Татьяничева Людмила Константиновна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Татьяничева Людмила Константиновна

1915-1980

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Людмила Константиновна Татьяничева

Татьяничева Людмила Константиновна (19.12.1915, г. Ардатов Мордовской АССР – 8.04.1980, Москва), поэт, общест. деятель. Лауреат Гос. пр. РСФСР им. А. М. Горького (за книгу стихов “Зорянка”, 1971), пр. “Орлёнок” Чел. обкома комсомола (1975). Род. в семье сел. учительницы и студента-медика. В 10 лет осталась сиротой. С 1926 жила на Урале у родственников отца (преподавателей вузов Свердловска). После окончания школы-семилетки (1931) работала токарем на вагоностроит. з-де им. Воеводина, одноврем. училась на рабфаке “Цветметзолото”, с 1932 студентка Свердловского ин-та цветных металлов. В 1934, прервав учебу, как мн. ее сверстники, приехала на легендарную стройку – Магнитку. Сотрудничала в трансп. многотиражке “На рельсах гиганта”, затем в гор. газ. “Магнитогорский рабочий” (репортер, лит. сотрудник, зав. отделом). Была участницей знаменитой лит. бригады “Буксир”. В 1941 окончила Лит. ин-т им. А. М. Горького. С 1941 чл. КПСС. С 1944 дир. Чел. книжного изд-ва (см. Южно-Уральское книжное издательство), 10 лет возглавляла Чел. отделение СП (см. Союз писателей России), работала собкором “Литературной газеты” по Уралу (1956–58). В 1965 избрана секр. правления СП РСФСР (на штатной работе до 1973). В составе творч. бригад и делегаций культуры побывала во мн. уголках страны, часто выступала перед читателями, в т. ч. по радио и телевидению. Выезжала в творч. и служебные командировки в Болгарию, Чехословакию и Англию. Неоднократно избиралась в гор. и обл. Советы деп. трудящихся. Была делегатом почти всех съездов писателей РСФСР и СССР, являлась гл. ред. книжной серии “Уральская библиотека”, чл. редколлегии ж. “Урал”, “Культура и жизнь”, альманахов “Южный Урал”, “День поэзии”, редсоветов изд-в “Советская Россия”, “Современник”, правления об-ва монголо-сов. дружбы, к-та по проведению Всесоюз. Пушкинского праздника поэзии, комиссий по лит. наследию и т. д. С именем Т. связан период 1940–70-х гг. лит. жизни Чел. Она была “крестной матерью” мн. молодых юж.-урал. поэтов. Т. сочиняла с малых лет. С 1931 печаталась в заводской газ. “Домкрат”, лит. ж. “Штурм”. Первая книга Т. – сб. стихов “Верность” – вышла в Чел. в 1944. Творчество Т. пронизано глубоким лиризмом, филос. осмыслением жизни, искренностью и возвышенностью чувств. Лучшим ее произв. присущи яркость образов, четкость и классич. простота стиха, афористичность и приверженность к нар. поэт. традициям. Неотъемлемой чертой ее стихов является дочерняя любовь к Уралу и своей отчизне – России. Всего издано 70 сб-ков стихов в Чел., Свердловске, Москве, в т. ч. 12 – для детей. Мн. произв. Т. переведены на англ., нем., испанский, франц., болгарский, венгерский, киргизский, укр. и др. яз. На ее стихи созданы различные муз. произв. (комп. Г. Анохин, Б. Гибалин, Е. Гудков, Н. Кутузов, Е. Родыгин и др.). К 85-летию со дня рождения поэтессы в ЮУКИ вышла кн. “Людмила Татьяничева. Будьте добры”, в к-рую включены лучшие стихи Т. и воспомина¬ния о ней современников. Награждена орд. Окт. Рев-ции (1975), 2 орд. Труд. Кр. Знамени (1965, 1971), 2 орд. “Знак Почета” (1952, 1960), медалями “За трудовое отличие” (1944), “За доблестный труд” (1970) и др. Лауреат ж. “Огонек”, “Октябрь”, “Знамя”. Последние 15 лет жила в Москве. Скончалась после тяжелой болезни. Именем Т. названы б-ка № 26 и улица в Чел. (см. ул. Татьяничевой); на доме по ул. Кривой Сони, где жила поэтесса, установлена мемориальная доска (также они установлены в Магнитогорске и Екатеринбурге). Учреждена ежегодная лит. пр. ее имени. В честь Т. в 1995 названа малая планета (№ 3517). Обстановка, библиотека, архив Т. переданы в фонд Татьяничевой–Смелянских в Чел. обл. краеведч. музей.

Ю. Н. Смелянский

Источник: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЧЕЛЯБИНСК" (Челябинск: Энцикл. / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Изд. испр. и доп. - Челябинск: Каменный пояс, 2001. - 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8)


Татьяничева Людмила Константиновна (псевдоним Сергеева А.) [6.12(19.12). 1915, Ардатов, Симбирской губ. — 9.4.1980, Москва] — поэт.

Рано потеряв родителей, с десяти лет жила в Свердловске, в семье дальних родственников Кожевниковых. Приемный отец, Константин Рафаилович, преподавал физику, приемная мать, Мария Александровна,— русский язык и литературу. После окончания семилетки Татьяничева пошла работать на вагоностроительный завод им. Воеводина ученицей токаря. Окончив рабфак, училась на вечернем отделении института цветных металлов. Проучившись 2 курса, в 1934 переезжает в строившийся Магнитогорск. Свои ранние стихи Татьяничева публикует в молодежном ежемесячном журнале «За Магнитострои литературы».

В 1941 она заочно окончила Литературный институт. Тогда же вступила в партию. До 1944 работала в редакции городской газете, а в 1944-46 была редактором челябинского областного издательства. В этом издательстве в 1944 вышел первый поэтический сборник Татьяничевой «Верность». После этого публиковала свои произведения то в Москве, то в различных издательствах Урала, была членом правления СП РСФСР (в 1965-75 — одним из его секретарей), с 1967 — членом правления СП СССР. В начале 1970-х Татьяничева переехала в Москву. С 1958 — времени выхода «Синегорья»,— книги ее выходят одна за другой почти ежегодно. За сборник «Зорянка» (1970) в 1971 Татьяничевой была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького.

Одна из главных тем поэзии Татьяничевой — Урал с его красотой, историей, индустриальной мощью. Для Татьяничевой, сформировавшейся в атмосфере ударных социалистических строек, гордившейся своей «нелегкой, боевой, прекрасной юностью» комсомолки, проходившей в 1930-е, Магнитогорск стал символом родины — строящейся, обновляющейся. К образу Магнит-горы, ставшему лейтмотивным в ее творчестве, Татьяничева возвращается всю жизнь. Магнит-гора — воплощение металлургической мощи страны — вспоминается ею и как символ трудового героизма народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтесса считала, что подвиги тыла недостаточно отражены в русской литературе, и хотела внести свою лепту, воспевая мужество тружеников-уральцев. Всю жизнь она слышала «голос Магнит-горы». («Дума о Магнит-горе», 1979 и др.). Много писавшая о людях труда — доменщиках, сталеварах, прокатчиках,— саму красоту человека Татьяничева связывала с деянием («Сталевар у горячей печи — как он красив!»). Такой деятельной видит поэтесса и природу. В ее стихах предстает довольно редкое сочетание последовательной социальности (металлургический Урал), подчиненности принципам социалистического реализма и тонкого чувства природы. «Вечная» тема природы звучит у Татьяничева то по-тютчевски философично («Природа жаждет обновленья...»), то по-есенински лирично («Я без Урала не могу...»). Поэтическим символом своего края Татьяничева избрала малахит, ибо, по мнению поэтессы, в его цвете и узорах запечатлена память об иных временах, когда Урал, возможно, еще был под «морскою вольною волной». Для Татьяничевой малахит, как и ветка из одноименного стих. 1978,— материальное подтверждение неразрывности времени и пространства: «Он морем до краев наполнен, / И кажется: слегка подуть — / Проснутся каменные волны / И морю вновь укажут путь...» («Малахит», 1945). Способности видеть сказочную красоту природы, по признанию поэтессы, она училась у «философов, поэтов, горновых», у мастеровых, издревле умевших чудесным образом передавать «дыхание сосны» в «рисунке на булатной стали».

Жанровый круг стихов Татьяничевой достаточно широк — публицистика, лирика природы, философско-притчевые стихи, драматичная любовная лирика. Татьяничева выработала свой стиль, свою тональность, в которой повествует о разнообразных человеческих чувствах, о переживаниях лирической героини — от первых девичьих розовых мечтаний до горестного опыта зрелой женщины. Татьяничева обладала умением сказать о самом сокровенном, проявляя при этом «истинно русскую целомудренность» (Фёдоров В.) Достоинство, самоуважение, но и способность к жертвенной любви — эти свойства женской души особенно дороги поэтессе. Татьяничева убеждена в том, что они в самой природе русской женщины: «Еще любимого не встретив, / Она ему уже верна...» («Русская девушка», 1957). Татьяничева была разработана по сути малоисследованная поэзией тема семейных отношений, увиденных через призму личного женского опыта. Богатый спектр чувств жены и матери открывается в таких стихах, как «Песня без конца», «Неужели были лживы...», «Профиль», «Сыновья» и др. Одно из самых известных стих, этого плана говорит не только о глубине материнских переживаний, гордости за сыновей, но просто и мудро напоминает о скоротечности жизни и вечном ее продолжении в детях: «Жизнь горит во мне, неугасима, / У меня две вечности — / Два сына». («Сыновья», 1960). В поздний период творчества (1960-70-е) все чаще обращаясь к общечеловеческим «вечным» темам, Татьяничева нередко опирается на фольклорные традиции («Кони»), на традиции балладно-аллегорических стихов в духе Д.Кедрина («Гордые», «Молчание» и др.). Зрелые стихи Татьяничевой отмечены стремлением к глубине и ясности мысли, афористической краткости и образности (см. например: «Это правда — / Гордым в жизни легче, / Только гордым сделаться — / Не просто...» Или: «Кем буду для тебя, / Когда меня не станет? / О, лишь не одиночеством / Твоим!»).

М.К. Лопачева

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 476-477.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Вероника МЕЩЕРЯКОВА. Людмила Татьяничева ("Суждения").

Валентин СОРОКИН. Красивая и строгая [О поэзии Людмилы Татьяничевой. Глава из книги "Благодарение"]

Бор. ЛЕОНОВ. Раскрепощенье красоты. К 95-летию Людмилы Татьяничевой. 19.01.2011 (МОЛОКО)

Сочинения:

Собрание сочинений: В 3 т. М., 1985–1986.

Верность. Челябинск, 1944;

Синегорье. Свердловск, 1958;

Малахит. М., 1960;

День погожий: Новые стихи. Челябинск, 1963;

Время теплых дождей. Стихи. М., 1963;

Зорянка. М., 1970;

Область личного счастья: стихи. Свердловск, 1989.

Снегопад: Стихи. Ч., 1972;

Лирика. Ч., 1975;

Избранные произведения: В 2 т. М., 1976;

Десять ступеней: Стихи. Ч., 1980;

Литература:

Жислина С. Поэзия высокого накала. О творчестве Л.Татьяничевой. Челябинск, 1965;

Михайлов. О поэзии Л.Татьяничевой // Новый мир. 1966. №3;

Ханбеков Л. Судьба — это мы: Очерк творчества поэтессы Л.К.Татьяничевой. Челябинск, 1984;

Фёдоров В. О поэзии Людмилы Татьяничевой: [Вступ. статья] // СС: в 3 т. Т.1;

Федоров В. Дочь Урала // Наш современник. 1982. № 10;

Ханбеков Л. Присягаю Уралу. Три литературных портрета. Челябинск, 1989.

Ханбеков Л. Судьба – это мы: Очерк творчества поэтессы Л. Татьяничевой. Ч., 1984;

Писатели Челябинской области: Биобиблиогр. справ. / Сост. В. В. Ильина. Ч., 1992;

Дочь Урала: К 85-летию со дня рождения Л. К. Татьяничевой: Метод. рекомендации… / Сост. В. В. Бизюкова. Ч., 2000.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС