Алексей Ряскин |
|
2010 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Алексей Ряскин:«Свою сопричастность с миром современных поэтов не чувствую»
Недавно прочитал стихотворения Алексея Ряскина, собранные в небольшой сборник «Солнце за пазухой». Ощущение того, что писал художник. И не словами, а масляными красками. Каждое слово, как один жирный мазок крупной кистью. Цвет, рельеф, смелость в языке автора, заставили меня расспросить Алексея: откуда берёт истоки его речь, и что подтолкнуло к письму…
- Писать начал рано: у меня сохранились тетрадки, где некоторые стихи датированы 1997 годом. Мне тогда было 13 лет. Хорошо помню, как написал свои первые стихи. Я в то время под руководством отца осваивал гитару. Мне очень нравилась знаменитая песня группы «Animals» «House of rising sun» («Дом восходящего солнца» в русском переводе). И всякий раз, перебирая струны, я очень жалел, что не могу петь ее по-русски, так как нет песенного перевода. В конце концов, я решил сам написать к ней текст. Все, что я знал — это перевод названия. И весь свой перевод я построил на моем восприятии, на моих ассоциациях и догадках, основанных на этом названии. Кстати, впоследствии я не раз использовал этот метод написания: извлекал целое стихотворение из одного единственного слова, запавшего мне в душу. - Каких поэтов Вы считаете близкими по духу? - Восхищаюсь поэзией Заболоцкого, Есенина, Маяковского, Лермонтова, Гумилева. Очень уважаю Цветаеву, люблю похохотать вместе с Хармсом над его поэтическими абстракциями. Вообще, в поэзии выше всего ценю не красоту и «обкатанность» слога, а новизну мировосприятия, необычность, неординарность поэтического взгляда. Форма для меня, по степени важности, находится далеко позади содержания. Именно поэтому строчки в моих стихах практически никогда не бывают равны: у каждой своя функция, в каждой заложен свой особый смысл, определяющий ее собственную, непохожую на другие строчки, форму. - Интересуетесь ли Вы современной поэзией, как Вы себя в ней ощущаете? - С удовольствием знакомлюсь с современными поэтами, когда появляется такая возможность, особенно с молодыми, начинающими, такими, как я. Интересно все же посмотреть: как и о чем пишут другие, сравнить себя с ними. Лично я считаю, что среди молодых очень много талантов, которым просто нужно помочь раскрыться полностью. Поэту нужно ведь развиваться, работать, «шлифовать» свое поэтическое начало, постоянно оттачивать перо. А у нас многие ленятся. Думают, зарифмовал пару-тройку фраз — и дело в шляпе. У меня твердое убеждение в том, что русский человек вообще, изначально более других наций предрасположен к лени. И всем нам нужно, следуя заветам Чехова, постоянно «по капле выдавливать из себя раба». Это относится ко всем, в том числе и к поэтам. А может быть, к ним в первую очередь. Как я ощущаю себя в современной поэзии? Даже не знаю. Поэтическое начало в себе, в своем сердце я осознаю. Но вот свою сопричастность с миром современных поэтов не чувствую. - Как рождаются Ваши стихи? Например, «Деревня», которое начинается так: Буреломы пространств, размежеванные колдобинами, / Разукрашенные деревьями дикими, непричёсанными, / Лежат в пшенице и в густой траве утопленные, / А над ними солнце, держащее небо плечом своим. - Практически все мои стихи написаны в один присест. Исключения, пожалуй, составляют лишь поэмы и циклы. Как рождаются стихи сказать трудно, даже, наверное, невозможно. Я бы сравнил появление стихов с дрожжевым брожением. Какая-то идея, мысль, наблюдение, догадка или фантазия — это частица дрожжей. Моя голова — чан. А окружающий меня мир, люди, события — та самая брага, которая со временем либо превратится в вино, либо станет уксусом. И вот я ношу все это в себе день, два, неделю, месяц, пока однажды не находится какого-то волшебного ключика, способного открыть замок и позволить созревшему напитку хлынуть потоком образов на бумагу. Что такое этот ключик? Да я и сам не знаю! Может быть какое-то слово, образ или просто нужное настроение. А может, и то, и другое, и третье вместе и еще что-то. Очень трудно описать этот процесс. Но «вынашивание» стихотворения на уровне подсознания практически обязательно условие для моего творчества. Хотя, бывает и по-другому. Некоторые стихи не вынашиваются, а рождаются спонтанно, взрываются внутри тебя! Если, опять же, прибегнуть к ассоциациям, я бы описал этот процесс так: моя сущность, душа или творческое начало, называйте как хотите, порой не выдерживает столкновения с реальностью и дает трещину. И появляются стихи, «трудные», болезненные, надрывные. Но это, конечно, не значит, что все остальные стихи даются легко. Стихотворение «Деревня» - это попытка рассказать даже не о самой деревне, в которой проходила половина моего детства, а, скорее, о том волшебном образе, что хранится в моей памяти. Деревня для меня что-то большее, чем просто набор огородов, садов, полей и стареньких покосившихся домиков. Для меня это какой-то особый, волшебный и таинственный мир, не поддающийся рациональному описанию. Думаю, это опять же связано с детским опытом. У меня было счастливое детство. Стихотворение “Деревня” - не первая попытка выразить мое отношение к этой теме. До этого я написал цикл “Сельский пейзаж”, из которого многие стихи вошли в мой сборник (“Стог сена”, “Мельница”, “Поле пшеницы” и другие). И, не смотря на то, что сегодня та самая деревня, о которой я говорил в стихотворении, уже наполовину вымерла, наполовину разрушена, наполовину заброшена, для меня она все равно осталась до боли родным местом, местом, где я, словно разряженная батарейка, питаюсь живительной энергией земли. - У Вас вышел первый сборник стихотворений «Солнце за пазухой». Почему такое название? - “Солнце за пазухой” - это фраза, взятая из моей поэмы “Старухи”, одного из самых личных, самых дорогих для меня произведений данного сборника. Сначала у меня было два варианта названия: “Солнце за пазухой” и “Тысяча флейт” (словосочетание из “Стога сена”). Но Станислав Николаевич Никулин, редактор, помогавший мне в работе над сборником, убедил меня в том, что первое название лучше. “Оно будет означать, что вы держите не камень зла за пазухой, а солнце добра” - сказал он. Мне это понравилось, я согласился. - Какие планы на будущее? - Планов много. Я, к сожалению, суеверный в этом вопросе и поэтому не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что хочу начать больше заниматься прозой. Хочу попробовать себя в драматургии. Опыты были, но ощущения, что я хоть немного достиг того, к чему стремился, нет. Поэтому время от времени я возвращаюсь к этому вопросу. И еще хочу наконец-то записать музыкальный альбом. У нас с друзьями материала хватит на три альбома. Но все, как и всегда, упирается в вопрос денег. Но ничего, думаю, решим как-нибудь! Воронеж Вопросы задавал Василий Попов
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |