Логинов Александр Александрович |
|
р. 1948 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Александрович ЛогиновЛогинов Александр Александрович [27.8.1948, Мончегорск Мурманской обл.] — поэт. Отец — вепс, уроженец Мягозерского района * Ленинградской области, рабочий; мать — русская, родом из крестьянской семьи, проживавшей в Каргопольском районе Архангельской области. По свидетельству самого поэта, до 6-летнего возраста путешествовал вместе с родителями: Тихвин, Волховстрой, Украина и, наконец, г. Каргополь, где прошли школьные годы. Затем — учеба в Ярославском автомеханическом техникуме (1963-66), Брянском техникуме физической культуры (окончил в 1976) и вновь — поездки по стране. Об этом времени Логинов говорит так: «Первая половина моей жизни помотала меня достаточно по свету: от берегов Крыма до архангельских широт» (Сквозь сумерки. С.5). В разные годы работал слесарем, сторожем, маляром, токарем, корреспондентом районной газ. В 1985 Логинов окончил Литературный институт им. А.М.Горького. Член СП России. Последние 20 с лишним лет живет в Каргополе, руководит литературным объединением. На формирование личности и литературных пристрастий Логинов оказали влияние рассказы матери, насыщенные образами фольклорных преданий и быличек, народной языческой демонологии, позже — знакомство с русским писателем и философом В.С.Сафоновым, литературоведом и критиком Ал.Михайловым. Интерес к русской классике, возникший еще в школьные годы, сформировал вкусы Логинова, определил круг его литературных приоритетов: это поэзия А. Блока, И. Анненского, М. Волошина, Н. Заболоцкого, В. Ходасевича, В. Набокова, сказы П. Бажова, проза А. Платонова и Б. Шергина. Стихи начал писать сравнительно поздно, в 25-летнем возрасте, но уже первые поэтические опыты Логинов привлекли к нему внимание читателей, издателей и литературных критиков. Первая публикация — в коллективном сборнике «По первопутку» (Тула, 1977). Затем в 1982 подборка стихотворений Логинова появилась в журнале «Литературная учеба» (№4) и вызвала высокую оценку известного поэта Ю. Кузнецова. Первый сборник — «Два света» — вышел в Москве в 1984. В 1986 книга лирики Логинова «Голубиный колодец» печатается в Архангельске, а в следующем году подборка стихотворений публикуется в коллективном сборнике «У северных широт» (М., 1987). Стихотворения Логинова печатают журнале «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Север». Уже ранней лирике Логинов присущи напряженный драматизм, экспрессия, образная выразительность, заставляющие вспомнить мощь голоса молодого Маяковского, лирический напор П. Васильева. При этом Логинов не подражателен, художественный строй его поэзии отражает органические свойства личности поэта. По природе поэтического дарования Логинов — лирик, причем лирик par exellence. В предисловии к сборнику Логинова «Два света» Ал.Михайлов, отмечая яркий лирический темперамент поэта, подчеркивает: «Сила в нем корневая, устойчивая, земная, глубинная, севернорусская» (С.3). В творчестве Логинова 1970-80-х преобладают эмоционально-чувственное восприятие явлений жизни, пантеистическое, языческое мироощущение. Стихийный хаос таинственных природных сил словно проникает в душу, в плоть и кровь лирического героя, делая его частичкой этого вечного и постоянно меняющегося мира природы («Я вырезал себя из корня дуба / Иначе что откуда бы взялось: / И эта речь, сработанная грубо, / И сердцевины высохшая кость»). В лирике Л. оживают деревья, в речных омутах водятся волшебные рыбы, олицетворяются небо («И только небо, словно белый аист, / Еще кружило, крыльями шурша»), ночь («Лишь коготок ночной царапнул по стеклу»), земля, зима, снег («Земля вздохнула и совсем по-женски / Лицом зарылась в глубину снегов»). Земная полнокровная жизнь, наполненная тайной и волшебством, завораживает поэта, сообщает его лирике пафос приятия мира, восхищения перед чудом жизни («И жизнь, как цепь чудес, / Блистает, провисая»; «Живу. И зреет плод на ветви мирозданья, / Тяжелый, тучный плод любви моей земной»). От сборника к сборнику все отчетливее проявляются индивидуальность и самобытность тематики, интонаций, пафоса, образных средств лирики Логинова. Значительным событием в жизни поэта и литературы Русского Севера стал выход сборника «Сквозь сумерки» (2000), в который вошли стихотворения, написанные в период с 1980 по 2000. Душевная полнота и способность к обостренному восприятию всех явлений жизни обусловливают масштабность и динамичность художественного мира лирики Логинов, сопрягающего современность, историческое прошлое и вечность, зримость конкретного севернорусского пейзажа и его вписанность в просторы Вселенной. «Я живу в тихом городе, окруженном тайгой», «в российском захолустье»,— говорит поэт, и в то же время видит себя живущим «на северном склоне Земли», где «такие созвездья цветут!», где «за горизонт течет земля отцов, во все пределы». Мир, открывающийся ему, «расчищен грозой и огромен, свеж и светел». Почти в каждом стихотворении Логинов встречаются образы неба, иногда метафорически связанные с реалиями земного пейзажа («В дымное небо России грозно вонзается лес»; «за спиною гремит небосток»; «Небесный ледоход. Как сорванные льдины, / Качнулись и пошли на запад облака»; «дымная прорубь небес»), иногда — становящиеся доминантными, определяющими художественное пространство стихотворений («И по выжженным пашням в рассветное небо уходит, / Что пылает и молнится — это колокол ангелы льют, / Чтоб под рокот его пролились освященные воды / На засохшие зерна. И пусть они всходы дадут»). Лирический герой поэзии Логинов ощущает себя неразрывно связанным с историей своего рода, народа, Родины, с родной землей. Эта связь передается с помощью сквозных для поэзии Логинов мотивов прорастания, слияния, образов дерева, корней, земли отцов: «Я спал на военной дороге, / И пыль покрывала меня. / Врастали в поля мои ноги, / А волосы — в ветреность дня»; «Там, где мои губы алели, / Расправилось древо любви. /Ив кроне ветвистой шалели / В закатном огне соловьи». Многие стихотворения поэта рождены исторической памятью, позволяющей остро пережить и прочувствовать и 22 июня 1941, и жизнь староверов в дальнем скиту «лет этак двести назад», и былинные времена Святой Руси. Эта же память дает ему возможность ощутить взаимосвязь времен, увидеть проступающие в современности черты неизживаемого прошлого, ставшие постоянными характеристиками русской жизни. В лирике Логинова с реалиями сегодняшнего дня соседствуют фольклорные образы и архетипы русской национальной культуры. Одна из наиболее ярких особенностей лирики Логинова — предельная динамичность образов; все реалии жизни увидены поэтом в непрестанном усилии, напряженном движении, переданном яркими образными средствами («И колея, как пряжа, по дороге / Раскручивает дней веретено»; «Голодные травы соленую землю сосут / Со страшною силой, но не иссякает сосуд»; «А воздух океанится, и волны / Несут меня куда-то по спирали»; «Дышит, гуляет, качает Россию / Белое, белое. Белое море...»). Мир в поэзии Логинова предстает словно в процессе творения, в разгуле стихий, в напряженной сшибке света и тьмы, огня и воды, жары и мороза: «Бьет в мою грудь, сотрясает меня / Гул молодой восходящего дня»; «Все в мире рвется и трещит / И гонит огненные волны»; «И все, что петь могло, все звуки источало — / И камень, и цветок. И это лишь начало / Пронзительной зари, что словно Божья милость / Из катакомб земли, из всех щелей сочилась». Лирический герой поэзии Логинов при всей своей яркой индивидуальности отмечен и общенациональными чертами, родовыми особенностями русского характера в его мятущейся тоске, устремленности к высшему и осознанию своей малости, самоотвержении и жертвенности, открытости миру и людям. Он целен и в то же время многолик, его образ складывается из черт, присущих русским богатырям, странникам, сказочному Ивану, чудакам, юродивым, рассудительным «мужикам с головой». В лирике Логинова конца 1990-2000-х все чаще начинают звучать мотивы восприятия мира как Божьего творения, утверждаются незыблемые христианские ценности. Поэт, подобно неоплатоникам, пытается разрешить принципиально важную для него проблему: «Как одолеть зыбкий мирской путь, продираясь сквозь мощные языческие ощущения мира, через идоло- и огнепоклонничество, и обратить лицо свое к свету с Фавора, Божьему Свету, Свету Белому, не растеряв при этом земных плодоносных сил, чтобы твоя материальная, трепещущая плоть ощущала вкус жизни и находилась в гармонии с духовной сущностью человека?» (Сквозь сумерки. С.6). Этот путь отчетливо ощутим в стихах Логинова рубежа XX-XXI вв., отражающих тягу поэта к гармонии и чистоте, веру в милосердие Божие («Может, там, в поднебесье, и ястреб железный не свищет, / Божьи твари открыто на солнышке греют бока / И с утра до заката ни разу не встретится нищий, / А к реке подойдешь — так спокойна она, глубока. / Оглядишься вокруг, и тебя не терзают вопросы: / Отчего недороды и церкви стоят без крестов? / Потому что хлеба наливаются золотом. Росы / Отражают в себе Богородицы лик и Христов»). При разнообразии лирических настроений и интонаций доминирующим в поэзии Логинова остаются восхищение перед жизнью, восторг, который вызывает красота мира, обостренно воспринимающаяся всеми органами чувств. Негодование, яростный отпор, вызванный состоянием совр. общества («Неужели я этой бесовской истории сын, / замурованный прочно в голодной и нищей России?»; «Надоело смотреть на российские дикие страсти»), сменяются уверенностью в конечной осмысленности и целесообразности мира. В лирике Логинова последних лет все чаще звучит мотив приятия жизни: «А жизнь в самом главном всегда хороша, / была бы способна к страданью душа / да было б окно заревое»; «Я мир любил со дня творенья»; «Пусть в небесах вытаивает млечность / И сыпет сверху звездная капель. / Все впереди, покуда Бог и вечность / Раскачивают жизни колыбель». Логинов — один из инициаторов и организаторов поэтических фестивалей в Каргополе, получивших статус всероссийских (2001). Лауреат областной литературных премии им. Н.Рубцова (2000), Всероссийской литературной премии им. Ф.Абрамова (2001). Награжден Министерством культуры РФ знаком «За достижения в культуре». Е.Ш. Галимова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 454-456. Примечания ХРОНОСа* — ...уроженец Мягозерского района... — Вероятно, место рождения А.А. Логинова - деревня Мягозеро (или в ином написании: деревня на Мяго-озере) Подпорожского района Ленинградской области. Поскольку Мягозерского района в Ленинградской области не существует. Примечание ХРОНОСа подготовил Сергей Степанов. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Два света. М., 1984; Голубиный колодец. Архангельск, 1986; Вторая встреча // Литературная учеба. 1988. №1; Неслучайная встреча. М., 1990; Сеча. М., 1995. Сквозь сумерки. Архангельск, 2000; Час прозрения // Двина. 2001. №1-2; Стихотворения // Любимые дети державы: Русская поэзия на рубеже веков. М.: Держава, 2002. С.265-286; Дети окраин // Двина. 2003. №1. Литература:Михайлов Ал. Гласности! // Литературная учеба. 1988. №1; Попов М. Из тьмы и света рождается слово поэта // Белый пароход. 2000. №2(15); Соболев М. Я не верю вечности покоя! // Волна. 2001. 16 янв.; Баранова-Гонченко Л. У карты непокоренной России // Российский писатель. 2002. №10(37); Доморощенов С. Слышу странные гулы планеты // Правда Севера. 2002. 25 июля; Рудалев А. Гимн ночи // Гиперборей. Северодвинск, 2002. №4.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |