Николай ЯРЕМЕНКО
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Николай ЯРЕМЕНКО

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Николай ЯРЕМЕНКО

Собором черта поборем

С.Г. Проваторов - 15 лет в русском строю

Обычно хорошие слова о человеке у нас начинают говорить на закате его жизни или карьеры, или когда он уже уходит из этой жизни в мир иной. Почему-то не принято высказывать публичные похвалы людям молодым и среднего возраста, особенно, когда они не являются нашими непосредственными начальниками и от них не зависят наши достаток или карьера. И еще реже принято награждать добрыми словами тех, кто, нет, не подвиг совершил! - а просто многие годы подвижнически и без особого апломба служит людям.

А как по мне, говорить надо при жизни, говорить все, потому что есть, что говорить. Нужно потому, что хорошее слово, высказанное в адрес человека, оно как лекарство – врачует всех вокруг. Хорошие слова, когда мы находим их для людей нам не посторонних, а особенно для тех, с кем вместе тянем нашу повседневную лямку, подвигают и нас, и наших близких к тому, чтобы работать еще усерднее, чтобы каждый день проживали мы, как наиболее ответственный в нашей жизни.

И сегодня я хочу сказать о человеке, которого знаю достаточно, чтобы отвечать за мои слова о нем. Тем более хочу, что повод к такому разговору дала сама природа, ибо виновник его недавно отметил 45-летие, а значит, как говорил Карлсон - «мужчина в самом расцвете сил».

О моем земляке Сергее Германовиче Проваторове с некоторых пор упоминают так много, что эти мои слова, скорее всего, затеряются в океане статей, поклепов, доносов и прочего, чем снабжает сегодня всевидящее око Интернета нас, имеющих на протяжении последних двух десятков лет отношение к русским организациям и русской журналистике. Пишут (кто читает, тот знает наверняка!) разное, и хорошее бывает, и злое.

Давайте, поговорим о Проваторове - делателе. Не общественнике, не активисте, не журналисте, а о том, что он делал в годы пребывания в наших русских рядах.

Сам Сергей о своих заслугах если и говорит, то скорее с подковыркой. Как-то я отметил для себя, что ему, кажется, вообще не нравится заниматься публичной деятельность. Но его характер, склонность «болеть» за то, что он считает важным, за вещи, которые для многих не имеют значения, а для него, наоборот, обрели ценность. Это вынесло Проваторова на вершину общественной активности и уже не отпускает, и, наверное, никогда и не отпустит.

В русских организациях есть люди, которые Сергея Германовича наверняка знают лучше, поэтому мой рассказ не претендует ни на полноту, ни на абсолютную объективность. Скажу лишь то, что знаю и чувствую.

На общественной арене Полтавы он заметно появился лет 17 назад, когда работал старостой в Николаевской религиозной общине. А его приход в Русское Дело я бы предложил считать срок, отмеряемый 15-ю годами тому назад, когда по благословению Митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия, управляющего Полтавской епархией УПЦ Московского Патриархата, стал бороться за возврат канонической Православной Церкви зданий и земельных участков, где до революции или в первые десятилетия советской власти ранее находились храмы.

Мне не известен более ранний период его деятельности, но, прочитав на одном из сайтов обвинения в адрес Проваторова в том, что он, якобы, является «униатом», я не удержался и задал Сергею вопрос: «Как тебя угораздило попасть на должность старосты Николаевской общины УАПЦ?»

Оказалось, на должность его пригласил близкий школьный друг, который на тот момент был председателем Приходского совета этой религиозной общины. Проваторов, как он объясняет, как раз остался без работы «благодаря» украинскому государству, разорившему их малое предприятие: взяли кредит в банке «Украина» чтобы купить в России большой «Камаз». Деньги – 800000 рублей заплатили, а НБУ, вместо того, чтобы перечислить деньги поставщику, попросту их «зажал». В результате они и в Россию не попали, и заемщикам не вернулись. На этом разорилось не только МП, но и страховая кампания… Нужно было где-то трудоустраиваться, и Сергей согласился на предложение. Но вовсе не потому, что был сторонником украинских религиозных идей - «Я не был атеистом, но и верующим не был. И мне было всё равно, где таскать мешки с цементом». В то же время он искренне верил, что никто не имеет права запрещать людям исповедовать свою веру так, как они хотя. Если, конечно, они сами ничьих прав и свобод не ущемляют. И что все храмы, построенные в дореволюционные времена, являются памятниками истории и культуры, принадлежащими всему народу и должны использоваться по назначению. А не так, как было, когда здание храма используют как склад, клуб или цех.

Все мы помним, что в то время (начало 90-х) бывшая советско-партийная номенклатурная верхушка, закрепившаяся у власти, стала поддерживать неканонические церковные течения. И в результате во многих регионах они из «гонимых» превратились в гонителей.

«А почему ушел из раскольнической общины?» - спрашиваю у Сергея. «Да и не уходил. Меня «ушли» по настоятельной просьбе из горисполкома. До того момента, как в начале 2005 г. познакомился с владыкой Феодосием, я понятия не имел чем каноническая Церковь отличается от не канонической. Был дремуче далек от понимания этих премудростей. Слава Небу, все обернулось так, что под давлением власти, на спокойствие которой я «посягнул», в том числе - угрозами подать в суд за то, что они не хотят передавать земельный участок под храмом общине, меня… исключили. Просили уйти «по собственному желанию», но я потребовал, чтобы они проголосовали. И они проголосовали. Так, наверное, было нужно. Мне не оставалось ничего, как пойти в другую Церковь. Не был я глубоко верующим человеком, но и Бытия Божия не отрицал. Думаю поэтому и привели меня пути в Полтавское епархиальное управление УПЦ МП. Это изменило мою жизнь. Епископ объяснил мне, в чем разница между каноническим Православием и расколом и направил на покаяние и работы к настоятелю Вознесенской церкви, который оказался убежденным русским монархистом. Но даже не это привело меня в Русское Движение. Прозрел я тогда, когда стал изучать историю храма Св. Сампсония в Полтавском Петровском кадетском корпусе, общину которого мы впоследствии по благословению митрополита Феодосия создали…»

То есть, перед тем, как в 1999 г. появиться на I Съезде русских Украины в качестве руководителя делегации от Полтавской области, Проваторов в течение 4-х с лишним лет подвизался в православных общинах Полтавы – Иоанно-Богословской, председателем Приходского совета которой был, Покровской и Свято-Сампсониевской Корпусного храма Петровского Полтавского кадетского корпуса. Все три были созданы по его инициативе и по личному благословению митрополита Феодосия. И в этих занятия, нужно отметить, Проваторов изрядно мешал украинским чиновникам своим необычным умением доставать их за живое и необузданной тягой к справедливости. Уже тогда он выделялся страстью к организационно-документальной работе, которую у нас, русских общественников, способны тянуть без преувеличения сказать единицы, ведь поорать на митинге или выражать свое мнение устно - легче. Занимаясь организацией деятельности православных общин, он успевал и на других фронтах – участвовал в создании и помогал в организации работы различным общественным структурам – православным, экологическим, скаутским, защищающим права детей инвалидов…

И как рассказывал другой известный полтавский русский «диссидент» - Виктор Шестаков, не Проваторов пришел к русским патриотам, а именно они заметили его, нашли и предложили влиться в ряды впервые создаваемой тогда Русской общины Полтавы, еще неформальной. Впрочем, как я полагаю, Сергей Германович и не сопротивлялся. К тому времени в местных газетах были опубликованы несколько его статей по ситуации вокруг судьбы здания кадетского корпуса, и не заметить его русской самоидентификации было невозможно.

Так что, с конца 1998 г. Русское Движение на Полтавщине практически неразрывно связано с именами этих двух человек – Проваторова и Шестакова. Трудно назвать сколь-нибудь заметную инициативу, которую можно было бы без натяжек назвать русской или пророссийской, к которой не были бы причастны эти двое. А до 1998 г. организованного Русского Движения в Полтаве и Полтавской области попросту не существовало.

Как я уже писал выше, на всеукраинской общественной арене Проваторов проявился на 1 Съезде русских в мае 1999 г., где ему, как известному на то время православному общественному деятелю УПЦ МП полтавчане доверили возглавлять делегацию от области. После Съезда он активно включился в создание общественных организаций с целью защиты русской культуры и истории.

Все организации, которые тогда и позже возникли на Полтавщине и имели хоть какое-то отношение к Русскому Делу и России – Отделения «Русского совета Украины» и «Русского движения Украины», Русская община Полтавы, Русская община Полтавщины, Союз русских литераторов Полтавщины, Полтавский отряд Братства Православных Следопытов (под эгидой Московской Патриархии), Товарищество последователей Короленко – все они создавались по его инициативе или при его непосредственном участии…

В «полтавский период» своей деятельности Проваторов поднимал на остриё пера вопросы по многим проблемам, связанным не только с жизнью православных общин, русской историей и культурой, сохранением памятников и памяти. Он самолично участвовал в решении многих проблем людей, входивших в общественные организации – сотни и сотни писем и заявлений, написанных в различные инстанции в городе, области, в Киев. На уровне Полтавы Сергея Германовича можно было бы назвать как одного из наиболее известных и… нелюбимых властями правозащитников. Хотя сам он себя таковым никогда не считал.

Подвижничество в этой области стало приоритетом в жизни Сергея Германовича, принесли ему как немало достижений и успехов, так и осложнений в жизни и возможностях карьерного роста, связанных со сложным восприятием прав и интересов русскокультурного и русского населения на Украине.

И неудивительно, что неуёмная жизненная энергия и умения в области аппаратной работы привели его в «Матерь городов русских».

Уже осенью 2001 г. его стали приглашать работать в центральном аппарате крупнейшего на тот момент русского объединения - Всеукраинской общественной организации «Русское движение Украины» и Партии «За Русь единую!» А после окончания неудачной для «Русского блока» избирательной кампании 2002 г., в сентябре его призвали на работу в Киеве уже на постоянно. И уже осенью он был назначен заместителем председателя ВОО «Русское движение Украины» по делам молодежи и с тех пор участвует уже в разворачивании работы во всеукраинском масштабе.

Вместе с Николаем Ефименко и Александром Прокопенко, Сергей Германович был одним из организаторов осенью 2002 г. газеты «Русская Правда», вспоминая первые шаги которой мы обязаны вспомнить добрым словом А.Г.Свистунова и П.Б.Баулина.

Значение «Русской Правды» - единственной по сути русской газеты республиканского масштаба, для становления Русского Движения трудно переоценить. Как бы не хулили газету и ее делателей, она для многих русских людей остается источником сохранения русскости, нитью, связывающей с Россией. Во многом благодаря настойчивым стараниям Проваторова газета смогла продержаться все эти 8 лет.

А еще Сергей Германович первым заговорил о необходимости «нового собирания на новых принципах». Так появилось «Русское Содружество» - конфедеративная структура, которая и легла в основу системы КСОРС, о которой сегодня там много и по разному пишут и говорят, которая вызывает такую жесткую полемику в русской и околорусской средах.

Создать организацию, «собранную из организаций» дело непростое, тем более, что войти и выйти из нее можно элементарно, и конфликтные ситуации внутри тоже случаются, но это опять таки «болезнь роста». А вообще-то одним из двух моторов «Русского Содружества» все эти годы остается Проваторов. Обратите внимание, никто, даже его недоброжелатели (кроме самых лживых) не могут упрекнуть его в безделье или безинициативности, некоторые говорят о нем, как о «механизме, производящем документацию», а что поделаешь, ведь кто-то должен ее производить.

С.Г. Проваторов известен как автор многочисленных программных и аналитических статей, которые издавались в различных СМИ РФ и Украины.

Будучи полтавчанином по рождению, Сергей Германович активно и системно помогает русским организациям Полтавщины. Восстановление областной олимпиады по русскому языку, литературные и исторические конкурсы, акция «Георгиевская ленточка», отмечание юбилейных дат, связанных с В.Г.Короленко, И.Ф.Паскевичем, Полтавской Победой, Н.В.Гоголем - все эти мероприятия прошли при его участии.

Сергей Германович был соавтором проекта «Русский Гоголь», посвященного 200-летию Н.В.Гоголя, результатом которого стали различные конкурсы, экскурсии, научная конференция в Миргороде в 2009 году.

При его непосредственном участии и помощи была реализована программа «Полтава-300» и ее элементы - акция «Маршруты памяти», международная научно-практическая конференция «Полтавская битва. Взгляд из современности», информационно-просветительский проект «Героическая оборона Полтавы».

Сергей Германович активно принимает участие в интеграционных процессах русских Украины, организаций соотечественников. Практически никто сегодня не может отрицать, что именно благодаря его энергии и настойчивости стало возможным создание на Украине системы КСОРС.

Еще три года назад, когда государство находилось в удушающих объятиях «майданных националистов», по инициативе Проваторова С.Г. была создана новая Всеукраинская организация - «Русское содружество», построенная по абсолютно новому для местного Движения соотечественников принципу - конфедерации, в которую, по состоянию на сегодня входит 69 общественных организаций.

Без всякого сомнения, сам, один, он не смог бы осуществить эту идею, но именно его инициатива создания Всеукраинского союза общественных организаций как прообраза системы КСОРС обрела и поддержку у многих руководителей, и практическое воплощение.

Если внимательно посмотреть на то, что делает С.Г.Проваторов на протяжении 2006 – 2010 годов, то станет ясным, что как никто другой на Украине в среде организаций соотечественников он болеет за то, чтобы консолидация этих организаций состоялась на простых и понятных принципах. И, что самое важное, пусть и со значительными усилиями, с преодолением препятствий, но система КСОРС начинает функционировать. И если бы Сергей Германович в своих трудах на этом поприще получал больше поддержки, то и результаты были бы видны не в конце ноября сего года, а значительно раньше.

Насколько я его знаю, он всегда был в значительной мере человеком прямым и часто чрезмерно для восприятия большинством людей принципиальным. Наверное, именно потому что он стал главным вдохновителем и лоббистом создания системы КСОРС на Украине, от противников консолидации ему досталось немало информационных ударов и оскорблений.

На 1-ой Всеукраинской Конференции организаций российских соотечественников Украины в 2008 г. он, будучи председателем Правления самого многочисленного объединения соотечественников, не настаивал на выдвижении в состав ВКСОРС, но принял на себя обязанности одного из его секретарей. И, как и следовало ожидать, именно на его плечи, и на плечи Александра Прокопенко легла большая часть забот, связанных с налаживанием системы КСОРС.

Сергей Германович методично, самоотверженно на протяжении 2007 – 2010 годов, как и ранее, занимался пропагандой идей консолидации, боролся с теми, кто хотел разрушить саму возможность объединения организаций соотечественников в систему КСОРС. И его (разумеется, при значимой и достаточной поддержке со стороны и Посольства РФ, и Представительства Россотрудничества на Украине, и в нынешнем году, как показали результаты, при поддержке Генеральных консульств РФ в Симферополе и Одессе) идеи нашли практическое воплощение.

Нисколько не преуменьшая вклад других лиц и организаций, не побоюсь сказать, что именно Сергей Проваторов стал тем молотобойцем, который пробил брешь в стене непонимания необходимости, важности и возможности консолидации организаций соотечественников.

И если говорить о плодах работы, то, после «Русской Правды», создание системы Координационных Советов организаций российских соотечественников – самый большой и важный на сегодня плод его деятельности. А то что он делает, он делает не щадя здоровья и времени, с искренними побуждениями сделать все, что в его силах, чтобы дружба, взаимопомощь, взаимодействие – стали главными принципами работы в Движении российских соотечественников.

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев