Данилевский Николай Яковлевич |
|
1822-1885 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Яковлевич Данилевский
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип. + + +ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (28.11.1822-7.11.1885), русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель. В 1850-е занимался рыбоводством на Волге, в Каспийском море, на Русском Севере. В 1860-е приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге “Россия и Европа” (1869) развивает теорию “культурно-исторических типов” человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. “Человечество”, по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ — конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию (...). В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории. Д.К. Предваряющее примечание:«Н.Н. Страхов страшно любил Н.Я. Данилевского. Когда Владимир Соловьев выступал против Н.Я. Данилевского. Н.Н. Страхов, желая помочь Н.Я. Данилевскому, как-то сказал, что его идеи созвучны с идеями немецкого (!) философа Ф. Рюккерта. И как он это сказал, тут же Владимир Соловьев обвиняет Н.Я. Данилевского в плагиате. Мол, все идеи тот украл у немца Рюккерта. До сих пор во всех энциклопедиях: «заимствовал у Рюккерта». Потребовался американец, который издал монографию. Специально занимался. Взял этого Рюккерта и обнаружил, что никакого отношения тот не имеет к идеям Н.Я. Данилевского. У нас только сейчас начинают понимать, что Рюккерт - это доцент третьеразрядный. Потребовалось вмешательство американца, который написал монографию по Н.Я. Данилевскому, чтобы мы поняли. Мы так устроены. Стыдно просто. Страхов сказал это в виде небольшого примечания, вроде краткой предыстории (Например, В.И. Вернадский придумал ноосферу, но еще ее придумал некто Леруа. Кто такой Леруа? - Да слушатель В.И. Вернадского). Страхов подстраховал, чтобы не били особенно. Есть, мол, и в Европе кто-то такой же. Услужил. Соловьев подхватил, устроил интригу».
Фёдор Гиренок.
Другие биографические материалы:Бажов С.И. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Авдеева Л. P. Возможность создания «общей теории» устройства гражданских и политических обществ отрицал (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Социолог, писатель, естествоиспытатель (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Акмалова А. и др. Основоположник теории культурно-исторических типов (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011). Рубинштейн Н.Л. Идеолог пореформенного славянофильства и панславизма (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963). Бажов С.И. Православный публицист и естествоиспытатель (Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017). Соловей Т. Соловей В. Этнос - биологический организм? (Т. Соловей, В. Соловей. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. М., 2009). Антонов М.Ф. У каждой цивилизации свои законы (Большая энциклопедия русского народа). Идеи Данилевского оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере предвосхитили аналогичные построения Шпенглера (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Мыслитель, философ, социолог (Большая энциклопедия русского народа). Глава поздних славянофилов и почвенников (Использованы материалы сайта http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=4150).
Памятник Н.Я, Данилевскому в
Ливнах. Скульптор С.А. Щербаков. Фото
А. Журавель. На постаменте надпись: Далее читайте:Данилевский Н. Я. Россия и Европа. (Фрагмент из издания: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1995). Данилевский Н.Я. Россия и Европа (Статья С.И. Бажова о произведении Н.Я. Данилевского). Данилевский Н.Я. Россия и Европа (Статья С. Н. Пушкина о труде Н.Я. Данилевского) Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование (Статья О. К. Шиманской и С. П. Пушкина о фундаментальном труде Данилевского). Данилевский Н. Я. Горе победителям! Данилевский Н. Я. Война за Болгарию. Данилевский Н. Я. Россия и франко-германская война. Дополнение к книге "Россия и Европа". Данилевский Н. Я. Происхождение нашего нигилизма. Дебольский Н.Г. О начале народности (критика Данилевского). Дебольский Н.Г. Начало национальностей в русском и немецком освещении (критика Данилевского). Письмо Н. Н. Страхова к В. В. Розанову. 1889, 5 февр. (См. комментарий 2).
Ильин Н.П. Трагедия русской философии:Глава 1. "Ложь одиссеев". Глава 2. Доминанта русской национальной философии: принцип самосознания Глава 3. Работники одиннадцатого часа Глава 4. О понятии "религиозной философии". Двуликий Янус позитивизма Глава 5. Крест познания. О русском типе христианской философии.
Сочинения:Россия и Европа. СПб., 1871 (М., 1991); Дарвинизм. Критическое исследование. Т. 1—2. Т. 2 (одна посмертная глава). СПб., 1885—89; Сб. полит. и эконом. ст. Н. Я. Данилевского. СПб., 1890. Сборник политических и экономических статей Н.Я. Данилевского. СПб., 1890. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995. Литература:Авдеева Л. Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов: Философская культурология второй половины XIX века. М., 1992; Балуев Б. П. Споры о судьбах России. Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001; Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997. Голосенко И. А. Н. Я. Данилевский. — В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978; Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. СПб., 2001.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |