Капитолина КОКШЕНЁВА |
|
2010 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Капитолина КОКШЕНЁВАИщем человека
Что от нас, сегодняшних, требует современность; какого человека она воспроизводит, к какому она обращается? Да, она видит в нас исправных налогоплательщиков, жадных потребителей, усердных избирателей. Но разве уже нет среди нас людей, для которых, по слову Ф.М.Достоевского «искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить». Потребность в искусстве, о которой говорил наш классик, – это и есть потребность красоты, без которой «человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Увы, но наш XXI век все чаще предлагает нам «труп красоты», «безобразную красоту», «эстетику смерти» и «хищную пустоту» гламура. И мы живем. Живем несмотря на то, что наша жизнь превращается в крикливый балаган и нам заведомо внушается неверие в себя именно как в человека. Увы, но «путевка в жизнь» тому или иному писателю сегодня часто выдается не за талант, но за рыночную востребованность. Нужно стать «предметом обожания» той или иной группы экспертов, чтобы немедленно стать «новым культурным феноменом». Так создаются «зоны культурной активности», в которые втягивается и читатель. И эти культурные стратегии направлены на уравнивание серьезного и поверхностного, глубокого и второсортного (трэша), когда происходит подмена вдумчивого и умеющего мыслить попросту зрелищем, пусть и эффектным. Художественный акт понимания, энергия общения и сопереживания пускаются в распыл – на увеселение и идиотскую «праздничность», на профанацию подлинного и серьезного высказывания. Авторы нашей книги предлагают иной подход к человеку, иной взгляд на наши беды, болезни и боли. Они полагают, что именно в литературе может сохраниться полный образ человека – человека современного, но вросшего и в историю, культурно и религиозно все еще связанного с русской традицией признания безусловных требований мира духовного. Ни комфортный дизайн жизни, ни бесконечный «релакс», ни игривость и пышная риторика в отношении социальных и общественных задач – ничто не прикроет подлинных целей обедненного и жалкого современного искусства. Ничто не прикроет его целей создания продажных (во всех смыслах) культурных «трендов». А потому им и нужна кондовая «рыночная стабильность» в мыслях и чувствах наших современников (читателей и зрителей). Наш Форум и наша книга – это культурная площадка, на которой содружество художников готовит себя к иным задачам. Задачам человекосберегающей культуры, которая предполагает четкое осознание писателем своего этического назначения. Все наши авторы ищут человека в человеке, все они видят, что у кого-то «душа выбывает» из жизни, и такому человеку «и жить скучно, и умирать страшно», но видят они и других – кто несмотря ни на что умеет «душу накопить», а не растратить. Их можно назвать «новыми почвенниками», полагая, что «почвой» может быть и городская культура (для Веры Галактионовой, Александра Потёмкина, Сергея Шаргунова), и «земляная» (для Лидии Сычевой, Михаила Тарковского, Захара Прилепина), и христианская (для Анатолия Байбородина, Виктора Николаева). Но объединяет их одно – чувство своей личности как народной, сохранение национальной литературы в современности как противостояние опасному обезличиванию культур (мультикультурности). Конечно же, ни клятвы в русскости (таких сегодня много), ни патриотическая благонамеренность не в состоянии сопротивляться глобалистким культурным тенденциям. Сопротивляться им может только национальный талант и национальный труд. О сущности своего труда очень хорошо сказала Вера Галактионова – ее творчество, действительно, сродни «собиранию росы в пустыне». Сегодня всё можно подделать, кроме подлинного таланта. Для большого художника всегда есть внутренняя обязанность сопряжения временного и вечного в нашей жизни, что решительно пронзает собой всё – человека, его душу, его сознание. То вечное, что втягивает внутрь себя поколение за поколением и учит нас тому, что человеку опасно оставаться «голым» (с правами человека, но без защитной стены традиции, веры, государства). Опасно оставаться эгоистически – индивидуалистически – нарциссически – принципиально – одиноким. Без привязанностей и обязанностей. Здоровая роль современного писателя и всего нашего русского интеллигентного слоя состоит в умении видеть живую и подлинную жизнь народа, в объединении разрозненного и встрече разъединенного. Наша книга обращена к каждому читателю – лично. А потому напомню читателю слова талантливого писателя-петербуржца Н.Калягина в том, что «каждая книга, дошедшая до нас из глубины времен, является просьбой о помощи. Каждую книгу следовало бы открывать так, как открывают выловленную в море бутылку с письмом: ведь слова, которые вы сейчас прочтете, обращены именно к вам, и только к вам. Именно о вас думал человек, который запечатывал эту бутылку, именно в той минуте, которая сейчас наступила, полагал он заветнейшие свои надежды! И только от вас, от высоты вашего духовного строя, от глубины вашего сочувствия и вашего понимания, зависит остальное: будет ли разрушено одиночество жертвы кораблекрушения, услышит ли голос друга одинокая человеческая душа, «обретут ли разделенье, принесут ли плод» (Баратынский) ее лучшие мысли и чувства или погибнут на диком берегу без пользы и следа». *Автор - председатель Гражданского литературного форума
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |