Ортега-и-Гассет Хосе |
|
1883-1955 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хосе Ортега-и-Гасет
Ортега-и-Гасет (Ortega у Gasset) Xoce (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Активно выступал как журналист. С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 году вернулся в Европу, в 1948 году — в Испанию, где под его руководством был основан Институт гуманитарных наук. До конца жизни оставался открытым противником франкизма. Философские взгляды Ортеги-и-Гасета складывались под влиянием марбургской школы неокантианства. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого экзистенциализма (Хайдеггер) — как духовный опыт непосредственного переживания, как «вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных философских концепций Ортега-и-Гасет называл «рациовитализмом»), В социологии наибольшую известность получило сочинение Ортеги-и-Гасета «Восстание масс» («La rebelion de las ma-sas», 1930). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считал основным политическим феноменом 20 века идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925, в рус. пер. 1957, в кн.: «Совр. книга по эстетике»). Оказал влияние на европейскую буржуазную социологию (главным образом в постановке проблем «массового общества» и «массовой культуры»), Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Obras completes, v. 1—9, Madrid, 1953—7l3; Obras ineditas, Γν. 1—7], Madrid, 1957—62; El espectador, v. 1—8, Madrid, 19150—1963. Литература: Давыдов Ю. H., Иск-во и элита, М., 1966; Долгов K.M., Философия культуры и эстетика X. Ортеги-и-Гасета, в кн.: О совр. бурж. эстетике, в. 3, Μ., 1972; Зыкова А. Б., Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гасета, М., 1978; F е г-rater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; A b e l l ä n J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espaflola, Madrid, 11966]; Moron A. C., El slstema de Ortega у Gasset, Madrid, [1968]; A g u a d o E., Ortega у Gaaset, Madrid, [1970]. Вернуться на главную страницу Ортеги-и-Гассета
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |