Екатерина МОСИНА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Екатерина МОСИНА

2011 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Екатерина МОСИНА

О книге Ивана Щёлокова «Лето на двоих»

Поздняя, но такая ласковая осень... На исходе дня иду через тихую и спокойную площадь. В лучах заходящего солнца золотятся облака и дополняют насыщенные тона ещё не сброшенной совсем листвы. В огромных зеркальных окнах роскошной офисной высотки отражено столько солнц, сколько в ней окон...

Такой первозданной тишины не бывает... Тишина заката, золото листвы, глубинная синь всеобъемлющей небесной сферы... Хочется читать стихи. Из того, что уже два дня ношу с собой в сумочке. Например, это:

Ничто не вечно, кроме суеты!
Вот комната... а в комнате цветы.
Вот женщина... верней, её портрет.
Мила собой в расцвете средних лет.
 
Не ведаю, о ком писал поэт эти строки, но, похоже, что обо мне:
 
Я с нею, если честно, не знаком.
Мы просто обменялись с ней звонком.
(Черт знает, что бывает на уме!
Но наше с ней – в порядке реноме.)
 
Конечно же, про меня он писал! Мы созванивались. Не очень и знакомы. А ведь что-то проскочило неуловимое, не объяснимое очень зрелым уже умом. И вот родились даже строки...
Чудо стиха именно в том, что он порождает приятные мысли и ассоциации. Это как будто примериваешь новое платье, которое тебе обещает иные ощущения и другой немного имидж, возможность вместе с этим новым одеянием, наконец-то, дождаться чуточку и своего счастья...
И как сладко думать, что поэт тоже переживает своё:
 
Меня не окликнет твой голос в клубящейся чаше проспекта,
В мой сон не ворвётся лучом неопознанного объекта...
 
Все глубоко одинокие люди – поэты! Это моё собственное открытие-мнение, и я от него не откажусь. Конечно, постигать собственное одиночество может не любой человек. Как и не у всякого есть такое понятие – одиночество. Но по сути своей человек – это сплошное одиночество, никто не спорит.
У одиночества есть несколько определений, или состояний. Когда человек живет один, «аки перст», – это сиротское одиночество. Когда живут вдвоём, но нет общих интересов, – это одиночество вдвоём. Можно жить и одному, и вдвоём, и в семье, и без неё, среди людей и вне общества, и неотступно оно будет следовать по пятам. И ничем его не вытравишь, и ничто не отвлечет от него... Такое одиночество – состояние души, и оно бывает только у поэтов. При этом не важно, складывает человек в рифму или верлибры выписывает... И совсем не важна принадлежность его к литературе. Важно, что по складу своего одиночества он – поэт! 
Тот, чью книжку ношу с собой, хотя и назвал её «Лето на двоих»*, одинок дважды.
 
Я тебя изъял из подреберья,
Где когда-то золотились перья...
 
 То ли Адам отдаёт ребро для Евы? то ли любящий сердцем вынул своё сердце...  
 
Хотел, чтоб ты владела им, но вот
Такой конфуз: оно теперь на воле,
Оно ничьё, как свет и небосвод.
 
Нет, здесь всё же Адам жертвует ребром, чтобы была рядом всегда и всюду надёжная и стабильная Ева, с которой жизнь – «не в аду», хоть и изгнаны оба из сада эдемского.
 
Жить бы, жить и не быть на виду,
Лебедою цвести у сарая,
Пусть в глуши, но зато не в аду
И почти возле самого рая.
 
 Но поэт дважды одинок, потому, что тут же и возвещает:
 
Замечательно быть лебедой –
Нет вернее от тленного средства.
 
Так всё же одиночество в душе перетягивает?! Любовь, особенно к Еве – стабильной и надёжной, – тленна. Она проходит, улетает вместе с золотыми перьями райской павы. А на месте вырванного из плоти ребра обозначаются два начала – чёрное и белое.
 
Им на смену ветром принесло
Белый бок и чёрное крыло.
 
В этих, подчёркнутых поэтом, контрастах – философия жизни и дуальность мира, в котором хотя и бывает лето на двоих, но из этих двоих один – ты сам, а второй – это твоя тень, твоя память, твой внутренний мир. И если в жизни находится второй, кто воплощается в твою тень, твою память и твой внутренний мир, то в этом ли высшее счастье? И таково ли решение извечного и неразгадываемого – одиночества человеческой души?  Но никогда стабильная и надёжная Ева не сумеет воплотиться в твоё второе «я». Потому, что она – Ева. Она тоже «я», тоже – начало, тоже свой мир, своя память, и у неё своя тень.
 
И летят, от двух начал зачаты,
Бело-чёрной масти сорочата.
Где темно от них, а где светло.
Белый бок – что чёрное крыло.

Пусть другая женщина возьмёт с «Алтаря поэзии» этот небольшой томик стихов и помедитирует на исходе осеннего дня. Не перепутайте: Иван Щёлоков «Лето на двоих»!

 

___________________

*Щёлоков И.А. Лето на двоих /И. Щёлоков. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 160 с. – (Алтарь поэзии).

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев