Вадим ДЕМЕНТЬЕВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ

Русский Кавказ

Вадим Дементьев.

ПОГОВОРИМ О МИРНЫХ ДНЯХ КАВКАЗА

Одни наши сограждане под влиянием современных событий считают, что Кавказ всегда был воинственным краем, где потоки крови соперничали с бурным течением Терека. Другие думают, что это земной эдем, природный рай, а горцы гостеприимны, как мало кто из других народов.

Еще сравнительно недавно Кавказ соревновался не в стрельбе и не в похищении людей, а в том, чей коньяк выдержанней, и чей шашлык лучше. Горнолыжные курорты Кабардино-Балкарии с новенькими, как с конвейера, турбазами и гостиницами, нарзанные источники в Кисловодске, растянувшиеся на десятки километров пляжи Большого Сочи, дома отдыха на мысе Пицунда и детские здравницы в Анапе – таким знал Кавказ каждый советский человек. Другой своей стороной он открылся россиянину сегодня – бетонными блок-постами, домами, развороченными взрывами, бандитскими захватами людей в  Кизляре, Буденновске и Беслане, работорговлей, ваххабизмом… 

Кавказ разрывают крайности, противоположности, антагонизмы при вечном стремлении к мечте-гармонии, образец которой в самой природе – потрясающие по красоте горные пейзажи. Может, потому Кавказ столько и испытал на своем веку, что вершины гор в вечных снегах и цветущие равнины, водопады в бездонных ущельях и порожистые реки, два великих моря – Черное и Каспийское привлекали сюда с начала человеческой истории множество племен и народов, которые мечтали здесь поселиться. В Дагестане любят рассказывать притчу: будь-то бы Бог, когда расселял народы по Земле, зацепил свой хурджин (сумку-мешок) за кавказские скалы, порвал его, и в прореху высыпались все оставшиеся у него языки. Другая легенда сложена о Ноевом ковчеге, на котором люди, «многия языци», спасшиеся от всемирного потопа, пристали к армянскому Арарату, возвышавшемуся над бескрайним водным простором. Воистину, к кавказским горам нужно прибавить еще одну вершину – гору языков.

Всякое разграничение этносов здесь условно, границы – зыбкие, а традиции и обычаи во многом общие. Чем меньше народ, тем яростнее он борется за свою историю и будущность. Если один кавказец у другого спрашивает: «Ты откуда родом?», то в ответ всегда услышит название аула, каким бы маленьким он ни был. Вот почему местных жителей обижает прозвище «лица кавказской национальности», широко распространившееся в российских городах. Правда, столь же невежественен и дик его аналог – «лица славянской национальности».

В недавние времена, когда были популярны лозунги независимости и суверенитета, Расул Гамзатов остроумно заметил: «Я потерял независимость, когда сорок лет назад женился на Патимат, и об этом с тех пор не жалею». В каждой шутке, как говорится, имеется доля правды. И в словах  поэта содержится намек на нынешнее положение народов Северного Кавказа: «женившись» на России, войдя в ее состав, большинство горцев об этом не жалеют и даже не вспоминают, когда и как это произошло. Более того, если прислушаться к мудрому слову в форме притчи или неожиданного высказывания, которые всегда на Кавказе по-особому ценились, то выясняется, что у сторонников разумного подхода к сложным политическим и межнациональным проблемам в запасе куда больше метких выражений и афористических высказываний, чем у доморощенных сепаратистов с их пустой националистической фразой. Даже языковой анализ проблемы вполне объективно показывает: на чьей стороне исторический народный выбор. Ну, кто из рьяных сепаратистов смог бы придумать  формулу, которую в наше время любят повторять в горах: «Северный Кавказ добровольно не входил в состав  России, но он добровольно из нее и не выйдет»?!

Конечно, если исходить из строго исторического знания, то процессы взаимоотношений наших народов сложнее, неоднозначнее (многие национальности Кавказа как раз добровольно вошли в состав Российской империи), но зачастую народная психология, которая «от земли», определяет для себя самое главное, и всей своей длительной эволюцией «пробивается» именно к такому смыслу существования: Кавказ был и останется российской территорией. Это – не выбор, это – судьба.

Русский народ по своим национальным качествам оказался кавказцам (и не только, понятно, им) гораздо ближе и родственнее, чем другие большие народы, соседствующие с ними. За тысячелетнюю историю у местного населения имелись возможности сравнить и сделать соответствующие выводы.

Безудержная вспыльчивость, анархические наклонности, «дикая вольность», как определял А.С.Пушкин, в кавказском характере всегда соседствовали с прагматизмом поступков, осторожностью в действиях, хитростью в делах. Кавказец умеет проявлять свои природные качества и таланты в двух, казалось бы, антагонистических ипостасях – в отчаянной храбрости воина и в меркантильной рассудительности торговца.

Крайности – скажите вы, но и в славянском характере немало черт, родственных горцам: удальство и лихачество, терпение и верность семье, природная сметка и крестьянская хитрость, оседлость и странничество. Русский и кавказец понимают друг друга без переводчика и даже в чем-то себя дополняют. Мы близки друг другу, как традиционные народы, консервативные по своим взглядам на окружающую жизнь, «притершиеся» друг к другу, семейные и родовые.

Наши психические и иные качества детерминированы окружающей природной средой. О большом значении понятия «простор» в русском мировосприятии писал еще академик РАН В.Н.Топоров: «Русский «простор» – это наиболее полное выражение всех свойств характера русского народа, его «пространной» (страннической) души, устремлявшейся на поиски царства, которое «не от мира сего». Для кавказца же определяющими в этническом плане стали горы. Стихийные проявления его человеческих качеств – от природных катаклизмов. «Дрожит Кавказ, – читаю в поэтическом тексте юбилейного сборника к 100-летию присоединения Грузии к России, изданного в Тифлисе в 1901 году, – от льдистых горных завалов, близ которых есть фирновые, снежные поля, куда от сотворения мира не ступала еще нога человеческая. Трепещет Кавказ от внезапных и страшных землетрясений, раздирающих лоно земли и повергающих в прах населенные места и области. Стонет и рыдает Кавказ от бурных и бешеных наводнений, смывающих моментально человеческое жилье и низвергающих вековые каменные громады, для того чтобы превратить цветущие, жизнерадостные уголки в царство пустыни, мертвого тления и гробовой тишины…»*.

Жизнь в горах очень тяжела, многотрудна, но зато горы – это природная крепость от врагов и захватчиков. Горец вынужден был забираться всё выше и выше, «к снегам у края стремнин», чтобы уберечь мирный покой своей семьи и своего рода. Он по своему характеру искал свободы. Так и русский человек уходил с семьей на Урал и в Сибирь, ища там воли, чтобы выжить на своем необъятном «просторе».

Но имеются и отличия. Русские – везде и всюду широкие люди по своей натуре. Кавказцы в «миру» производят такое же впечатление, но в своем кругу более замкнуты, держатся своих обычаев и традиций, их своеволие строго очерчено. Мы легко прощаем, отходчивы по  характеру, не помним зла, горцы, в свою очередь, злопамятны, обидчивы, о чем говорит обычай кровной мести. Для русского земной мир временный, он мечтает о вечной жизни. Кавказец более прагматичен, он и дом свой строит крепче и надежнее. Русский простодушен, доверчив, кавказец не откажет себе в удовольствии обмануть его, наказав за ротозейство.

Сложно обрисовывать общее и частное в национальных характерах. Сложно еще и потому, что понятия «русский» и «кавказец» немного грешат абстракцией. У нас, что не город, то свой норов. Кавказ же настолько многонационален, что трудно вывести какого-то усредненного «кавказца», его этнические ветви произрастают от разных человеческих корней. «Кавказ – огромная академия со всевозможными естественными лабораториями, – писал первый русский этнополитолог  В.Л.Величко в 1900 году, – открывающая наблюдателю и исследователю широкое поприще для самостоятельных выводов… Явления жизни и человеческие характеры на Кавказе чрезвычайно выпуклы, даже когда они, вместе с тем, сложны. Особенный интерес представляет сплетение, а иногда и полное совпадение вопросов национальных с социально-экономическими. Этой особенностью кавказской жизни обусловливается немалая трудность управления краем и контроля над работой местных органов власти…».  Как будто сегодня сказаны эти слова!..

На Кавказе были поставлены множество вопросов и ни один из них не получил ответа до конца. Здесь много загадок, которые трудно отгадать. Много тайн, которые мало кому известны. «Котел народов» Кавказ всегда бурлит, всегда отсюда приходили и будут приходить «горячие новости». Райский край с поистине адскими проблемами.

С 90-х годов ХХ века заговорили чуть ли не о 400-летней борьбе кавказцев с Россией за свою свободу и независимость (даже президент Борис Ельцин, подписывая позорные соглашения с Масхадовым, озвучил эту нелепую, непонятно откуда взявшуюся дату). Наши пропагандисты напряглись и выпустили контрброшюру ученых Института российской истории РАН «Россия и Северный Кавказ: 400 лет войны?» (1998 г.). Цифры на обложке  большие, а знак вопроса маленький.

Лишний раз приходится наблюдать, как плохо мы знаем отечественную историю. Или – как нам не дают ее узнать объективно.  В море свободной информации, на перекрестке всевозможных мнений крайне трудно получить элементарные сведения об истории русско-кавказских отношений. Электронные СМИ, которые всецело владеют вниманием общества, поверхностно освещают историческое прошлое народов, признают только конфликтные ситуации, для них вся жизнь Северного Кавказа сводится либо к терактам, либо к природным катастрофам. О том же пишут и газеты. Вакуум незнания заполняется разного рода домыслами и некомпетентными прогнозами, экстремистскими взглядами и конфронтационными суждениями.

Эскалация насилия и вражды ширится, задействованы уже все факторы: экономические и национальные, религиозные и исторические. Порочный круг очень трудно разорвать, ибо все в нем взаимосвязано. Экономическая отсталость Северного Кавказа ведет к конфликтным противоречиям в социальной сфере – безработице и низкому уровню жизни. На Южный федеральный округ приходится треть всего незанятого населения страны. Безработица толкает население к отчаянным протестам и поискам виновников своего тяжелого положения, среди которых национальный фактор – самый удобный, он на поверхности. То враждуют между собой, то замиряются осетины и ингуши, балкарцы и кабардинцы, черкесы и карачаевцы, грузины и абхазы, армяне и азербайджанцы…

Нет единства и в русском обществе по кавказскому вопросу, даже среди признанных властью авторитетов. А.И.Солженицын рассказывал, что по приезду в Россию он заявил Ельцину, что надо уходит с Кавказа, «всё – граница по Тереку!», но потом вынужден был признаться в глубокой ошибочности своего предложения.

Также видится неверным сведение всех нынешних драматических коллизий на Северном Кавказе к терроризму. Террор, как известно, является следствием социальных и национальных противоречий, доведенных властью и обществом до открытых конфликтов, а отнюдь не их причиной. Это – больше актуальный политический термин. Поэтому простых разрешений конфликтных ситуаций с учетом генезиса русско-кавказских связей вообще не может быть. До лучших времен можно бы и «заморозить» кое-какие противоречия. Нам не дана пока возможность их развязать, в силу, прежде всего, социальных причин. И только постепенно, только эволюционно, действуя в нужном государственном направлении, можно достичь положительных результатов.

Примечания

      * Здесь и далее цитаты мной почерпнуты из редких книг, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки (бывшей Ленинки). Я их изучал вместе с доктором исторических наук В.И.Десятериком и отбирал из них наиболее интересные страницы для сборника «Кавказ в сердце России», который вышел в издательстве «Пашков дом» в 2001 году. Весь 10-тысячный тираж этой книги целевым назначением был отправлен в Чечню для солдат и офицеров нашей армии. Чтобы лучше знали ту землю, на которой им пришлось вновь воевать.

Вернуться к оглавлению

Рукопись для публикации предоставлена автором.


Далее читайте:

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ (авторская страница).

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев