличить не может. И поэтому душа использует чувство вообще. Например, тебе нужно что-то увидеть. Душа посылает общее чувство к пальцам и ими смотрит. Или тебе нужно послушать. Ну, а душа дает команду носу и тому ничего не остается делать, как не принюхиваться, а прислушиваться. Вот это все Гегель называет животным магнетизмом. Правда не понятно, что плохого в том, что происходит замещение одного чувства другим.

23. Видения

Чудо пятое. Оно формулируется Гегелем так: "Душа есть нечто всепроникающее". Она одна на всех. Все люди - в пространстве и времени. А она над людьми. Вне пространства и времени. И поэтому благодаря душе далеко видно. Например, ты вот здесь, в Расторгуево, а она там, в Химках. И тебе отсюда хорошо видно ее зеленую кофточку. Раньше у людей часто были видения. Потому что наша жизнь была близка природе. И у них была душа. А теперь все мы образованы. И поэтому страшно далеки от природы. И видения перестали посещать нас. Хотя еще и сейчас некоторые моряки предчувствуют бурю, а лица со способностью второго зрения заранее видят себя в тех ситуациях, в которых они окажутся позднее. А иногда они точно предсказывают час своей кончины. Но эти люди почти никогда не встречаются среди интеллигенции. Отчего им трудно перевести свое ясновидение в рассудочную форму.

 

24 Инстанция помешательства

Душа - событие. С этим согласен и Гегель. Но из этого события нельзя извлечь "Я". Душа скромна своей непосредственностью Я кичится чистотой своего опосредования. Я как всеобщий эквивалент Сует свой нос в любое дело. И поэтому одно из другого не следует. А без Я Ты обезьяна. Это уже Кант установил.

А делать что-то надо. И тогда Гегель помещает между душой и Я то, что он называет инстанцией помешательства. Вот душа говорит, что хочет, чтобы у нее было Я. А ей отвечают. Ты, мол, матушка, пойди сначала в дурдом, раздвоись, а уж потом, по выходе, каждая душа получит по Я. И осознает себя. И овладеет собой. Вот цитата из Гегеля: "Мы не хотим сказать, что каждый дух каждая душа должна пройти через это состояние величайшей внешней разорванности" Но Гегель лукавит. Не все пройдут через дурдом. Но все будут помешаны. Ведь все глупы, а глупость - это, как говорит Гегель, мягкая форма помешательства. Большинство обойдется домашними средствами. Меньшинство же нужно лечить. И Гегель с восторгом описывает жизнь в дурдоме где сумасшедшие являются своими же и надзирателями, где дни иронизируют над своим сумасшествием.

У Канта рассудок и воображение соединялись за обеденным столом. Гегель пошел в своей антропологии еще дальше. У него субъективное и объективное соединилось в дурдоме.

 

25. Безумие

Каждый человек идет к себе. И Гегель идет к себе. Но чтобы прийти к себе, нужно свихнуться. Сойти с ума. Растянуться между субъективной и объективной деятельностью.

Ведь помешанный - это не просто два человека в одном. Как у сомнамбулы. У каждого из нас есть что-то сомнамбулическое. И это не страшно. Помешанный - это два в одном состоянии у одного человека. Если ты выдаешь желаемое за действительное, то ты уже сумасшедший. Если твой ум кипит от возмущения неразумеем, то ты сам близок к безумию.

Только человек имеет привилегию на безумие . Ибо только у него есть ум. Помешательство - это болезнь рассудка. А не души. Но Гегель рассудок относит к ведению феноменологии, а болезни рассудка - к антропологии. Лечить нужно не души, а рассудок. Но у Гегеля все происходит шиворот-навыворот. У него болеет рассудочное сознание, а он лечит душу. У души свой горизонт, своя негация, а именно: бездушие. Но бездушие Гегель называет институцией рационального Человека и относит ее к объективному духу.

 

Содержание:

I. ГЕГЕЛЬ КАК НАПОЛЕОН

II. АНТРОПОЛОГИЯ ВОЛИ

III. ДУША КАК ПОМЕХА

IV. БОЛЕЗНИ ДУШИ

V. РЕЗЮМЕ

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002