Николай ИВЕНШЕВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Николай ИВЕНШЕВ

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"



К читателю
Авторы
Архив 2002
Архив 2003
Архив 2004
Архив 2005
Архив 2006
Архив 2007
Архив 2008
Архив 2009
Архив 2010
Архив 2011


Редакционный совет

Ирина АРЗАМАСЦЕВА
Юрий КОЗЛОВ
Вячеслав КУПРИЯНОВ
Константин МАМАЕВ
Ирина МЕДВЕДЕВА
Владимир МИКУШЕВИЧ
Алексей МОКРОУСОВ
Татьяна НАБАТНИКОВА
Владислав ОТРОШЕНКО
Виктор ПОСОШКОВ
Маргарита СОСНИЦКАЯ
Юрий СТЕПАНОВ
Олег ШИШКИН
Татьяна ШИШОВА
Лев ЯКОВЛЕВ

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Первая мировая

Николай ИВЕНШЕВ

Как прикурить от лампочки

(отклик на роман Алексея Позина «Голые и немые»)

Один из главных героев романа Алексея Позина «Голые и немые» Лемехов, рассказывает другому главному герою пиарщику и сценаристу Порхановскому о том, как можно прикурить в тюремной камере от электрической  лампочки.

Для того чтобы  дотянуться до источника  света и при этом «схватить» огонь нужны усилия Прометея. При этом писатель и диссидент Валентин Федорович Лемехов честно признается, что мгновения, когда он совершает этот кульбит, и  сигарета уже прикурена, лучшие, ни с чем не сравнимые, минуты  жизни.

Мы встречаемся с В. Ф. Лемеховым тогда, когда уже  его жизненная сигарета почти докурена, осталось затяжки две-три. Но на что он их тратит? На то, чтобы получить премию, учрежденную олигархом Владимом Виленовичем Рымарем да побыть подставной фигурой, боюсь что даже, пешкой, в предвыборной компании. Ведь еще остались те люди, которые с симпатией относятся к борцам с советским режимом. Попутно, истративший свою энергетику Лемехов заводит  амуры с редактором издательства Лилей Истоковой… И это почти всё.

Другой персонаж романа Голые и немые» бывший крупный советский функционер Михаил Алексеевич Рычкалов занят тем, чтобы в новое время удержаться на плаву. Сейчас он ректор коммерческого учебного заведения.

Вышеупомянутый бизнесмен Рымарь собирает историю своего рода, подключив к этому сценариста Тараса Порхановского.

Даже у  эпизодической Супер-Даши есть своя задача. Главная цель. Она замыслила убить своего благодетеля Рымаря.  Правда, у нее это не выходит, замысел раскрылся и Дашу Поливанову сажают в тюрьму для того, чтобы прикуривать от лампочки.

Что ж, ведь все усилия героев направлены к одному – прикурить самому или дать кому - нибудь прикурить. Совершить фуэте или какой-нибудь «батман-жопэ» и, насладившись результатом,  погибнуть в дорожной аварии. Или вот попасть в тюрьму, как некий Яськов, убивший молотком свою горячо любимую женщину. «Жильцы» романа Алексея Позина, кажется все, напрочь лишены какой либо морали. Вот их прошлое, а прозаик дает эту ретроспективу, наполнено живой жизнью. Настоящее мертво, несмотря на отчаянные антраша.

Может быть, развлечения на горнолыжном курорте создают  лишь иллюзию подлинной жизни? Может быть. И ведь не случайно умный, но «объевшийся деньгами» Рымарь пытается окунуться в мед воспоминаний, используя для этого верткого Порхановского. Увы, ничего из этого не выходит.

Все герои романа Алексея Позина немы. Хотя язык, конечно, знают и  разговаривают друг с другом. Приходит на ум одна из первых притч Библии о вавилонской башне. Никто никого не понимает, хоть языки ворочаются и рты раскрываются.

При чтении романа меня поразил довольно мерзкий эпизод. В нем  старуха девственница некто вроде пушкинской «пиковой дамы» умоляет молодую пару лечь перед ней и совершить половой акт. И любовники охотно это делают, чтобы  доставить наслаждение умирающему скелету.

После  тюремной лампочки это второй символ романа. Все герои немы. Это –раз. И все они – голые. Два. Все они короли из известной сказки Г. Х. Андерсена.

Как бы не рядились персоны: в белые одежды или в плащ палача, но все они наги. И зачастую урогенитальны. Они лишь бездушные шестеренки в  автомобилях разной конструкции. Может быть, поэтому даже настоящей плотской любви в романе нет, существует лишь ньютоновская механика, позы людей «без свойств». Бездушная камасутра. И опять думаешь, зачем, к чему? Ведь так холодно без любви, в одиночестве.

Но такова, на взгляд А. Позина, система нынешней поверхностной жизни.

И сам – то роман как бы склеен из блестящих пазлов. Но хорошо это или плохо? Задевает ли это читателя? Смею сказать, что не только касается, но из романа этого, прочитав  его, выходишь иным. И с такой фразой: «Неужели?» Неужели так живут в матушке Москве, неужели все так живут  вокруг столицы? Или в Краснодарском крае, к примеру. Живут и так! Голые, немые, слепые, без сердца, без разума.

Напрасно, на мой взгляд, обвиняют Оксану Робски в том, что она показывает по своему блестящую, «проклятую» жизнь Рублевского шоссе. Многое ей, жившей в предпринимательском окружении, ясно и понятно. Она это «ясно-понятно» доносит до нас, для которых пирожки с капустой объеденье.

Но во всех её романах отсутствует эта вот прозектерская, пробирающая до мурашек озноба искренность. Мы ведь давно уже забыли, что значит говорить правду. Все жутко толерантны, и все танцуем вместе в одних колготках. Всем  все до лампочки. Даже, если и не прикурят от нее, плевать!

Об этом говорит новый роман Алексея Позина.

Уверен, что этот роман никогда не будет модным. Почему так? Да, потому что он не о том, как некие существа, вроде  гигантских сусликов, живут и сладко сношаются  с человеком. Ох, уж эти каталонские страсти, ужасы, море крови и озера спермы. «Голые и немые» роман иного сорта. Да, и что это я возвел напраслину - вроде того, что все в нем безжизненно. Это не так. Получаешь удовольствие от хорошего русского языка, от стилистики романа. Прочитайте-ка фразу: «В маленькой комнате с окном и дверью на крохотный балкон на  старинной темной кровати лежала худая и длинная старуха с крупный бледным ликом, со следами былого обаяния и с живыми еще глазами…» Какова ритмика прозы, а?.. А описания горнолыжных развлечений, весь этот профессионализм горнолыжника. Все выписано тщательно и верно. Сейчас ведь как, лишь бы заарканить читателя, а там уже пошла душа катиться по кочкам.

Вообще, умно придумано – ввести на пакетах с молочными изделиями надписи. «Молокопродукт». Или «Молоко». Раз уж и литература постепенно становиться чем-то вроде материальным, то и здесь на обложках книг хорошо бы писать «генетически  модифицированный роман». Или – просто «Роман», как «Обрыв» и «Обломов».

К «просто роману» относится «Голые и немые» А. Позина. Интересно то, что произведения с такими вот названиями  тогда, когда писатель  пытается  важнейшее. Так появились «Живые и мертвые» К. Симонова. Так родились «Нагие и Мертвые» Н. Мейлера. О войне говорю, о войне. Но  разве «Голые и немые» о мире?!.. 

Долго думал я о том, почему прозаик в конце романа собирает своих героев на поминках другой женщины - супер Лили. Ведь она эта гетера делила со многими постель. И все они с благодарностью вспоминают, уткнув одно пьяное плечо, в другое пьяное плечо: «Вот была же женщина, всем женщинам женщина. Само совершенство». А по-русски б… Была!.. Эти люди без свойств с  валютой в  своих еврокарманах, с  русской якобы-слезой на щеках, со своей механической жизнью оживляются лишь на похоронах. Это ли не апофеоз безвременья, созданный с верещагинской точностью.

 

 

 

 

РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев