Лидия СЫЧЕВА |
|
2010 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Лидия СЫЧЕВА«Большая книга», левое искусство и народное признаниеАнна Серафимова. Жили-были. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
Синхронизмы – странные «совпадения», которые кажутся большим, чем просто случайности. Один из синхронизмов настиг меня в ноябрьский вечер сего года. В то самое время, когда в торжественной обстановке вручалась «национальная литературная премия» (это сочетание слов в контексте отечественного культпроцесса я могу взять только в кавычки), мне тоже подарили «Большую книгу». Пролистав знакомые страницы (многое из напечатанного уже было прочитано в газете «Завтра»), я не могла удержаться - рука сама потянулась к перу, перо – к бумаге: сообщить о хорошем издании – и долг, и радостная обязанность для всякого честного литератора. Русский читатель, на твоей улице праздник: откроешь «Жили-были» - и насмеёшься, и наплачешься. Воскликнешь вслед за Некрасовым: «Есть женщины в русских селеньях!» Понятное дело, что праздник этот народу устроило вовсе не Федеральное агентство по печати и не акулы книгоиздательского рынка. У нас теперь так: выживание, в том числе и культурное, есть личное дело каждого, и тут не надо ждать милостей от государства и, тем более, от порождённого им «бизнеса». Автор книги не нуждается в дополнительных представлениях. Анна Серафимова – это Робин Гуд отечественной журналистики, она всегда – на стороне униженных и оскорблённых. Курс нашей самой известной оппозиционной газеты «Завтра» подчас загадочен, нелогичен и временами абсурден, но в колонке «Жили-были» никогда не было (и нет) никаких «виляний» и компромиссов – это воистину голос народа. Анне Серафимовой нет равной на избранной ею стезе: она породила множество афоризмов и метких словечек, которые говорят о нашем времени то, что оно и есть на самом деле. Листаем книгу. «Вот оно, общество потребления: ты думаешь, ты – пользователь, а это тебя пользуют». «Современная жизнь показывает: если вы здоровы и богаты, то, попав в руки современных российских врачей, вы имеете шанс стать бедным и больным. А если вы бедный и больной, то у вас нет никаких шансов попасть в руки современных российских врачей». «Асфальтовый крестьянин Юлий Чернозёменко». Комментарий на стихи Андрея Дементьева: «Никогда, никогда ни о чём не жалейте»: «Пусть кто-то жрёт икру ложками, зато вы гениально сглатываете слюну. Кто-то рассекает на «Лексусе», зато вы гениально уворачиваетесь из-под колёс. Вам, советскому человеку, ветерану, русскому человеку, гордящемуся своей страной, плюнули в лицо историки сванидзе и истерики розовские? Зато как гениально утёрлись вы!» «…Головы управителей России – не место для мозгов». «Нынешние власти могут обеспечить торжество закона. Но только одного закона – закона джунглей». «Делайте людям приятное! Вместо «грабить народ» говорите «укреплять мощь государства». «Анатоль Чубайсович Тюльпанов». «Демократия, дай ответ». И, добавим из не вошедшего в книгу, но уже опубликованного в газете: «Наноруководители, занимающиеся нананизмом». В сущности, «Жили-были» есть энциклопедия нашего вороватого времени – в лицах, жанровых картинках, портретах «демократов», размышлениях, наблюдениях и горьких выводах. Это совершенно новаторская книга – по своему языку (он абсолютно самобытный, и Анну Серафимову ни с кем не спутаешь), перепаду авторского настроения – от ядрёной сатиры до лирического откровения, движению сюжета – новеллы и эссе выстроены в строго продуманной последовательности. Кстати говоря, некоторые названия главок этого «романа из жизни» сами по себе интересны: «Инфузории в туфельках», «Делёжки час», «Ксенофобия поневоле», «Политкорректный пинок», «Общак – дело тонкое», «Держись, дендролог, крепись, дендролог» и т.п. Несмотря на горестность поднимаемых тем, чтение книги не вызывает столь чаемого нашей «национальной литературной общественностью» (опять же, мы берем сие сочетание слов в кавычки – знающий да поймёт нас правильно) эффекта. А именно: «Жили-были» не производит непоправимых разрушений в сознании читателя, не погружает его в уныние и ступор. (Разве не в этом видят ныне свою главную эстетическую и идеологическую задачу олауреаченные «Большими книгами» авторы?!) «Жили-были» - оптимистическая трагедия. Жизнелюбие автора – действующее и созидающее. Анна Серафимова усмиряет распоясавшегося кавказца в московском метро и помогает беспомощной старушке добраться до автовокзала, хватает за руку «бедного армянина», который тащит из кармана кошелёк, и даёт достойный отпор грузинскому вору в законе (подробностей не раскрываю, они есть в книге). Было бы славно, если бы представители пола, некогда называемого «сильным», в чём-то последовали примеру Анны Серафимовой – тогда, не сомневаюсь, наша жизнь была бы гораздо счастливей и справедливей. Лже-либеральные критики ныне очень часто именуют «народным» так называемое «левое искусство». Апологеты этого течения якобы тоже оппозиционеры, они поднимают в своих писаниях запретные темы (например, еврейского засилья в денежных и медийных сферах или гастарбайтерской преступности в столице и за её пределами), но при этом «левые» выражают свои «революционные мысли» столь грязным и нецензурным языком, что для духовно-чистоплотного человека смысл их писаний сразу же оказывается за пределами дискуссий. Лже-либералы всячески поощряют подобные «художества», поскольку для существующего режима сии духовные испражнения ничуть не опасны (они даже полезны, поскольку помогают «стравить пар» психически неуравновешенным личностями), а вот для разрушения народной нравственности такие «писатели» весьма даже годятся. По своим политическим взглядам Анна Серафимова, безусловно, «левее многих левых», но при этом она взыскательна к себе и благоговейна к русскому языку. Автор не позволяет себе духовной распущенности, он всегда собран, и для него никогда не возникает соблазна нагадить в душу читателю (любимое дело для «революционных» авторов, занятых «самовыражением»). Впереди – Россия, главное – национальный интерес, народ, а уж потом – всё остальное, - вспомним, разве не эти идеи были когда-то смыслом жизни лучших представителей русской и советской интеллигенции? В «час делёжки» Анна Серафимова выбрала свой путь – быть с народом, выражать его чаяния, быть его голосом – карающим, справедливым и утешающим. И это, безусловно, настоящее «левое искусство». То самое, которое «не левее сердца», о чём так точно сказал в своё время поэт Василий Фёдоров. За судьбу своей книги Анне Серафимовой можно быть спокойной – увы, она не устареет в обозримом будущем. И потому мы желаем автору только одного – крепкого здоровья, дабы благополучно пережить нынешнюю эпоху торжества «нанолитераторов». Потому что, «Мы, русские, с нами… Бог мой, кто только ни с нами!..»
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |