Ортега-и-Гассет Хосе |
|
1883-1955 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хосе Ортега-и-Гасет
Ортега-и-Гассет Хосе (1883 – 1955) – испанский философ, представитель философии жизни и философской антропологии. Один из основных представителей концепций «массового общества», массовой культуры. Труды: «Дегуманизация искусства» (1925), «Восстание масс» (1930). Разрабатывал проблему массового политического участия. Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 24. + + + Ортега-и-Гасет Хосе (Ortegа y Gasset) (1883-1955), испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций «массового общества», массовой культуры («Восстание масс», 1929-30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925). + + + Ортега-и-Гасет Хосе (1883— 1955) — испанский философ, занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. В центре внимания Ортега-и-Гасета стояли социальные проблемы. В своих работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929—30) Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы. Ортега-и-Гасет критикует данную духовную ситуацию «справа». Он считает ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».
Другие биографические материалы:Фролов И.Т. Субъективный идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Представитель философии культуры и философской антропологии (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Его творчество является синтезом ряда философских направлений (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Грицанов А.А. Испанский философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Зорькин В., Золоторев Р. Составляет славу и гордость современной испанской философской мысли ("Новое время" № 12, 1990). Руткевич A.M. Крупнейший испанский философ 20 века (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Лэш Кристофер. Не «восстание масс», а меритократия (Лэш Кристофер. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002.). Воробьев С. Л. Учился в Коллегии отцов иезуитов (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967). Создатель учения рациовитализма (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009). До конца жизни оставался открытым противником франкизма (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Далее читайте:Ортега-и-Гассет Хосе. О социализме без берегов. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс. (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991). Восстание масс (Статья А. Б. Зыковой о работе X. Ортеги-и-Гассета). Что такое философия? (Статья А. Б. Зыковой о работе Ортеги-и-Гассета). Исторические лица Испании (биографический справочник)
Сочинения:Что такое философия. М., 1991; Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991; Веласкес. Гойя. М., 1997; Избранные труды. М., 1997; Размышления о «Дон Кихоте». СПб., 1997; Восстание масс. М., 2001; Obras completas. V. 1-9. Madrid, 1953-1971.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |