Любовь РЫЖКОВА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Любовь РЫЖКОВА

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Любовь РЫЖКОВА

Меч над русским народом

Разрушение библиотек – частный случай общего процесса разрушения

Во власти информационного террора

Общий процесс постепенного разрушения образования и культуры в последнее время становится всё более и более заметным и проявляется на конкретных примерах: это и падение уровня грамотности, и снижение планки вузовской подготовки, и сокращение числа аспирантов, и закрытие научных кафедр, и вытеснение чтения из жизни современного человека. Это и снижение и без того низкого статуса библиотек. Мыслящие люди пытаются как-то этому противостоять, пишут статьи, выступают в печати. Академик С.П. Капица вообще высказался по этому поводу достаточно жёстко: «Культуру надо насаждать! Даже силой. Иначе нас всех ждёт крах». Интервью с ним напечатала газета «Аргументы и факты». А газета «Литературная Россия» недавно опубликовала материалы о состоянии современных библиотек, привлекшие внимание своей значимостью, своевременностью и важностью. Их авторы – А. Власов и Д. Мельник задаются вопросом «Кто занёс меч над библиотеками?», вынесенный в заголовок статьи (№ 27, 2.07.2010). И подобный вопрос задан в другой статье – «Всё на продажу, или Почему в библиотеках идёт массовое списание книг» (№ 29, 16 июля 2010). Но что за наивные, право, вопросы? Как это «кто» и «почему»? Неужели уважаемые авторы, искренне радеющие о нравственном здоровье народа, обеспокоенные его духовным обнищанием, не понимают сути исторического момента и того, что когда-то Владимир Алексеевич Солоухин называл «тайной времени»? Собственно, об этом и пойдёт речь…

Меч занёс тот, кто заинтересован в этом обнищании, в этой глобальной катастрофе, этой сатанинской игре с русским народом, со всей Святой Русью, разыгрываемой уже очень давно. 1917-й год в этом смысле был уже апофеозом мерзости, пиком шабаша, некой кульминацией жертвенного игрища тёмных сил. Декабристское восстание – подготовкой к нему. Французская революция 1848 года – начальным этапом. Французская революция 1789 года – пробным шаром. Но всё это – звенья одной цепи.

Помнится, в начале 90-х меня пригласили на стажировку в Польшу. Это было нечто вроде семинара сотрудников демократической прессы. Оказалось, что огромная группа журналистской братии из России, Белоруссии и Украины приехала на эту стажировку, и нас «разбросали» по разным городам. Я попала в Олаву. Безусловно, было интересно, и я познакомилась с милыми, умными и очаровательными поляками – журналистами, учителями. Я до сих пор люблю этих людей и вспоминаю их с нежностью. Но это были личные контакты, основанные на взаимном приятии и сходстве интересов.

Мы общались, много ездили, знакомились, дискутировали, я с интересом осматривала новые для меня места, и всё казалось значительным и важным. Да так оно и было.

Однако чувствовалось, что за этим стояло что-то другое, вернее, кто-то другой. Тот, который давал деньги, тот, кому нужны были эти встречи, мероприятия и самое главное – наши будущие статьи. О тех же правах человека. И мы, не видя подвоха, в самом деле тогда много говорили и писали об этом. А что на самом деле скрывалось и скрывается за этими трескучими фразами о правах человека, о свободе и т.д.? А скрывается за ними – невидимая диктатура и информационный террор, безжалостный прессинг или тот самый меч, который давно занесён над Россией и, прежде всего, над русским народом. А стало быть – над русской историей, русской культурой, русской нравственностью, русскими учителями, русскими писателями, русскими библиотекарями и так далее.

Известно, что все подобные газеты издавались и издаются на гранты, которые в основном идут из-за кордона, и цель их одна – разложение русского общества, разрушение сознания людей, убиение традиционной нравственности, растление молодёжи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получают их неправительственные организации, которых нынче развелось очень много. В 2004 году В. В. Путин, будучи Президентом РФ, попытался их урезонить и помнится, в послании к Федеральному собранию он следующим образом отметил деятельность некоторых: «Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций  приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов».

Что за этим последовало? Правительство РФ тут же внесло в Думу поправку в статью 251 Налогового кодекса «с целью ужесточить государственный контроль над предоставлением благотворительных грантов». По новым правилам российские грантодатели должны были войти в утверждаемый правительством перечень, а иностранные – регистрировать каждое пожертвование в правительственной комиссии по безвозмездной помощи. Интересно, как сейчас обстоят с этим дела?

Но основная цель почти всех этих грантов проста и безыскусна, хотя в начале 90-х годов мы наивно верили, что они даются на «развитие демократии». И когда г-н Сорос в те же годы охотно помогал российским библиотекам, то мы искренне радовались, что хоть кто-то всерьёз о них подумал, по-отечески позаботился в эти непростые годы. Но внимательно рассмотрев, какими книгами комплектовал Д. Сорос наши библиотеки, стало как-то не по себе, потому что в числе их была всё больше литературка прозападная, либерально-въедливая, с этаким душком, рассчитанная на человека-потребителя, бездуховно-меркантильного и недумающего. Словом, такого, какого сейчас усиленно лепят продажные СМИ – человека поколения «пепси», отморозка, кретина, словом, общечеловека без чувства родины и национальных признаков.

Правда, мы не сразу поняли, что цель подобной помощи далеко не бескорыстная, и что за этим кроются не только «сомнительные групповые и коммерческие интересы», но и политические. И что так называемое «развитие демократии» подразумевает совсем другое, нежели декларирует, а ведь мы поначалу пребывали даже в некой эйфории от той помощи запада, ну надо же, свои забыли, а чужие помогают, молодцы, спасибо им…

Помните такого американского предпринимателя и миллионера, как Арманд Хаммер? Как-то в перестроечные годы он подарил нашей стране какую-то картину – этакую модернистскую мазню, но СМИ подняли шумиху и буквально стали захлёбываться от восторга по поводу столь щедрого жеста и безудержно воспевали этого дельца от культуры. Между тем хорошо известно, как в послереволюционные годы этот А. Хаммер наведывался в Москву и в огромных количествах увозил за границу различные ценности и картины из русских музеев. Электронная энциклопедия «Википедия» сообщает: «После встречи с Лениным Арманд Хаммер вошёл в круг приближенных к советским лидерам бизнесменов. 27 октября 1921 года Наркомат внешней торговли РСФСР и хаммеровская «Allied Drug and Chemical Corporation» подписали договор о поставке в Советскую Россию 1 млн бушелей американской пшеницы в обмен на пушнину, черную икру и экспроприированные большевиками драгоценности, хранившиеся в Гохране».

Но и это ещё не всё. Почувствовав вкус лёгкой наживы, А. Хаммер ненадолго вернулся в Америку, чтобы вскоре уже с братом Виктором приехать в Россию.  «Представлял интересы многих американских компаний. Покупал в конце 1920-х – начале 1930-х предметы старины, картины, скульптуры из ленинградского Эрмитажа, таким образом собрав большую коллекцию предметов искусства».

В Москве он прожил восемь лет, в течение которых продолжалась его «деятельность». И после этого поднимать шумиху по поводу какой-то одной подаренной им картины? Понятно, что это делают только либеральные СМИ, нацеленные на «развитие демократии», читай – разрушение.

И основная цель многих этих «помогающих», как мы сказали, проста: стереть с лица планеты Россию-матушку, сровнять с землёй её культуру, уничтожить национальное самосознание народа, превратить страну в сырьевой придаток запада и площадку для мировых ядерных отходов.

Русский народ, равно как и другие народы и национальности, традиционно проживающие на территории России, в расчёт не принимаются и рассматриваются подобными «грантодателями» лишь как дармовая рабочая сила, могущая обслуживать нефтяные скважины, добывать на рудниках природные ископаемые да мыть золото на приисках.

Стоит подумать и о том, чем занимаются эти неправительственные организации, если им так охотно даёт деньги запад? В. В. Путин, высказывая своё отношение к финансированию неправительственных организаций западными фондами, предупреждал, что следует быть разборчивее в связях тем, кто принимает от них финансовую помощь.

Грантодатели эти тесно связаны с мировой закулисой, тем самым мировым правительством, чёрным пиарщиком, который теперь уже и не скрывает своих планов.

Образованные народы им не нужны. Кто нужен? Бессловесные рабы, с имплантированными наночипами, которыми легко управлять с помощью электронного пульта. Зря, что ли, все либерально-демократические СМИ сейчас уже почти охрипли от крика о необходимости создания информационного общества и так далее. Суть этого информационного общества вовсе не в том, чтобы обеспечить всех и каждого доступными информационными средствами и чтобы каждая сельская школа была оснащена современными компьютерами и т.д. Суть её в том, чтобы усилить глобальный контроль над каждым человеком до такой степени, чтобы сделать прозрачным каждый его шаг и самое главное – осуществлять полный и абсолютный контроль над его сознанием и подсознанием.

Разве такому обществу нужны библиотеки? Наивный вопрос…

Разве этому чёрному пиарщику нужны мыслящие люди?

Они же опасны… они могут додуматься, что ими манипулируют, что ими управляют без их ведома… А это может привести к бунту… лишить его власти или даже смести его с лица земли…

 

Открытым текстом…

 

Самое удивительное, что это действительно ничего уже не скрывается. Зайдите в интернет и запросите Бильдербергский клуб, Римский клуб, Трехстороннюю комиссию, «Совет мудрецов» НАТО, и вам тут же будет предоставлена информация. Конечно, не с подробной распечаткой планов и конкретных действий, но в объёме, позволяющем сделать настораживающие выводы. И конечно, не с критической точки зрения, но, как говорится, sapienti sat[1].

Например, о Бильдербергском клубе сказано: «…неофициальная ежегодная конференция, состоящая примерно из 130 участников, большая часть которых являются влиятельными людьми в области политики, бизнеса и банковского дела, а также главами ведущих западных СМИ. <…> Заседания клуба проходят в полной секретности, по особым приглашениям, даты их созыва в печати не оглашаются. Организацию совещаний и безопасность участников обеспечивает та страна, на территории которой собираются билдербергеры — так их стали именовать по названию отеля «Билдерберг» в голландском городе Остербеке, где в мае 1954 года состоялось первое заседание клуба. Любая встреча билдербергеров, несмотря на полную секретность, вызывает большой интерес мировой общественности».

Римский клуб – это «…международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6-7 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты…».

А вот информация о «Совете мудрецов» НАТО: «Совет мудрецов» по разработке новой стратегической концепции НАТО во главе с Мадлен Олбрайт посетит Россию 9-11 февраля, заявил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. «В Москве намечаются встречи в Совете безопасности России, с руководством МИД, академическими кругами и российскими специалистами в области безопасности, – сказал Дмитрий Рогозин. Визит двенадцати «мудрецов» НАТО в Россию стал возможен после того, как новый Генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен объявил восстановление нормальных отношений с Россией одним из главных приоритетов своей деятельности» ( ИТАР-ТАСС).

Мировое правительство –  «…понятие о единой, общей политической власти для всего человечества. Тайное мировое правительство – один из основных терминов теории заговора, обозначающий узкую группу лиц, владельцев крупнейших международных корпораций, якобы определяющих возникновение и осуществляющих контроль за развитием основных событий, происходящих в мире, на пути к «новому мировому порядку». Политическая концепция надправительственной структуры наподобие Европейского союза для решения общепланетарных проблем, которая может быть сформирована в определённый момент развития мировой истории. Различными авторами тайному мировому правительству приписываются масонские корни».

Причём, мировое правительство – это не обязательно все как один сионисты, здесь собраны представители так называемого международного интернационала, а национальный вопрос здесь давно решён полюбовно, так как главным мерилом ценности личности является его финансовая состоятельность, возможность влияния на ход мировых процессов, то есть его вхождение в истэблишмент. Среди них – З. Бжезинский, М. Олбрайт, Т. Блер, К. Райс, М. Тэтчер, Д. Кэмерон и другие, от России – А. Чубайс.

Мировое правительство, провозгласившее так называемый новый мировой порядок (лозунг этот, как известно, помещён на долларовых купюрах), решило, что мир перенаселён, и что пять миллиардов жителей – слишком много для планеты Земля, достаточно и одного миллиарда, который они назвали золотым. Но потом было решено оставить половину этого количества – пятьсот миллионов, а в России – всего пятнадцать миллионов. То есть, по его плану, из десяти человек в расход у нас должно пойти девять.

Кроме того, мировое правительство разделило и функции между странами и континентами: Европа – это элита, управленцы; Америка – держатели капитала; Китай – производство, промышленность; России же уготована участь поставщика природных ресурсов. Не более того. Так какие же ей библиотеки?

 

Разрушение под видом реформ

 

Исходя из логики чёрного пиарщика, библиотеки для России вовсе не являются необходимостью. Неужели рабам, прислуживающим мировому капиталу, нужны знания? Потому-то и ведётся такая активная работа по уничтожению образования – закрываются вузы, школы, детские сады, сокращаются учителя, в образовательных учреждениях проходят какие-то странные реорганизации. Совсем недавно в Рязани было расформировано высшее командное училище связи им. маршала М. В. Захарова, хотя ещё в 2001 году училище отмечало шестидесятый юбилей и являлось одним из лучших вузов связи. В 2009 году оно было объединено с другим военным училищем – единственным в стране Рязанским высшим военным десантным училищем. Для чего? Кому нужна такая реорганизация?

Но это ещё не всё. Уже в 2010 году в Рязанском десантном училище впервые был приостановлен набор курсантов, что очень обеспокоило и продолжает беспокоить общественность. Город буквально лихорадит от разного рода слухов. Следующий набор предполагается начать не ранее 2013 года, а пока вместо доблестных офицеров-десантников, настоящих патриотов Отечества с сентября 2010 года учебное заведение будет готовить сержантов-контрактников. На cайте Lenta.ru появился об этом материал, где приведён комментарий бывшего командующего ВДВ, руководителя Союза ветеранов десантных войск Владислава Ачалова: «… такая ситуация «очень беспокоит армейскую общественность и особенно ветеранов-десантников», поскольку прерывает преемственность поколений офицеров».

Кроме того, известно, что армия, состоящая из одних контрактников, мягко скажем, мало патриотична, и ей всё равно, кто перед ней – ей поставлена боевая задача, которую надо выполнять. Армия, состоящая из контрактников, можно сказать, мина под народ.

Это – один из примеров странных манипуляций в образовании, проходящих под видом реорганизации, модернизации и внедрения инноваций. Чувствуете, откуда ветер дует? И таких примеров – сотни. Везде и всюду идёт какая-то странная перетасовка, реформирование. Кто от этого выигрывает? Неужели российское образование? Вряд ли… То, что создавалось десятилетиями, разрушить можно быстро, а вот создать заново будет гораздо сложнее. Словом, общество взбудоражено этими маловразумительными нововведениями.

Всё чаще раздаются мнения, что реформы, которые идут в образовании можно объяснить только одним – уничтожением самого образования. То у нас вводят какие-то немыслимые, оторванные от жизни и реальных потребностей, психологической готовности детей инновационные учебно-методические комплексы (УМК), которые проклинают учителя; то проводят так называемые уроки толерантности, вводящие в заблуждение всех; то организуют вредоносное сексуальное просвещение учащихся; то проводят эксперименты по введению новых, ужасающих своей усложнённостью программ; то вводят единый государственный экзамен на западный манер (ЕГЭ), от которого стонут учителя, ученики и родители. Даже американцы уже отказываются от системы тестирования, поняв, наконец, её уязвимость, а у нас упорно продолжают навязывать эту порочную практику, хотя вся страна возмущается.

В вузах под видом реформирования закрываются научные кафедры, увольняются или даже изгоняются специалисты, по всей стране закрываются диссертационные советы, количество их в последнее время резко сократилось – не нужны стране кандидаты и доктора наук. Ну, а введение  магистратуры и бакалавриата и вовсе является ударом по налаженной, десятилетиями создаваемой практике подготовки специалистов с высшим образованием.

Но закулиса решила, что ей так нужно. Выгодно.

Кроме того, нынешний 2010-й год – последний, когда абитуриенты ещё могут получить второе высшее образование по сокращённой программе. Больше подобной практики не будет вообще.

И вот – свежая новость от 6 августа 2010 года. Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой с 2011 года уменьшить число аспирантов в российских вузах в полтора раза (!). Какова причина? – Это якобы позволит увеличить стипендию самим аспирантам до… 2,5 тысяч рублей… Бешеная сумма для богатейшей страны!

Всё это выглядит настоящим издевательством, поскольку все понимают, что ни прожить на эту сумму, ни растить детей, ни платить за коммунальные услуги, ни тем более вести научные исследования аспиранту невозможно. И что за этим лукавством кроется точный расчёт на уничтожение российского образования. И не надо закрывать на это глаза. Напротив, сейчас всем миром следует выступать против этого губительного процесса.

Сейчас все школы, а больше – родители с ужасом ждут 1 сентября, что принесёт им новый учебный год? Неизвестно, к чему приведёт планируемое разделение школ на три типа. Ясно одно: перевод бюджетных организации, в том числе школ и библиотек на самофинансирование равносильно их уничтожению. Ну, не могут школы сами себя обеспечивать, а если смогут – то только за большие деньги, взимаемые с родителей за обучение их деток. Нам говорят: что вы, этого не будет, все предметы останутся бесплатными. Но никто этому не верит, время от времени появляется информация, что бесплатными останутся только уроки русского языка, математики да ещё то ли физкультуры, то ли… «Закона Божьего», и то неизвестно – какое количество часов. А если добродетельные родители желают обучить своё ненаглядное чадо литературе или, скажем, астрономии, извольте выложить за это из своего кармана денежки. Сейчас нас успокаивают ласковыми речами, а завтра покажут козью морду, мы уже хорошо знаем такие фокусы.

Точно так же не могут сами себя обеспечивать и библиотеки, а если смогут – то тоже взимая деньги с посетителей библиотек. Конечно, в общем фонде оставят кое-какие потрёпанные временем книжки, а ежели человеку нужно что-то иное, скажем, справочник какой или специальный словарь, дельный учебник или хорошую художественную книгу, не говоря уж о каком-нибудь редком издании, – изволь, выложи приличную сумму, и мы дадим тебе нужную книжку. Вот вам и порочный круг. Вот вам и западня для отечественной культуры, образования, что равносильно отсутствию перспективы, а значит, и отсутствию нормального будущего.

Кто станет платить за обучение своих детей в школе? Все ли смогут это сделать, если сейчас у нас есть и безработные взрослые, и голодающие семьи, и беспризорные дети? И все ли смогут заплатить за пользование книгой в библиотеке?

 

Книга вчера и сегодня…

 

Образование немыслимо без книг, но посмотрите, сколько сейчас стоят книги – цены на них очень высоки, а иногда даже и заоблачны. Не желая выглядеть этаким ноющим и всем недовольным ретроградом, напомню всё же, что цены на книги советского периода и нынешнего просто несопоставимы, а если и сопоставимы, то далеко не в пользу современности. Книги были доступны и стоили копейки, учебная литература – тем более, цена которой была 30-40 копеек за учебник. Можно, конечно, вспомнить, что книги трудно было купить, но ведь и покупали, и меняли, и у всех дома была собрана неплохая библиотека. Конечно, и тогда были дорогие и раритетные издания, но даже добротный альбом с репродукциями картин высочайшего качества, выполненный на мелованной бумаге, изданный в суперобложке или даже футляре, стоил 10-12 рублей (при том, что средняя зарплата составляла 120-150 рублей). К примеру, есть у меня в библиотеке альбом «Акварель и рисунок в собрании Государственной Третьяковской галереи», выпущенный в 1982 году издательством «Изобразительное искусство» тиражом 35 тысяч экземпляров, так вот стоил он всего 12 рублей, и это было вполне по силам мне, работающей тогда корреспондентом газеты.

Можно вспомнить, что школьные учебники в ту пору вообще не покупались родителями, их комплексно приобретала школа и бесплатно раздавала учащимся. Сейчас такое и представить сложно, а между тем всё это было не так давно. Помните такие благословенные времена? И вся забота учеников состояла в том, чтобы учиться и следить за сохранностью учебников. И между прочим, в этом был большой смысл – ребят приучали к бережливости и воспитывали уважительное отношение к книге. И даже если какой-то нерадивый школьник терял учебник или, не дай Бог, портил его, в этом случае он брал в библиотеке новый. А за порчу книги его непременно ругали и проводили назидательную беседу о том, что книга – это источник знаний и к ней нужно относиться с любовью. Удивительно, но такое наивное и чистое воспитание давало свои плоды. По крайней мере, я что-то не припомню какого-то злостного отношения к книгам, а если и встречалось нечто подобное, то теперь это выглядит невинными шалостями по сравнению с тем, что мы имеем сегодня – шприцы под лестницами и использованные презервативы в туалетах.

Кроме того, школа и на следующий год снова приобретала учебники, так что перспективы остаться без учебной литературы не было. И родители из своих карманов на них не выкладывали кругленькие суммы, какие выкладывают сейчас – и если бы только на учебники, а то и на постоянный ремонт – замену линолеума, крыши, сантехники, установку окон, починку труб, покупку новых штор и т.д. И счастливые (действительно!) дети приходили 1 сентября в школу, пахнущую свежей краской, и всё по-настоящему радовало в тот день – и отремонтированные кабинеты, и новые парты, и чисто вымытые окна, на худой конец, починенные столы и стулья. И школьный трудовик как настоящий хозяин потом ещё долго ходил и всё посматривал и постукивал, если где-то что-то было не так. Господи, как же мы были счастливы! И не было никакой нужды в «секьюрити» (прошу прощения за это неприличное слово).

Как же мы пропустили это время? Как же не поняли, что живём в счастливой стране? Как же проглядели, как некто тёмный, страшный, опасный подкрался к нашему уютному дому и всё это разрушил? Причём, сделал это тихо, без лишнего шума, под видом заботы о народе, с помощью непонятных реформ.

Конечно, реформы стране были необходимы, именно реформы, а не разрушение, не уничтожение того доброго и разумного, что было создано.

А школьные библиотекари 1 сентября всегда отдыхали, настоящая работа для них начиналась на следующий день, когда ученикам нужно было сдавать взятую на лето литературу. Ведь тогда на каникулы давали целый список книг, которые нужно было прочитать. Пусть больше половины из них не прочитывалось, потому что летом казались важнее другие дела, но это воспитывало юную душу и заставляло думать, что чтение в жизни занимает далеко не последнее место.

Интересно: а какое место занимает чтение в жизни современных школьников? Особенно, если на книжных развалах они видят всё одно и то же – псевдодетективы, страшилки, ужастики, всевозможные вампирские саги, да опять же, псевдолюбовные стенания в виде жалких, дешёвых изданий на серой бумаге карманного формата, которые даже в руки взять противно.

А ведь эти любовные романчики вовсе не о высокой любви рассказывают молодёжи, – они рассказывают ей о самых нижайших проявлениях чувственности, граничащей с порочностью. Они учат, как затащить в постель богатого мужчину, как отбить его у жены, как заставить его раскошелиться на «брюлики» (мерзейшее слово) и т. д. Причём, возвышенно-прекрасное слово «любимый» давно заменено рассудочно-меркантильным словом «любовник». И не обретение подлинного счастья волнует героев, а исключительно – поиск удовольствий.

И всё это внушается и навязывается юношам и девушкам, чьи души в столь чистом и целомудренном возрасте широко распахнуты для любви. Но вместо любви они вкушают этот суррогат, чудовищную смесь, ядовитое пойло, варево из дьявольского котла.   

Купить же хорошую книгу сегодня дорого. Кстати сказать, сегодня альбом репродукций с качественными иллюстрациями на мелованной бумаге сегодня стоит 3-4-5 тысяч, а то и 10-20, даже 50. А может и 100, если он в бархатном или кожаном переплёте, с медными застёжками, да при этом инкрустирован полудрагоценными камнями и украшен прочими изысканными прелестями. Конечно, это элитные, коллекционные издания, и пусть они будут как образец высокого издательского искусства.

Но ведь и учебники теперь стоят дорого, причём, гораздо дороже аналогичной книжной продукции, хотя чаще всего они выполнены на плохой бумаге жуткого серого цвета и совершенно дрянного качества, того и гляди – развалятся. На этом сегодня делается бизнес, поскольку учебная литература – товар ходовой, нужный всем. Вот иные издатели и считают: если учебник человеку нужен – куда он денется, и такой возьмёт, а истреплется – и того лучше, за новым прибежит. А куда прибежит? К тому же издателю и в тот же магазин.

В советские годы тоже были издания плохого качества, но они стоили дёшево, вспомните серию «Классики и современники», издания «Роман-газеты», хотя при этом выпускались совершенно доступные по цене хорошего качества книги серий для учащихся: «Школьная библиотека», «Поэтическая библиотечка школьника». Последнюю, кстати, люблю до сих пор, очень уютные книжки, которые приятно взять в руки, зная при этом, что их содержание не обманет твоих ожиданий.

Теперь этого ничего нет. Нам говорят: знание стоит дорого. Нас уверяют: самый дорогой нынче товар – информация. И потому – платите.

Но это – обман. Если знание стоит дорого, почему же тогда носителям этих знаний (учителям школ, преподавателям вузов, писателям, библиотекарям) платят гроши?

 

О статусе библиотекаря и библиотеки

 

Библиотекарь нынче унижен крайне низкой зарплатой и малой ролью в обществе до такой степени, что складывается парадоксальная ситуация: рабочие места в библиотеках есть, но никто туда не идёт. И в библиотеках, что называется, дорабатывают стаж давнишние сотрудники или же работают пенсионеры из-за небольшого приработка к пенсии. Молодые сюда не идут – здесь нет ни денег, ни престижа, ни молодёжной среды, ни возможности для молодой девушки познакомиться с молодым человеком. А где вообще знакомиться нормальным людям как не работе или во время учёбы? Не в ночных же клубах, Господи прости!

Конечно, можно мне возразить, дескать, библиотеки и раньше не были привилегированным и хлебным местом. Привилегированным местом они, может, и не были, но уважаемыми были точно. Я уж не говорю о баснословно прекрасных временах древности, когда над входом в какую-то библиотеку была помещена надпись: «Всякий, изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами – это неприятно музам». Но они остались в прошлом. Хотя, может, и сегодня стоит поместить такую надпись в библиотеках ради эксперимента. Интересно, как к ней отнесутся посетители?

Но даже и в недавние времена в библиотеках кипела бурная жизнь, и работники едва успевали заносить в каталог новые поступления. По крайней мере, новая литература централизованно поступала во все библиотеки страны, не было ни одной – ни городской, ни сельской библиотеки, которая бы не комплектовалась достойными изданиями и в достаточном количестве. Свои библиотеки имели дома и дворцы культуры, школы, вузы, техникумы, да все уважающие себя учреждения стремились заиметь собственный библиотечный фонд – и имели! На любом заводе была своя, пусть и небольшая заводская библиотека, и которая не бездействовала – люди ею пользовались! И не потому, что телевизор в ту пору не был в таком почёте, а потому что русский человек извечно «духовной жаждою томим». По крайней мере, люди книги читали, покупали, меняли, брали в библиотеке, советовали знакомых, давали почитать друзьям, иногда и зачитывали. Помните такое слово, или оно уже вышло из нашего обихода?

Нынче эту духовную жажду стараются не только не утолить, но просто-напросто истребить. Повторяем: мыслящий человек кажется непредсказуемым, вредным, опасным. Он, непьющий пиво, не травящий себя табачищем, не смотрящий телеящик, может додуматься, что его, как барана ведут на заклание; что ему собираются вводить наночип, чтобы уж тогда он точно стал управляемым, и его можно было издали дёргать за верёвочку, а он даже и не догадается об этом. И будет думать, что он свободен и независим, что он живёт в демократическом обществе равных возможностей, и будет ещё и благословлять своих притеснителей, тех, кто отнял у него страну со всеми её землями, недрами и богатствами.

Но ему, этому наночипированному роботу это уже будет безразлично, ведь он будет пребывать в болезненно-счастливом забытьи, целуя сапоги своим хозяевам-врагам, да ещё и благодаря их за такую безмозглую жизнь.

Кстати сказать, сегодня уже почти не употребляют слово «чип», пользующееся дурной славой, вместо него стали использовать нечто более обтекаемое и расплывчатое, чтобы, так сказать, снова не вспугнуть население.

И ещё одна информация по поводу:  в настоящее время нанотехнологиями в России  с 2008 года ведает А. Б. Чубайс. Ведомство это так и называется – «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), известно, что на её развитие имущественный взнос правительства составил 130 миллиардов рублей. И уже в 2010 году 16 июня его глава Указом Президента РФ был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством»  IV степени со следующей формулировкой: «За большой вклад в реализацию государственной политики в сфере нанотехнологий и многолетнюю добросовестную работу».

Но есть и отрадные новости: в начале июля 2010 года супруга главы правительства Л. А. Путина открыла Всероссийский форум школьных библиотекарей в Михайловском, на котором не только высказала своё восхищение их работой, а также работой поддерживающих их директоров школ, но и заметила: «Я считаю, что маленький и стойкий бумажный кораблик – символ российской ассоциации школьных библиотек – точно отражает суть объединения», что прозвучало весьма и весьма поэтично. Но главное, она выразила надежду, что возможности школьных библиотек используются сегодня не полностью, в связи с чем статус школьных библиотек следует повышать не только на словах, но и административно, и что государство оценит важность библиотечного дела.

Теперь осталось ждать добрых перемен.

 

Мыслящий человек… опасен

 

Надо сказать, что современная педагогика как-то странно ориентирована сегодня на воспитание успешного человека. Именно успешность сегодня отмечается «Федеральным государственным образовательным стандартом» в ряду основных приоритетов российского образования. Казалось бы, это замечательно и правильно – ориентировать человека быть в жизни не аутсайдером, а лидером; не плестись в хвосте отстающих, а занимать главенствующее положение. Но есть здесь и определённое лукавство.

Могу сказать, что сегодня уже на этапе начальной школы специалисты задаются вопросами, как добиться, чтобы сформировать успешного и в будущем конкурентоспособного человека. При этом воспитание патриота, гармоничного, нравственно полноценного и всесторонне развитой личности, о чём всегда пеклись русские педагоги, как-то оттеснено на второй план. И современная педагогика не устаёт повторять, что именно от успешности в немалой степени зависит роль человека в социуме, и потому школа закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности и обеспечивает в будущем социальную успешность человека. естественно, в условиях информационного общества. Вот такая у нас нынче педагогика.

Закулисе страшно невыгодны мыслящие люди, и она нашёптывает: ату их! Ату образование! Ату культуру! Ату библиотеки, книги, газеты, хорошие фильмы, настоящую музыку, качественные спектакли, прекрасные картины! Ату нормального человека! Даёшь разврат! Даёшь «голубых» на телевизионном экране! Даёшь матерную брань со страниц книг! Даёшь растление молодёжи! – Такова позиция наших врагов.

Да не просто нашёптывает и науськивает, а пускает в ход информационное оружие, да и климатическое, похоже, тоже. И потому всё, что происходит с нашими библиотеками (и не только), но и со всеми сферами жизни нашего общества, можно назвать катастрофой.

Как этому противостоять? Гамлетовский вопрос сегодня звучит так: быть или не быть русскому образованию? Быть или не быть русской культуре?

Но вопрос этот следует задать шире: быть или не быть русскому народу и России – великой стране великого народа?

 Ужели он позволит себя уничтожить – духовно и физически в этой информационной войне, которая так активно ведётся тёмной силой, завладевшей сегодня нами почти полностью?

Просвещённый народ, самая читающая публика, образованная страна – когда-то это были клише, когда шла речь о России. Куда всё это делось, словно в одночасье и по велению чьей злой силы?

А никуда не делось… Затаился народ… молчит… чего-то ждёт… И тихо вымирает – на радость мировой закулисе.

Неужели и дальше будем доставлять ей радость своим послушанием? Риторический ли это вопрос? Возможно. Но думаю, другие вопросы – «Кто занёс меч над библиотеками?» и «Почему в библиотеках идёт массовое списание книг?» – далеко не риторические. И на них ответить можно вполне определённо: тот же, кто занёс его над образованием, культурой, историей, над всей Россией, учинив геноцид русского народа с помощью алкоголя, табака, наркотиков, развращающих общество СМИ, попирания традиционных ценностей, издевательства над всем тем, что здорово, нравственно и целомудренно, высмеивания подлинно народного духа, уничтожения национального самосознания. Помните, ещё Ильич говорил об опасности «национальной гордости великороссов»? Сегодня Ильич был бы доволен – от былой гордости почти ничего не осталось, более того, вытравливаются даже остатки национального самоуважения.

И потому риторика здесь неуместна, поскольку вопрос этот предполагает вполне конкретный ответ.

 

Об ответственности  детского книгоиздания

и мудром царе Ашшурбанипале

 

Под маской развития информационного общества у нас уничтожают самый главный источник информации – книги, те самые, которые воспитывали нравственно полноценные поколения. В их числе и те книги, которые упоминает А. Власов в своей очень дельной и нужной статье. Или их вытесняют всякого рода чепухой типа «стильных штучек», «как увеличить грудь», «советов стервы» и т. д.

И если бы только эти книги списывали… Как известно, издательство «Детская литература» недавно вообще было ликвидировано как государственное предприятие. Хоть бы кто-нибудь возвысил голос в его защиту. Думается, за время своего существования в статусе государственного издательства им было немало сделано для просвещения и воспитания детей. По крайней мере, библиотеки страны не знали недостатка в этих добротных книжках, которые учили честности и добру, любви к Родине, уважению к старшим, словом, тому, что мы называем традиционными, нравственными и национально ориентированными ценностями.

Нет, само издательство осталось, оно, слава Богу, существует, но оно лишено государственного статуса, государственной поддержки, то есть оно перестало быть рупором государственной политики в области детского и юношеского воспитания.

Вдумаемся: десятки лет, будучи ведущим детским издательством страны, оно формировало нравственный облик ребёнка – будущего хозяина страны. Оно задавало тон и показывало пример остальным. Теперь же (на этом лишь примере) государство словно отстраняется от воспитания подрастающего поколения, и становится непонятным, каким оно его видит в будущем – то ли ему не нужны патриоты, то ли ему угодны одни лишь либералы с искажённым западными ценностями сознанием.

Замечательно, что у нас появилось много частных издательств, выпускающих детские книги, но они – вторичны на этом рынке. Первой же была и остаётся «Детская литература», всегда нацеленная на воспитание интеллектуального читателя. И далеко не все эти новые детские издательства являются продолжателями проверенных временем традиций. Среди них есть и откровенно разрушительные, нацеленные на дезориентацию ребёнка, разбалансированность и неустойчивость его моральных качеств. С педагогической точки зрения такие издательства вообще не имеют права издавать детскую литературу, так как они не учитывают возрастные и психологические особенности детей, хрупкость их сензитивного аппарата, особую восприимчивость и развитие их познавательных или, как сейчас говорят, когнитивных способностей, а зачастую и не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

Например, в определённом возрасте человек не способен воспринимать юмор, и потому юмор в детском произведении должен быть мягким, щадящим и уж, конечно, не травмирующим психику. Кроме того, некоторые «вредные советы», которые даются ребёнку, воспринимаются им без учёта их образного или переносного смысла и понимаются буквально, как руководство к действию. Приведём подобный пример – строки Г. Остера: «Если ты в своем кармане / Ни копейки не нашел, / Загляни в карман к соседу, / Очевидно, деньги там».

Что происходит в сознании ребёнка, когда он знакомится с этими строками? Он воспринимает его как побудительный мотив к воровству. Таким образом, юмористический, казалось бы, «совет» превращается в стимул к действию. Спрашивается: кого мы воспитаем такой литературой?

Мы уже сказали о том, что современная педагогика в числе приоритетных задач ставит воспитание успешного человека, позитивно настроенного, умеющего учиться, но при этом традиционные ценности (воспитание патриотизма, уважение к старшим, честность, трудолюбие), несмотря ни на что, остаются базовыми. Это следовало бы учитывать новомодным детским издательствам, прежде чем выпускать в свет странные книжки с фиолетовыми слонами, розовыми жирафами и другими вымышленными антиперсонажами, ставящими в тупик наших детей.

При этом мы не хотим сказать, что ребёнок не способен правильно воспринимать здоровый художественный вымысел, нет, он знает и любит волшебные сказки, но когда ему предлагают сюжеты, где действуют совершенно непонятные, не существующие в природе животные и даже противопоставленные ей, он теряется. И объяснить ему, что это фантазия автора – невозможно. Скорее, это фантазмы автора как следствие его нездоровой психики. Всё это относится не только к текстам, но и рисункам в детских книгах, зачастую с налётом этакого символизма-модернизма. Никогда не забуду, когда моя маленькая дочь открыла книгу сказок и долго смотрела на рисунок, где был изображён какой-то странный зверь, не понимая, кто перед ней. Это был заяц, но только не простой, а настоящий заяц-мутант – с вывороченными глазами, ушами разной длины и каким-то диким оскалом-улыбкой. На него страшно было смотреть. Пришлось объяснять, что это заяц-чудовище, с тех пор, открывая книгу, дочка неизменно повторяла: заяц-мутант, то есть она уже была сориентирована на восприятие красоты и уродства, на понимание разницы между гармонией и дисгармонией. 

Но если ребёнок самостоятельно берёт подобную книгу, что происходит с его бедной головкой? Какие стандарты красоты он усваивает? Какие стереотипы закладываются в его сознании? Ведь он же видит мир, где всё перевёрнуто!

Вот  почему я ратую за такие книги для детей, которые их учат прекрасному и вечному. Именно такие книги всегда выпускало издательство «Детская литература».

Что будет дальше – жизнь покажет.

Но говоря откровенно, государственный статус этому издательству всё же необходим – и не потому что оно никогда не демонстрировало примеров подобного дурновкусия, а хотя бы потому, что за время его существования в его хранилищах, думаю, скопились настоящие музейные ценности в виде рукописей, гранок с авторскими пометками и комментариями, возможно, и письмами и т.д. Ведь в числе этих авторов – многие, если не все наши русские и советские писатели, и не важно, стали они классиками или нет, главное – эти рукописи как живая ниточка, связывающая прошлое и настоящее литературы. Будет ли у неё достойное будущее?

Странно: если я это понимаю как писатель и читатель, то почему этого не понимает тот, кому по статусу положено стоять на страже государственных интересов?

Что будет с библиотеками – сказать трудно. Поживём – увидим. Мне же хочется отметить, что по отношению к книгам, библиотекам можно судить о правителях. Недаром в древнем Египте сам Рамзес II называл библиотеки «аптекой для души». Он, вероятно, знал в этом толк. А Монтень сказал о библиотеке: «Это – моё пристанище».

И ещё мне хочется напомнить, что древний ассирийский царь Ашшурбанипал очень хорошо понимал значение библиотеки для государства. Он писал, что только то государство будет сильным и процветающим, которое опирается на прочный фундамент интеллекта. Ну, может быть, он выражался и не такими словами, однако суть ясна: знание – опора могущественного государства.

Как жаль, что современные власть предержащие далеки от эстетических потребностей древнего и мудрого Ашшурбанипала! Как уронили нынешние чиновники авторитет российских библиотек, и как слепы они в неведении своём! Утерян смысл высокого значения библиотеки. Как жаль! А ведь библиотека – храм Книги. И храм Слова. Помните у Н. В. Гоголя: слово – есть высший подарок Бога человеку. Когда это вспоминаешь – всё становится на свои места.

И как отрадно бывает, когда мы видим созидательные примеры! Известно, что в Египте на месте древней разрушенной Александрийской библиотеки была заново построена современная Библиотека Александрина, или Новая Александрийская библиотека. А не так давно в Минске Президент А. Г. Лукашенко тоже открыл новую Национальную библиотеку Беларуси, подобной которой нет в Европе – ни по содержанию, ни по форме. За её оригинальный облик (а вероятно, и за богатое содержание) минчане назвали её «Алмазом». Но дело, однако, в другом, мы просто хотели сказать: если власть заботится о библиотеке – она заботится о будущем страны.

И, может быть, наступит всё же прекрасная пора, когда библиотека снова станет пристанищем не для отдельных личностей, а для многих и многих, не могущих жить без книги не единого дня.

Рязань

Примечания

[1] Sapienti sat (лат.) – умному достаточно

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев