Иван РЕМИЗОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Иван РЕМИЗОВ

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Иван РЕМИЗОВ

Сила искренности

Юрий Нечипоренко «Начальник связи» – М.: Арт Хаус Медиа, 2010 – 136 с., илл.

Книга «Начальник связи» состоит из двух частей, сильно отличающихся как по стилю, так и по тематике, хотя в обеих частях изложение ведётся от первого лица. В повести, которой открывается книга, зарисовки-крохотки повествуют о забавных и печальных, обыденных и волнующих моментах весны жизни лирического героя. Удивительно, насколько хорошо автор помнит своё детство! Погружаясь в метко и осторожно нарисованный мир запахов, звуков, мыслей, забот и надежд, забываешь о суетливости и расчетливости XXI века. От бумаги здесь веет сеном, выжженным солнцем забором, самодельным порохом, пыльным тротуаром и почему-то свежим навозом. Кажется даже, что события разворачиваются в деревне, хотя на деле это не так – речь идёт о небольшом городе на границе Украины с Россией. Отец героя держит пасеку, что редко встречается в городе: «Папа пахнет воском. И кожа загорелая - как воск, из которого делают соты. Старые соты переплавляются на новый воск: рядом с летней кухней у нас стоит специальный ящик с наклонным дном: там солнце распаляет воск, он течёт медленными струями, и получаются внизу лужи разных цветов - оранжевые, бежевые, золотые».

Герой с опаской и любопытством шагает по дороге своей жизни, сам не зная, куда она выведет его из небольшого городка на юге России. Автор пишет так искренне  и откровенно, как «по секрету» сообщают свои тайны подростки  лишь самым-самым близким друзьям. Вот что говорит о себе лирический герой в рассказе «Шпак»: «С тех пор я перестал обижаться <…>, наоборот, даже почувствовал в себе добавочную силу, способности новые: как будто все люди – только люди, а я ещё и скворец, словно у меня появилась ещё одна родина – небо, и ещё один дом – скворечник. И сны мне стали сниться новые: летаю я рядом со скворечником, парю над тополем, над крышей и проводами, сажусь на ветку, рот открываю и начинаю петь. Не хуже соловья».

В свои десять я бы отдал многое за то, чтобы иметь такого друга.

Текст написан заботливо и нежно. Без всякого сомнения, эту часть книги (за единственным исключением: тех нескольких абзацев,  где лирический герой рассуждает о самоубийстве как о чём-то в целом нормальном и лишь слегка неприемлемом) можно рекомендовать детям и взрослым любого возраста. Изумительно тёплая и добрая подборка переплетённых между собой крохоток, сравнимая с книгой «В мире вещей» Феликса Кривина. Не удивлюсь, если это произведение войдёт со временем в сокровищницу мировой детской литературы.

Вторая часть книги – «Рассказы отца» – посвящена тридцатым-сороковым годам XX века. Рассказчиком здесь выступает Нечипоренко-старший, то есть отец автора, человек с золотыми руками и добрым сердцем. Дмитрий Нечипоренко вспоминает детство, службу по призыву в армии в 30-годы, работу на заводе… Он переживает первый удар немцев в Великой Отечественной – и доходит до Берлина в звании старшины, в должности начальника радиостанции. Рассказчик встречает хороших и плохих людей, преодолевает повседневные затруднения, несколько раз чудом остаётся жив. Вот эпизод из воспоминаний о лётной школе:

«Первый отштампованный номерок я показал начальнику штаба Филимонову. Он попросил показать, как я это делаю. Затем повёл меня к начальнику школы:

- Вы  знаете, что у нас в школе начнут штамповать деньги? И показал ему номерок.

- Где вы его взяли?

Начальник штаба, положив мне руку на плечо, ответил:

- Вот он это делает!

Показал я и начальнику школы, как штампую эти номерки. Ему это понравилось – и он распорядился выдать мне денежное вознаграждение».

Постепенно возникает образ простоватого, но умного и честного, благородного человека, привыкшего решать проблемы «своими руками», не прячась за чьи-то спины. Так и хочется пожать ему руку и сказать спасибо за своё счастливое детство…

Фразы здесь рубленые и сухие. Словарь откровенно беден, изобразительно-выразительные средства языка использованы скупо, предложения согласованы «угловато». Как ни странно, такой примитивизм в изложении не отталкивает. Напротив, текст приобретает естественность: мол, ребята, человек я уже пожилой, говорить мне трудно, я вам опишу без прикрас, как что было, а вы уж дальше сами додумывайте, как это можно «покрасивее» сказать. Несмотря на использование такого рискованного художественного приёма, читать рассказы ветерана легко и приятно:

 «Неймарк был такой человек, что когда его от нас забирали, то потом до конца войны, все мы, встречая своих, кого разбросала судьба, первым делом не здоровались, а спрашивали:

- Где Неймарк, знаешь?

Но так мы и не узнали, где он и как… С Семёновым и Исайкиным мы сохранили дружбу на всю жизнь. Сейчас они живут в Москве, но собраться и увидеться уже трудно – всем за девяносто, плохо видим, еле ходим. Но созваниваемся, про здоровье узнаём, какие у кого новости… Держимся друг за друга – вот уже шестьдесят лет».

Люди такого склада, как отец писателя Юрия Нечипоренко, редко пишут мемуары. Ясно, что для нас, не видевших войны и советских репрессий, бесценна каждая возможность познакомиться с невыдуманными историями очевидца всех этих событий. Текст следует рекомендовать читателям любого возраста, особенно тем из них, кто интересуется событиями середины XX века, Великой Отечественной Войной, советской историей.

Откровенность автора поражает, задевает самые нежные струны души. «Начальник связи» – книга искренняя, что сейчас встречается редко. Искренность сейчас не в чести, но, надеемся, со временем она войдёт в моду, ведь быть искренним – совсем не значит быть дураком. Быть искренним – значит верить в свои силы. Для писателя это значит не скрытничать, не юлить – а честно смотреть в глаза читателю, как близкому другу, которому можно сообщить самые тонкие переживания… А  иначе зачем писать?

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев