Александр ТРАПЕЗНИКОВ |
|
2010 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Александр ТРАПЕЗНИКОВУмное сердце и зрячая душаРецензия на книгу Сергея Щербакова «Борисоглебская осень»
Сергей Щербаков – писатель исповедальный, истинно русского закала, представить его вне великих духовных традиций отечественной литературы попросту нельзя. Это как дыхание самой жизни, природы, населяющих нашу землю людей. В его прозе нет ничего выдуманного, нереалистичного, пустого. По сути, рассказы его и очерки – это откровенные дневниковые записи, как у Пришвина. Или же, как верно заметил другой самобытный курский художник слова Михаил Еськов: «Творчество его по манере и глубинному восприятию жизни воскрешает в памяти, прежде всего, Ивана Шмелева. Шмелевские «Лето Господне», «Богомолье» - литературные вершины на века. Написать что-либо подобное, казалось, уже и невозможно. На счастье, проза Сергея Щербакова близка к этому, в то же время она самоценна, это своего рода «Лето Господне нынешних дней». А некоторые критики сопоставляют его творчество с рассказами Ивана Бунина. Словом, у нашего соотечественника знатные и достойные предшественники и духовные учителя, да и сам он в их ряду занимает видное место. Коротко хотелось бы сказать о биографии Сергея Антоновича Щербакова. Родился он в 1951 году в забайкальском селе Мухоршибирь, которое основал его предок по материнской линии. В архивных документах того времени сказано об этом так: «И поставил зде заимку есаул Жираков». Здесь же он окончил среднюю школу, потом служил на корабле на Камчатке – это одно из самых красивейших мест на земле, где, к слову, как и в Ирландии, нет и никогда не было змей. Видимо, Господь с какой-то целью не допустил на эти частицы суши ползущих ядовитых тварей. Затем, после демобилизации, Щербаков строил Вилюйскую ГЭС. А серьезно занялся литературным трудом в стенах Московского университете на факультете журналистики, который закончил в 1981 году. В 1991 году на Светлой седмице окрещен православным священником о. Димитрием Дудко. Который, по счастью, и в моей жизни оставил глубокий след, был моим духовным отцом. У Сергея Щербакова вышли книги прозы – «Царапина», «Путные рассказы», «Про зырянскую лайку», «Цветы благоухающие», «Рабочая собака», «Крестный ход. Борисоглеб – 2004», «Ближние». Сейчас писатель живет и работает на два дома: в Москве и в ярославской деревеньке Старово-Смолино, что в трех верстах от древнего Борисо-Глебского монастыря. Он лауреат международной литературной премии им. Андрея Платонова «Умное сердце» за рассказ «Про гусей» и премии им. Евгения Носова за книгу «Ближние». В прошлом, 2009-м году, вышел очередной сборник его рассказов «Борисоглебская осень». Вот о нем и пойдет речь. Сама книга невелика: всего шесть рассказов. К тому же, некоторые из них, как «Иринарховский крестный ход», по доброй авторской традиции кочуют и по другим изданиям, а уж излюбленный рассказ Сергея Щербакова (и читателей тоже) «Рабочая собака» можно встретить едва ли не в каждом его новом сборнике. Это нормально, укора здесь нет. Пусть как можно больше людей встретятся с лучшими произведениями автора, проникнутся болью, тревогой и радостью его искреннего Слова. Ведь тиражи у таких проникновенных русских писателей сейчас также невелики, подлинных вдумчивых читателей мало, а рекламы и вовсе нет. Да и не нужна им эта самая поганая реклама и пресловутые рейтинги. Состязаться в глупом беге на месте с разными Донцовыми и Акунинами стыдно. Лучше спокойно и счастливо идти крестным ходом, как делает это Сергей Щербаков. Как многие другие писатели, хранящие верность России и Православию. Зачастую рассказы этого автора носят очень простые и незатейливые названия. Он словно бы стесняется сразу же завлечь читателя броским слоганом, от которого уже один шажок до авторского бренда (вот уже и я заговорил на их птичьем языке). Судите сами: «У одной реки», «Скворцы прилетели», «Совы в доме», «На закате», «Про гусей», «Про зырянскую лайку», «От печки», «Во все стороны», «Фотографии», «Царапина» (последние семь – из других сборников). И, как вы заметили, во многих названиях присутствуют твари Божии. Потому что автор любит и всеми силами охраняет братьев наших меньших, как заповедовал нам Господь. Эта любовь видна на каждой странице, в каждом слове. Сделаем некоторое отступление от текста книги. Раньше, еще до грехопадения, человек недаром был поставлен в центре мира. Бог вначале приготовил ему красивый космос – солнце, землю, звезды. Создал животных. Так что, если следовать логике, они – не братья наши меньшие, а старшие. И было устроено так, что человек и животные идеально и удобно подходили друг к другу. Образовывали один «микромир». Волк жил вместе с ягненком, а корова паслась с медведицей. Но когда Адам пал и умер для Творца, не только все земные и небесные силы оплакивали его, но и твари. Он был пленен, но в плен попала и вся прислуживающая ему тварь, все живые существа. Через него воцарилась на земле смерть над всякой душой. Люди изменились и дошли до поклонения бесам. А животные разделились на хищных и нехищных. Человек стал несовершенен. Но сами животные с надеждой продолжают ожидать от него сокровенных слов, потому что они не добровольно покорились мирской злобе и суете, а через нас самих. Через нашу суету и злобу. Они также стенают и мучатся вместе с человеком. И бессознательно надеются освободиться вместе с ним от рабства и страха тления. Более того, я выскажу, может быть, парадоксальную мысль, что животные, о которых столь проникновенно пишет Сергей Щербаков, ждут от человека усыновления и искупления. Они уже способны, некоторые из них, войти в церковь и обожиться. Я не кощунствую, сколько таких примеров! Вспомните, что Сергия Радонежского и Серафима Саровского посещали медведи, ели из их рук. А один пустынник делился со львом последним куском хлеба, который ему приносил ворон. Когда же у него оставалась лишь корка – он отдавал ее целиком, а сам пребывал голодным. Потому что, объяснял он, зверь, все же, неразумен и не понимает необходимости терпения и воздержания. А к келье Германа Аляскинского постоянно сбегались горностаи, зверьки очень пугливые в природе, и питались вместе с ним. А когда святого Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям, они не захотели нападать на него и были убиты. И их трупы также бросили на съедение птицам. Но и птицы до них не дотронулись. Сущность человека можно постичь лишь в его отношении к Богу. Животных же следует понимать только в их отношении к человеку и, через него, к Богу. Когда Честертона спросили: - Может ли собака попасть в рай? Ведь если нет, то получается, что наше милосердие распространяется только на людей? А ежели может, то какой вообще смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства? Английский писатель и мудрец улыбнулся и ответил: - Сама по себе не может. Но вместе с хозяином – безусловно. А на Руси всегда было в традициях бережное отношение к животному миру. И к дикой природе, и к домашнему скоту. В «Домострое», к примеру, предлагалось с любовью заботиться о своей живности как о помощнице в трудах тяжких. Однако и не баловать при этом. Уделять ровно столько внимания, сколько необходимо, не более. Кроме того, лошадей было принято освящать на праздники Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в день святых Флора и Лавра. А весь домашний скот – зверей и птиц, кропили святой водой на праздник Богоявления. И это отражало стремление хозяина очистить и освятить всякую тварь, любое творение Божье. А уж убить зверя в лесу можно было только по необходимости. Бессмысленная травля на охоте считалась делом предосудительным. В наших предках еще была жива реликтовая память о безгрешном возделывании сада Эдемского. Но вернемся к книге Сергея Щербакова, а то уйдем слишком далеко. Хотя всё вышесказанное присуще его творчеству, составляет одну из самых сильных его сторон. На одной из страниц сборника, спасая разбившегося об оконное стекло щегла, он прямо призывает и просит: «Священномучениче Власие, преподобный Герасиме, все святые, любящие животных, помолитесь об этой Божьей твари…». И щегол «встал на ножки, постоял и вдруг вспорхнул и улетел. Не веря своим глазам, мы с Каппой даже прошли за угол дома: не почудилось ли нам, что он улетел? Может, упал в трех шагах? Но щегла нигде не было. Говорю: «Ну, живи с Богом!». Вот так, с Его Именем живут в рассказах Сергея Щербакова все Божьи твари. А вот еще одна цитата из его книги: «Теперь перелетных птиц встречают в России ядом и ружейными залпами! Дожили мы! Более «гуманные» предлагают стрельбой отгонять перелетных птиц от озер и рек вблизи населенных пунктов. А где же «божьим трудницам» отдохнуть, подкормиться после своего героического пути на Родину?! Они, бедные, итак-то еле живы!» (из рассказа «Скворцы прилетели»). И дальше, это уже не о тварном мире, а о нас с вами, о человеческом разуме и душе: «Убиваем летящих на Родину! Кто же мы есть тогда?! Имеем ли мы право жить на Божьей земле?! Может, пора нас, как самых вредоносных тварей, смести с лица земли?! Если мы не очнемся, не начнем жить чисто, по Божьи, не восстанем против нечисти, против ее технологий, против примитивной окорочковой жизни, тогда точно Господь Справедливый сметет нас вскоре с лица земли. Вернее, он просто не будет больше вмешиваться в тот порядок жизни, который мы сами выбрали!. Что тогда будет с нами?!». Страстный монолог автора, хотя, на мой взгляд, и несколько перегруженный восклицательными и вопросительными знаками. Но таков Сергей Щербаков, скромный и тихий с виду, а на самом деле горячий в праведном гневе, ярый к несправедливости и злу, настоящий Христов воин. У него действительно «умное сердце» и «зрячая душа». Видит и подмечает всё, что творится в его родной стране, как измываются вражьи силы над Россией, как коробят Православие и низводят людей до положения скота. Человек в его произведениях – фигура трагическая. Если составить общий образ этого персонажа, будь то Костя, или Леша, или другие его земляки по Старово-Смолино, то все они сбившиеся с пути люди, часто беспробудно пьющие, запутавшиеся в своей личной жизни, потерявшие ее высший смысл и предназначение. Часто и заканчивающие ее нелепо. Но нет к ним у автора обиды и презрения, есть всё та же любовь и жалость. Желание ободрить, поделиться последним, вернуть к светлой дороге, к вере. Как возвращается к ней Мишка из рассказа «Совы в доме». А автор подытоживает: «… всё в руце Божьей. Главное, нашего христианского полку с тетей Лидой прибыло. Есть сегодня кому в деревне молиться! «Господи, отгони от нас ночных вранов. Убереги корову Дочку. Пронеси в леса все грозы. Сохрани нашу родную деревеньку, которая ведь – мать России целой…» Это так. Сергей Щербаков зрячей своей душой и умным сердцем видит и понимает, что русская деревня с ее несчастными ныне людьми – это последний оплот России, и от их существования зависит ее будущее. А не от нанотехнологий и инноваций, о которых нам ежедневно талдычат с экрана, чтобы посеять безмятежную покорность и душевную лень. Что же делать, чтобы противостоять разору земли русской и духовному смятению с безрассудством? Как, проще говоря, защитить людей и зверей, спасти Русь и природу ее? Одной только христианской верой и крепостью духа. Прежде всего обратить внимание на свою жизнь, искоренять в себе греховность и чужебесие, достойным быть образа Божия в лице своем малом. Эта мысль прослеживается во всем творчестве Сергей Щербакова. Тогда достанет сил и других спасать, другим Слово нести. Тогда победим, одолеем нечисть. Ведь не страшна она вовсе и не всесильна, когда с тобой – Господь. Вспомнился мне сон-видение оптинского старца иеромонаха Нектария, который случился с ним в ночь в 16-го на 17-е марта 1910 года и о котором он рассказал Сергею Нилусу, навещавшему его в больнице. Вот что тот записал со слов праведного старца: «Вижу я огромное поле, и на поле этом происходит страшная битва между бесчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы: наступает момент конечного торжества богооступнических полчищ, так как христиан почти никого уже и не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу… Вдруг, ничтожная по численности толпа христиан, между которыми я вижу и женщин, и детей производит нападение на своих и Божьих противников, и в один миг все огромное поле битвы покрывается трупами антихристианской рати, и все неисчислимое скопище ее оказывается перебитым и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия. И спросил я близ стоящего от меня христианского воина: - Как могли вы одолеть это несметное полчище? - Бог помог! – таков был ответ. - Да чем же? – спрашиваю. – Ведь, у вас и оружия-то не было. - А чем попало! – ответил мне воин. На этом окончилось мое сновидение». Как же истолковать сей сон-видение в наши дни? Да ясно как. Победой Православной России над богоотступническим миром и продлением Божьего благоволения грешной земле. А «чем попало» - это и есть наше, писательское в том числе, Слово. Но лишь бы оно действительно «попало» сначала в наши собственные сердца и души, сделало их умными и зрячими, чтобы они стали и созидательной силой, и грозным оружием для врагов. Ведь тот же старец Нектарий говорил еще и так: «Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает…». Этими поисками великого смысла и причин были заняты все русские писатели: и Гоголь, и Достоевский, и Чехов, и Толстой, и Шмелев, и Бунин, и Шолохов, и Пришвин… По этому же пути своим крестным ходом идет и Сергей Антонович Щербаков, твердой поступью.
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |