Ортега-и-Гассет Хосе
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Ортега-и-Гассет Хосе

1883-1955

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хосе Ортега-и-Гасет

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega y Gasset) XOCE (1883-1955) - испанский философ, создатель учения рациовитализма. Окончил Мадридский ун-т, получив докторскую степень; в 1910 возглавил кафедру метафизики. В 1905-1907 и 1910-1911 годы учился в Германии. Вернувшись в Испанию, в 1923 году основал журнал «Revista de Occidente» («Западный журнал»), ставший одним из центров интеллектуальной жизни страны. Инициатор перевода на испанский язык работ О. Шпенглера, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера, Ф. Брентано, Й. Хейзинги и др., положивших начало «Библиотеке идей XX века». После установления в Испании республики Ортега-и-Гасет был избран депутатом Кортесов, но сложил с себя полномочия: будучи сторонником республики как идеала, он не принял ее такой, какой она создавалась реально. После прихода к власти Ф. Франко покинул Испанию и вернулся на родину лишь в 1945 году.

Ортега-и-Гасет признавал кризис европейской культуры, связывая его с кризисом «чистого разума» рационалистической философии и обращался к понятию «жизнь человека» в ее изначальной реальности, к первоначальному Я, которое пребывает в непрерывном становлении и поэтому неподвластно анализу с позиций рационалистического разума. Ставя вопрос о создании новой формы рациональности, Ортега-и-Гасет ввел понятие «жизненный разум», с которым должен сообразовываться чистый разум. Ортега-и-Гасет понимает человеческую жизнь как «столкновение «я» и его обстоятельств, как динамический диалог между индивидуумом и миром». Мир, реальность, согласно Ортеги-и-Гасету, всегда упорядочен, структурирован, представляя собой не сумму вещей, но «горизонт целостности, превосходящий вещное и отличный от него». Организующий принцип познания мира - перспектива. Согласно Ортеге-и-Гасету, познающий человек конструирует мир в «перспективу», определяемую его местонахождением в природной и исторической реальности. При этом реальность в свою очередь влияет на формирование перспективы - в этом отличие перспективизма Ортеги-и-Гасета от перспективизма Ф. Ницше. Каждая перспектива предполагает желание, воображение, оценку. Человеческое существование есть спонтанная деятельность, где действие предшествует теории, а практика - это незаданное, свободное и ответственное творчество, а не приспособление.

Ортега-и-Гасет выдвинул предположение, что культура состоит из двух видов идей: идей-верований, в которых человек живет, идей-«счастливых мыслей», рождающихся там, откуда «ушли верования». Идеи-«счастливые мысли» создают воображаемые миры, составляющие мир культуры, существующий наряду с «жизненным миром» человека. 

Философия истории и социологии Ортеги-и-Гасета укоренены в его учении о «радикальной реальности человеческой жизни». Человек есть драма, разыгрывающаяся в определенных обстоятельствах и проявляющаяся во времени. Благодаря накопленному в течение жизни опыту, человек твердо знает, кем он быть не собирается, - и в этом смысле прошлое онтологически сохраняется в жизни как настоящее, определяя выбор человека в данный момент времени. Таким образом, история - единственный путь к самоопределению нашего бытия в мире, а исторический разум - единственное средство познания жизни. В социологии наиболее известна работа Ортеги-и-Гасета «Восстание масс». Общество Ортега-и-Гасет рассматривал как динамическое единство двух элементов — элиты и человека-массы. Критерий выделения элиты - этический: предъявление к себе более высоких требований, чем к другим. Нормальные взаимоотношения этих элементов социальной структуры состоят в подчинении массы культурно-творческому меньшинству. Особенностью современного кризисного состояния европейской цивилизации является восстание человека-массы против элиты. Следствие этого восстания - катастрофическое снижение культурных стандартов, нивелировка личности в массе и конформизм. Ортега оказал большое влияние на европейскую социологию, одним из первых поставив проблему «массового общества» и «массовой культуры».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 309-310.

Сочинения: Что такое философия?. М., 1991; Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991; Веласкес. Гойя. М., 1997; Избранные труды. М., 1997; Размышления о «Дон Кихоте». СПб., 1997; Восстание масс. М., 2001; Obras completas. V. 1-9. Madrid, 1953-1971.


Вернуться на главную страницу Ортеги-и-Гассета

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС