Анисим ГИММЕРВЕРТ |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
К читателю Редакционный советИрина АРЗАМАСЦЕВАЮрий КОЗЛОВВячеслав КУПРИЯНОВКонстантин МАМАЕВИрина МЕДВЕДЕВАВладимир МИКУШЕВИЧАлексей МОКРОУСОВТатьяна НАБАТНИКОВАВладислав ОТРОШЕНКОВиктор ПОСОШКОВМаргарита СОСНИЦКАЯЮрий СТЕПАНОВОлег ШИШКИНТатьяна ШИШОВАЛев ЯКОВЛЕВ"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Анисим ГИММЕРВЕРТТелефильм «Голубой бант Атлантики»Потрепанный пухлый томик, которому уже несколько десятков лет, под оранжевой обложкой. Открываю книгу, читаю первые слова на первой странице: «В десять часов из Парижа выходит специальный поезд, отвозивший в Гавр пассажиров «Нормандии». Поезд идет без остановок и через три часа вкатывается в здание гаврского морского вокзала». Далее, - на следующей странице: «Нормандия» похожа на пароход только в шторм – тогда ее хоть немного качает.. А в тихую погоду – это колоссальная гостиница с роскошным видом на море, которая внезапно сорвалась с набережной модного курорта и со скоростью 30 миль в час поплыла в Америку..» Ну, что тут сказать. Такой прозой можно зачитываться. Это наши «классики» - Ильф и Петров. Они были пассажирами 10-го рейса «Нормандии» из Европы в Америку. Их книга называется «Одноэтажная Америка». Читали? Если нет – советую. Наверняка подобреете к американцам, если они у вас не в чести. Все, что написали классики, мы, дети тридцатых, помним и сегодня. А вот о «Нормандии» уже забыли. Впрочем, как и остальное человечество. Однако - о, чудо! – о «Нормандии» вдруг вспомнили – подсказал третий канал (ТВЦ). Для этого нужно было совсем немногое: чтобы прошло ровно 75 лет с того дня, когда ее след растворился в морской пучине. Трагический юбилей. И еще одно обстоятельство – нашей жизнью полностью завладел телеэкран. Взглянем на него в те минуты, когда на нем оживает история. 1942 год. Затянутая клубами черного дыма, стоявшая в порту близ Нью-Йорка, сразу постаревшая красавица «Нормандия». Америка прервала радиопередачи. Толпа зевак на берегу. Да только ли зеквак? В этой толпе затерялся бледный, покрытый испариной, уже немолодой человек со светлой бородкой. У него перехватило горло, но остались сухими глаза. Он молча смотрел, как уходит под воду гигант суперлайнер, созданный 10 лет назад его мыслью, его душой, его сердцем, его кровью и потом. Русский корабел, родной отец французского детища своего с женским именем, от которого веет суровостью – норманны, фьорды, скалы… Владимир Юркевич, прославивший свою Родину, - Россию, находясь далеко за ее пределами. Немногим выпадает такая честь. Но эмигрантом-беглецом он не был, и в дни революционного развала вместе с женой подался из Петрограда в Европу пережидать смутные времена, да так и остался в ней, поселившись в Париже. России корабли были не нужны, в те годы не до корабелов было России, нужен был хлеб, а вот во Франции Юркевич оказался у дел. Когда-то он, закончивший гимназию с золотой медалью, а следом и кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института, стал военным инженером и имел чин подпоручика. Сходили со стапелей подлодки и крейсеры, которые Юркевич возводил на чертежах, привнося свои технологические новации. Был он не только талантлив, но и привлекателен; фотографии, которые мы видим на телеэкране, говорят о том, что перед нами истинный аристократ. Видим и лица его детей и жены, и среди них фотография тестя Юркевича, писателя Всеволода Крестовского, автора знаменитых «Петербургских трущоб», принесших ему всероссийскую известность. На экране и фотографии субмарины Юркевича, чертежи его кораблей, и вот, наконец, «выплывает, словно пава», это уникальное его создание – суперлайнер, у которого в мировой истории были только два конкурента по славе – английские «Титаник» и «Куин Мэри». Но по своим скоростным возможностям оба эти парохода уступали «Нормандии», однако внимание история уделила «Титанику» больше, - в первую очередь благодаря его трагической судьбе. Некоторые цифры: длина «Нормандии» - 313 метров; если ее поставить на корму – выше Эйфелевой башни. Ширина – 36 метров – «волнуйся подо мной угрюмый океан», - но мне не страшно, могла бы о себе сказать «Нормандия». О шторме, который бушует за иллюминаторами, не думают 2000 ее пассажиров; одни в это время пьют виски в корабельных ресторанах, другие танцуют на корабельном балу – фраки и смокинги на мужчинах, дамы в вечерних платьях с глубокими декольте. А главный зал словно перенесен сюда из Версаля – картины знаменитых художников на стенах, отделанных позолотой, гобелены, зеркала… И еще цифры: строили пароход 14 тысяч специалистов, из них большинство были русские эмигранты, стройка продолжалась три года, он был самый быстрый пароход в мире, за что получил эту награду, знак отличия – «Голубой бант Атлантики». В конце фильма мы снова видим пожар на «Нормандии». Поджог? Простая банальная халатность – родная сестра многих трагедий? Все, что осталось от «Нормандии», было поднято с океанического дна и отправлено в металлолом. Так закончилась короткая жизнь этого чуда корабельного искусства. Чуда техники. Чуда, которое подарил миру ХХ век и один из блестящих его представителей – русский корабел Владимир Юркевич.
Поплыли титры. Самый первый – «автор сценария - Ирина Рогачева». Первый титр, как и положено. Но на этот раз – по праву. Дело случая она, Рогачева, в одном из московских архивов познакомилась с Юлией Бельчич, кандидатом исторических наук, которая не один год занимается изучением документальных материалов, связанных с «Нормандией». Сценариста фильма «Голубой бант Атлантики» увлекла история некогда знаменитого суперлайнера. И сценарист стал телевизионным» исследователем, а кандидат исторических наук – его консультантом. На поиски материалов для картины ушло несколько месяцев, образ фильма вырисовывался постепенно. Фильма в полном смысле исторического, без обычной для нынешнего ТВ «желтизны», когда выбрасываются в эфир подушки, одеяла и простыни из постелей известных телезрителю персонажей, будь то актер, певица или полководец. Канал ТВЦ доказал, что телекино может быть иным. «Голубой бант Атлантики» - фильм серьезный, глубоко волнующий, вызывающий гордость за наше Отечество, которое причастно еще к двум забытым, но как оказалось, незабываемым именам – Владимир Юркевич и «Нормандия»
Кто не знает о трагедии «Титаника»? Это риторический вопрос - все знают. Меньше известно про пожар на «Нормандии». Какие это были великолептые морские суда! Какие фантастические возможности перед ними открывались! Длина «Нормандии» - 313 метров: если ее поставить на корму – выше Эйфелевой башни. Целый город наплаву. Но судьба великана печальна: с океанического дна в металлолом путь его предначертан. Из той стали сделали - и по нескольку раз - другой корабль, трактор, автомобиль, штопор для открывания бутылок. Кто знает, может быть, вы сейчас держите в руке кусочек былого корабля.
|
|
РУССКАЯ ЖИЗНЬ |
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |