Аммоний, Ammonios
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аммоний, Ammonios

?-517

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Аммоний (Ammonios)

Аммоний (Ammonios) — философ-неоплатоник, известный своими комментариями к трудам Аристотеля. Родился в Александрии в конце V века в языческой семье, умер после 517 году. От своих родителей, имевших склонность к философии, перенял интерес к научным знаниям. После смерти Гермия, отца Аммония, мать послала его с братом в Афины для учебы у знаменитого философа Прокла. После завершения обучения Аммоний возвратился домой и прожил в родном городе всю оставшуюся жизнь, за исключением единственного путешествия в Константинополь. Он занимался обучением молодежи философии Платона и Аристотеля, пользовался известностью как астроном и геометр. Трудолюбие в его характере сочеталось с жадностью. Из многочисленных произведений Аммония уцелел только комментарий на сочинение Аристотеля «Об истолковании», хотя суть лекций Аммония сохранилась в заметках его учеников. Его самыми известными учениками были Иоанн Филопон, отредактировавший лекции Аммония об Аристотеле, Дамаский, Олимпиодор Александрийский и Симпликий.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 79.

Аммоний (Ἀμμώνιος), сын Гермия (между 435-445 - между 517-526, Александрия) — представитель Александрийской школы неоплатонизма, преподаватель философии, не пренебрегавший геометрией и астрономией. Комментарии Аммония к Аристотелю пользовались исключительным авторитетом и оказали непосредственное влияние на Иоанна Филопона, Асклепия, Олимпиодора, Симпликия, Дамаския. Единственное из дошедших сочинений, написанное им самим, - комментарий к трактату «Об истолковании» Аристотеля. Помимо этого Аммоний писал сочинения по отдельным проблемам (по поводу платоновского «Федона» 69d — защита Платона от обвинений в скептицизме; о гипотетическом силлогизме и др.). Однако Аммоний предпочитал, чтобы его лекции издавали ученики (ἀπὸ φωνῆς — «с голоса»): четыре комментария изданы под именем Аммония (на «Введение» Порфирия, на «Категории», «Об истолковании» и «Аналитику I» Аристотеля); один (на «Метафизику») — под именем Асклепия, который контаминировал лекции Аммония и комментарии Александра Афродийского; остальные (на «Категории», «Аналитики I и II», «Физику», «О возникновении животных», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологику», «О душе») издал Иоанн Филопон, снабдивший их своими замечаниями. Сампликий знает рассуждения Аммония об идее бога у Аристотеля. Помимо этого Аммоний читал лекции по платоновской философии (на них ссылается Асклепий, их - а также лекции по астрономии Птолемея — между 475-485 слушал Дамаский) и толковал отдельные платоновские диалоги (Олимпиодор слушал толкования на «Горгия» и ссылается на его сочинение, посвященное «Федону» 65d 5-6, Асклепий слушал рассуждение о «Теэтете»). По ряду свидетельств можно предположить, что Аммоний принял христианство: Захарий Схоластик написал диалог «Аммоний», герой которого защищает возникновение мира во времени и рассуждает о Троице; вероятно, это отражает историческую реальность (в связи с чем Аммоний повлиял на Боэция); однако в сочи-нениях Аммония и в его лекциях представлены традиционные платонические воззрения на вечность мира, мировую душу, предсуществование отдельных душ и метемпсихозу. Благодаря переводу на армянский в нач. 7 в. — под именем Давида Непобедимого — комментария Элиаса на «Аналитики» Аристотеля (где есть ссылки на Аммония) и переводу на грузинский комментариев Аммония к «Введению» Порфирия и «Категориям» Аристотеля Аммоний был известен грузинским и армянским неоплатоникам.

Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 94.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

CAG IV 3—6; Pelletier У. Les attributions (Categories) de texte aristotelicien et les prolegomenes d'Ammonios d'Hermeias. P., 1983;

Ammonius. On Aristotle's Categories, transl. by Cohen S. M. and Matthews G. B. 1991;

Idem. On Interpetation 1-8, transl. by D. Blank. L„ 1996.

Литература:

Рапава M. Сочинения Аммония, сына Гермия, в гру- зиенкой литературе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз. с резюме на нем.);

Idem. Traditions et innovations dans l'ecole neo-platonicienne d'Alexandrie: Ammonius Hermias et David l'lnvincible. — Bedi Kartlisa 40. P., 1982, p. 216-227;

Westerink L. G. The Alexandria School since Hermias. — Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy, Introd., text, transl. and indices by L. G. Westerink. Amst., 1962, p. X-XIII;

Verrycken K. The metaphysics of Ammonius son of Hermeias. — Sorabji R. (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199-231.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС