Ольга ЕВСЕЕВА |
|
2010 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Ольга ЕВСЕЕВАКнига о книгахЕкатерина Глушик. Прочтение. М, «У Никитских ворот», 2010, 180 с. То ли смешно, то ли грустно порой читать в аннотациях на книгу «адресована широкому кругу читателей», когда у издания тираж тысяча, а то и меньше, экземпляров. Такая формулировка предполагает, что книга носит популярный характер, понятна и доступна не только специалистам, но и просто любителям чтения. К числу подобного рода книг относится «Прочтение». Это собрание рецензий, написанных на разные труды: и поэтические, и прозаические, и публицистику. Рецензия как таковая представляет нечто среднее между аннотацией и литературным анализом, сочетая бесстрастность и лаконичность первого и оценочность второго. Парадоксально, но сейчас, когда количество наименований изданий, выходящих в России, доходит до 120 тысяч ежегодно, и читателю просто необходимы ориентиры, данные профессиональными литераторами, рецензия практически исчезла из литературной действительности. Ее съел рынок с его жесткими правилами «все за ваши деньги». За написание, размещение рецензии в СМИ зачастую нужно платить: чтобы рецензию написали, чтобы ее поместили… Ну а если автор или издательство изыскали данные средства, то им нужна не объективность в оценке рецензируемого материала, а реклама, которая не предполагает негативных оценок или простого сомнения в гениальности и уникальности изданного. На объективность и точность диагноза в таких случаях рассчитывать не приходится. Зачастую рецензия сводится к краткому пересказу содержания произведения, этакому либретто, что, конечно, не является каким бы то ни было анализом. Данная книга представляет интерес не столько как путеводитель по книжным развалам, сколько пример того, как можно в небольшом объеме попытаться раскрыть суть описываемого издания и пробудить к нему читательское внимание. Несомненно, в издании интересны оценки работ Проханова. Рассматриваются ранние и военные рассказы, романы «Африканист», «Сон о Кабуле», «В островах охотник», «Теплоход Иосиф Бродский». Да, творчество этого писателя не обделено вниманием и прессы, и критиков. Но некоторые суждения помогают посмотреть произведения с непривычного ракурса. Ну а часть авторов, книги которых получили здесь рецензионную оценку, просто не на слуху. И тем более любопытно узнать о том, что есть книга, посвященная краеведческому анализу романа Шолохова «Станица Каргинская в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». В книге содержатся убедительные подтверждения того, что именно Шолохов написал этот роман. Познавательно чтение о книге «Моряк, писатель, гражданин». Она посвящена судьбе и творчеству советского писателя Владимира Успенского. Составителю издания Татьяне Морозовой удалось лаконично, и в то же время захватывающе рассказать о непростой жизни писателя-фронтовика и столь же непростой судьбе, пожалуй, самой известной на сегодня его книги- «Тайный советник вождя». «Исследование общественной жизни- это постановка вопросов и попытка дать на них ответы в ходе исследования. Публицист, рассматривая проблему, делает это вместе с читателем, который таким образом соучаствует в процессе, проникаясь духом солидарности, даже если не соглашается с выводами автора. Хорошая публицистика- это соучастие, союз писателя и читателя. Книга представляет собой отдельные, но при этом не разрозненные статьи о современной литературе, о кино, телевидении, о социальных проблемах. Статьи Лидии Сычевой стоят в ряду работ Александра Панарина, Владимира Бушина, Сергея Кара-Мурзы, которые отличаются четкой авторской позицией, индивидуальным стилем подачи материала. При чтении работ перечисленных публицистов возникает почти физическое ощущение присутствия автора, но нет его самолюбования: в работах все внимание уделяется предмету исследования, а не самому пишущему». Такое мнение о работе «Эх, славяне» Лидии Сычёвой побуждает к чтению и самой книги. А вот строки о сборнике стихов «Времени разбег» Сергея Жукова: «Он- космонавт –испытатель. И палитра его переживаний, ощущений, очень богата: он испытал и пережил то, что обычному человеку попросту недоступно. Может ли человек, не испытавший состояние парения, так описать прыжок с парашютом:
В стае прибавилось птиц. Куполом встал небосвод. Ветер полотнища рвет. Лики чеканит из лиц.
Жуков- физик и лирик. Но физика и лирика живут в нем в ладу. Как физик он точен в формулировках, как лирик - очень метафоричен.
Двенадцать. Огненным пятном В ночи пульсирует туманность. Я распахну в неё окно- Кто дышит влажно и тепло? Чей это взор и шепот странный?»
В нескольких строках поэта и о поэте много сказано. …«Талантливый человек талантлив во всем. Талантливый человек предпочитает работать и общаться с людьми талантливыми. Интеллигентный человек интеллигентен всегда в отношении всего и всех: в работе, в поступках, с особой тщательностью он относится к тому, что выносит на суд людской, зная об ответственности перед обществом и действуя по принципу «не навреди». В этом убеждаешься, читая «Мои воспоминания» Сергея Капицы. Эта книга- о замечательной жизни замечательного человека- крупного ученого, общественного деятеля, талантливого популяризатора науки - в кругу замечательных людей: родных, коллег, друзей. Читая эту книгу, окунаешься атмосферу гармонии, встречаешься с людьми, которые пребывают в ладу с окружающим миром. Это совсем не значит, что в их жизни нет переживаний, горестей, неудач. Но ты узнаешь о жизни человека, который с интересом учился, азартно кропотливо трудился, увлекаясь чем-то помимо работы, превращал свое увлечение в серьезное исследование, как например, астрономию, геологию, подводное плавание.». После такой оценки книги известного ученого хочешь «Воспоминания» прочитать! Есть интересные книги. А есть и интересные книги о книгах.
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |