Владимир ПРОНСКИЙ |
|
2010 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Владимир ПРОНСКИЙПолёт писателя Баженова
Валентин Карга. Полёты во сне и наяву. Книга о писателе Георгии Баженове. — М.: Голос-Пресс. 2010. — 256 с. Писателю Георгию Баженову повезло в том, что он успел заявить о себе при советской власти, когда его лирическую прозу охотно публиковали в журналах, часто выходила она и в центральных издательствах многотысячными тиражами в виде книг; причём, почти всё, что тогда издавалась, — рецензировалось в печати. Имя Георгия Викторовича было на слуху. Когда же пришла перестройка и произошёл обвал издательского дела, как и многих иных дел, поневоле у многих писателей, привыкших к поддержке и вниманию со стороны читателей (помнится, сам покупал его книги), руки опустились, а перья затупились. Пришла пора уныния, беспросветности. Но недаром говорят, что время лечит. И то, что какое-то время назад казалось невозможным, стало реальным делом. А в чём оно заключается для настоящего писателя? Конечно же, в творчестве, в желании выразить свои чувства и мысли и донести их до читателя, тем более что сама быстро меняющаяся жизнь не позволяла оставаться равнодушным. И пуще прежнего ухватился Баженов за было заржавевшее перо, довёл его до блеска, и одна за другой начал издавать книги. Пусть тираж теперешних изданий не сравним с прежними, но главное, что они приходят к читателям. Хотя теперь беда в другом: в почти полном отсутствии критической мысли, а редкие критики-фанаты, работающие для «раскрутки» любимчиков, не способны в полной мере отобразить продолжающийся литературный процесс, чтобы ни говорили о нём. Ибо нельзя человека, в ком горит огонь творчества, заставить замолчать. Может, поэтому писателей по-прежнему много, а критиков — раз, два… и обчёлся. Тем приятнее в наше писательское время иному литератору удостоиться рецензии на своё произведение. А тут настоящая книга, посвящённая творчеству одного автора. И таким критиком-подвижником оказался Валентин Карга. Когда его книга попала ко мне, было вдвойне приятно узнать кое-что из биографии Баженова, ведь, помимо творческих работ, всегда интересуешься биографией писателя, тем, как она повлияла и отобразилась в его произведениях. Когда это знаешь, то легче понять мысли и настроение, каким образом они соприкоснулись с героями его книг. И если они оказались созвучными твоим мыслям и настроению, тогда чтение делается вдвойне приятным удовольствием, тогда хочется поделиться своими мыслями о прочитанном с другими читателями. К тому же давно хотел и сам что-то написать о Баженове, за творчеством которого давно слежу, не могу не следить, а тут всё сошлось. Хотелось сразу засесть за компьютер, но приболел, отложил это дело. И пока хворал да приходил в себя, в мыслях возвращался к нашему автору, к тому, как познакомился с его творчеством и как оно запало в душу. А началось всё в начале 80-х, когда прочитал в «Литературной России» рассказ «Нет жизни друг без друга», после которого зарубкой засеклось в душе имя автора. Не могло оно не запомниться, потому что в рассказе автор поведал историю любви Лиды и Бориса — молодых супругов, ждущих ребёнка, и, в конце концов, теряющих его из-за тяжёлой болезни Лидии, находящейся в критическом состоянии. Борис же, зная о состоянии жены, ходит к ней в больницу и всё-таки делает всё возможное и невозможное для её выздоровления. Казалось бы, чего же в этом особенного, если каждый из супругов просто обязан проявлять такую заботу. И здесь всё дело в том, как её проявлять, что при этом делать, говорить, чувствовать. Какие при этом необходимо находить слова, чтобы сгладить страдания, хотя бы на время облегчить их. В критическом состоянии жалко любого больного, и можно лишь догадываться, какой жалостью пропитывается человек любящий?! Особенно этот рассказ разволновал, когда стало известно, что в нём отразилась судьба самого писателя, в те годы потерявшего милую супругу. При новом прочтении сразу стало понятно, что подобное нельзя сочинить на все сто процентов. Казалось, что автор честно и искренне записал на бумаге свои тогдашние чувства и мысли. И это у него получилось с такой пронзительной силой, так зацепило, что осталось в памяти на долгие годы; теперь понятно, что навсегда! И при этом не мешали очевидные длинноты, некая угловатость композиции. Но всё это прощалось и забывалось под натиском чувств, любви, пропитавшей всю плоть рассказа о сострадании, о готовности идти на всё ради спасения любимого человека. Может, поэтому почти всё творчество Баженова представляет собой многотомное собраний книг о любви, семейных отношениях. Это его стихия. Он необыкновенно искренне живёт на страницах вместе со своими героями, в каждом из которых с той или иной насыщенностью отражена судьба самого автора. И нет конца этому исследованию, потому что жизнь богаче любой, самой яркой и изощрённой выдумки — только успевай осмысливать и записывать. Баженов издал множество книг, перечисление названий которых заняло бы полстраницы, но вновь и вновь к нему приходят новые сюжеты, потому что жизнь продолжается, и пока есть физические и духовные силы, настоящий писатель никогда не остановится, не прервёт своего творческого полёта. И хвалить его за это не следует, и осуждать нельзя. Ибо сочинительство приходит сверху, и если уж Господь выбрал и указал перстом на кого-то, то как можно ослушаться Его, поддаться лени и остановиться на достигнутом?! В короткой рецензии невозможно сполна рассказать (по Козьме Пруткову — объять необъятное) о всём творчестве Георгия Баженова. Можно лишь посоветовать обратиться к книге Валентина Карги «Полёты во сне и наяву» с подзаголовком «Я не умру, я улечу…», в которой автор более полно показал историю писателя, многое помог понять в его запоминающемся творчестве.
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |