Трельч Эрнст |
|
1865-1923 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эрнст ТрельчТрёльч (Troeltsch) Эрнст (1865—1923) — немецкий протестантский теолог и философ, представитель поздней либеральной теологии. Понимание им природы и исторической роли религии представлено в работах: «Психология и теория познания в науке о религии» (1905), «Значение протестантизма для возникновения современного мира» (1906), исследованиях по философии истории. Согласно Трёльчу, религиозный дух связан с врожденными («априорными») религиозными чувствами, но развивается и реализуется в культурно-историческом контексте и сам оказывает влияние на развитие общества. Система религиозных ценностей, регулируя поведение индивидов, является синтезирующим фактором исторического процесса. Трёльч считает, что протестантизм (в особенности кальвинизм), как наиболее адекватное выражение религиозного духа, внес исключительный вклад в развитие европейской культуры и становление современного капитализма. Наряду с Вебером Трёльч — один из основоположников буржуазной социологии религии. Представляет интерес разработанная им в исследовании «Социальные учения христианских церквей и групп» (т. 1—2, 1912) типология основных религиозных сообществ (церковь, секта, мистическая община) и характеристика их специфики и социальной роли. В политике Трёльч отстаивал либерально-демократические идеи, оказавшие влияние на некоторые общественные движения. Позднее у Трёльча наметился отход от либеральной теологии в сторону иррационализма и персонализма. Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 265.
Трёльч (Troeltsch) Эрнст (17.2.1865, Хаунштеттен, близ Аугсбурга,—1.2.1923, Берлин), немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Религиозно-философские взгляды Трёльча сложились в русле идей либерального протестантизма. Трёльч стремился выработать исторические метод в теологии, анализируя эволюцию христианства (особенно протестантизма) в связи с общим развитием европейской культуры. В основном сочинении по социологии религии «Социальные учения христианских церквей и групп» («Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen», Hälfte 1—2,1912) Трёльч дал типологию религиозных групп («церковь», «секта», «мистическое сообщество»). В конце жизни выступил с рядом работ по философии истории, обнаруживших влияние идей философии жизни (Дильтей) и баденской школы неокантианства и отчасти Шпенглера. Трёльч подчёркивал однократность и неповторимость исторического процесса и необходимость постижения «иррационального в бытии». В этике Трёльча от неокантианства эволюционировал к персонализму. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Gesammelte Schriften, Bd l—4, Tub., 1912—25. Асмус В. Φ., Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; odenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang, [Gütersloh, 1959] (библ.); Kaseh W. F., Die Sozialphilosophie v. E. Troeltsch, Tüb., 1963; Lessing E., Die Geschichtsphilosophie E. Troeltschs, Hamb., 1965; Gabriel H.-J., Christlichkeit der Gesellschaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilosophie v. E. Troeltsch, B., [1975] (библ.).
Трельч (Трёльч) (Troeltsch) Эрнст (17 февраля 1865, Аугсбург — 1 февраля 1923, Берлин) — немецкий протестантский теолог, философ, социолог. Изучал теологию и философию в Эрлангене и Тюбингене; заметное влияние на формирование его взглядов оказали идеи И. Канта, Ф. Шлейермахера, А. Ричля. С 1890 — приват-доцент в Гёттингене, с 1894 — профессор систематической теологии в Гейдельберге, с 1915 — профессор философии в Берлине. А. Гарнак в речи, посвященной памяти Трёльча, в 1923 назвал его «самым крупным немецким философом истории после Гегеля». Развивая идеи либеральной теологии, Трёльч поставил в центр своих исследований проблему историзма и критику его одностороннего понимания. В годы первой мировой войны и после ее окончания он защищал идеи демократических свобод и прав человека, европейского единства. В 1919—1921 годы занимал видный пост в министерстве культов Пруссии. Стремясь найти философскую основу исторических событий и обосновать критерий их оценки, Трёльч пытался связать метафизику с христианской верой. Он полагал, что решить эту задачу призвана теология, или религиеведение (для него — равнозначные понятия): это та область знания, которая охватывает историю и метафизику в их взаимосвязи. Религиозность Трёльч понимал как априорное переживание, религию — как мистическое переживание тайны жизни, которое в релятивном, фактическом, однократном обнаруживает априорно-всеобщее, абсолютный дух. Будучи теологом, Трёльч не был человеком церковным. Он полагал, что религиозность образованного человека может существовать вне таких институциональных форм, как церковь или секта: «дух веет, где хочет». Согласно Трёльчу, «абсолютность христианства» как религии может быть признана только в том смысле, что оно до сих пор «сохраняет для нас наивысшее значение» и внушает уверенность в правильности избранного пути к совершенной истине. Однако не исключается возможность появления откровения, открывающего еще более глубокие принципы. Это означает, что библейское Писание может быть принято в качестве последнего метафизического основания: абсолютное в истории никогда ни в одном конечном пункте, событии не осуществляется абсолютным образом. Явление Иисуса Христа в истории не есть завершение религиозной истории человечества: на христианстве она не заканчивается. Само представление об окончательном Откровении Божьем в истории для Трёльча, с позиций его пантеистически окрашенного понимания мира и истории, его мистической концепции Бога, неприемлемо. Проблема истории решается не посредством противопоставления релятивизма и абсолютизма как взаимоисключающих противоположностей, но в нахождении их взаимоопосредования, возможности увидеть и понять в релятивном стремление к абсолютной цели. Такое понимание истории, концепция «преодоления историзма» сказались в оценке Трёльчем Реформации. Он отверг взгляд на Реформацию как начало Нового времени, а также представление о продолжающемся воздействии ее идей на современный мир. Между Реформацией и современностью не плавный переход, а «перерыв постепенности»: современный мир характеризуется новым типом культуры и нравственности. Трёльч обращается в этой связи к исследованию социального учения христианства, социальной этики. Его вклад в развитие социологии религии оказался весомым. Предложенная им (вместе с М. Вебером) типология социальных форм существования религии (церковь — секта — мистические группы) легла в основу социологического исследования религии. Главная его работа в этой области «Социальное учение христианских церквей и групп» (Die Soziallehren der christlichen Kirchen undGruppen, 1912). В. И. Гараджа Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 105.
Трёльч (Troeltsch), Эрнст (17.II.1865 - 1.II.1923) - немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк. Профессор теологии в Бонне (с 1892), Гейдельберге (с 1894 года), профессор философии в Берлине (с 1914 года). Примыкал к группе позднелиберальных историков, выступавших (в последние годы Первой мировой войны и в условиях начавшегося революционного кризиса) за преобразование кайзеровской Германии в буржуазно-парламентском духе. В веймарской Германии - помощник статс-секретаря в прусском министерстве культов (1919-1922). Религиозно-философские взгляды Трёльча сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за немецким теологом А. Ричлем он стремился выработать исторический метод в теологии; рассматривал христианство (особенно протестантизм) как составную часть новоевропейской культуры. В трудах по социологии религии (важнейший – «Социальные учения христианских церквей и групп» - "Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen", Tübingen, 1912) дал типологию религиозных групп («церковь», «секта», «мистика»); развивал близкие М. Веберу идеи о роли кальвинизма и протестантской этики в возникновении капитализма. В последний период жизни значительное место уделял проблемам философии истории. Автор сочинений «Историзм и его проблемы» ("Der Historismus und seine Probleme", В., 1922), «Историзм и его преодоление» ("Der Historismus und seine Überwindung", В., 1924, опубликовано посмертно). Вынужденный признать наличие глубокого кризиса в сфере общих философских основ буржуазного исторического мышления, Трёльч был в числе тех немецких буржуазных историков, которые пытались вывести буржуазную историческую науку из тупика путем возрождения идей немецкого неоидеалистического историзма. Выступив против «натуралистического историзма» (который представлялся ему абсолютизацией преходящего, уравновешивающей все ценности в абсолютном релятивизме и скептицизме), Трёльч противопоставил ему «историзм» неокантианского толка, подновленный идеями, заимствованными у Ф. Ницше и О. Шпенглера. Трёльч оказался в порочном кругу, попытавшись рассматривать историю и как эманацию «мирового духа», и как творение познающего разума. Восприняв у Ницще понятие «воли» как средства избавления от «опасности историзма», Трёльч в то же время всячески подчеркивал имманентный «смысл» и «разум» истории. Отрицая плодотворность психологических методов в историческом познании, Трёльч, говоря о «прорыве духа» в историческую жизнь, по существу рассматривает как важнейшую предпосылку исторического познания нечто, близкое религиозной интуиции. Следуя за Г. Риккертом в понимании «исторического метода», Трёльч отошел от него в понимании категории индивидуального и процедуры «отнесения к ценностям». Вся история, по Трёльчу, - это история культуры (включая историю хозяйства, права, институтов и т. п.), а объект исторической науки – «коллективная индивидуальность» (народы, государства, классы, сословия, а также культурно-исторические эпохи - Возрождение, Реформация, и сложные события - революции, войны и т. д.). Но реальностью они становятся лишь благодаря «идее», выбору познающего, позволяющему вычленить объект из «потока времени» - эта смысловая и ценностная идея выступает у Трёльча как творящая «синтез культуры» (указанная категория носит, таким образом, у Трёльча явно субъективно-идеалистический характер). M. А. Барг. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971. Сочинения:Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Tubingen, 1912-25. Литература:Bodenstein W., Neige des Historismus, E. Troeltschs Entwicklungsgang, Güthersloh, 1959; Kasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch, Tübingen, 1963.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Vernunft und Offenbarung bei J. Gerhardt und Melanchton, 1891; Atheismus und Idealismus, 1899; Die Absolutheit des Christentums und die Religionsgeschichte, 1902; Grundprobleme der Ethik, 1902; Politische Ethik und Christentum, 1904; Die Bedeutung des Protestantismus fur die Entstehung der modernen Welt, 1906; Die Bedeutung der Ge- schichtlichkeit Jesu fur den Glauben, 1911; Augustin, die christliche Antike und das Mittelalter, 1915; Der Historismus und seine Uberwindung, 1924; Glaubenslehre. Tub., 1925; Gesammelte Wferke, Bd. 1-4. Tub., 1912, 1913,1922,1925; в рус. пер.— Историзм и его проблемы. М., 1994. Литература:Vermeil Е. La Pensue religieuse d'Ernst Troeltsch, 1922; Alberca I. E. Die Gewinnung theologischer Normen aus der Geschichte der Religion bei T. Troeltsch. Munch., 1961; Gabriel H.-J. Christlichkeit der Gesell- schaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilosophie von Ernst Troeltsch. В., 1975.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |