Robinzon CRUZO |
|
2010 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Robinzon CRUZOПо отмашке или волонтер?Леонид Парфёнов при получении премии им. Владислава Листъева разразился вопреки праздничной атмосфере и улыбкам собравшихся обличительной речью, дескать, реальная страна – это одно, а ее картинка на экране телеящика – совсем другое. Самое главное, популярный телеведущий не ограничился обозначением проблемы, но расставил все точки над «и», указав причину, так сказать, деградации отечественного телевидения, а именно его «огосударствление». Какая волна разговоров и толков хлынула потом в прессе! Из множества точек зрения на гражданский поступок телевизионщика выделялись две. Первая – сделал ли это Парфенов по отмашке сверху или поступил как волонтер по движению сердца? Вторая (она мелькнула в патриотической и в либеральной прессе) – обличитель стремится избавить любимое ТВ от рамок, чтобы... ту же работу (для «верхов») делать более творчески. По мне, так обе точки зрения – суть одно и то же. И по отмашке (вскоре президент России Дмитрий Медведев высказался прямо о передаче «огосударствленных» СМИ частным владельцам) и от избытка усердия и творческого энтузиазма. Ничего удивительного. Леонид Парфенов – это не Лев Толстой, который задолго до развернувшихся теле-событий такие речи и мысли изрекал, что Российская империя сотрясалась (Лев Николаевич, кстати, перебарщивал, от действительного избытка интеллектуальных и творческих сил). Когда мыслями с обществом делится волонтер (т.е. искренний человек), то сразу видно; предположений об отмашке даже не возникает. Вот, несколько примеров, навскидку. Идти далеко не пришлось: «Мария Солнцева. Далекие и близкие. Книга литературной критики и борьбы общественных идей. М., Лотос, 2005 (Библиотека русского литературного журнала «Молоко»)». Как актуально звучит: «Я вообще не люблю трусливых и продажных мужчин. Мне их даже жалеть не хочется... Вы скажите, а кто их любит?! Я вам отвечу: редактора некоторых «толстых журналов» и многих газет. Потому что когда читаешь лже-слово, пиар-слово, деньги-слово в таком обилии, то понимаешь, не само же собой оно возникло на страницах издания!». В интервью, которое идет в книге «вместо предисловия», Мария развивает мысль: «Давно до меня доказано: в жизни человека должна быть высокая цель, сопряженная с его родом, его народом, его страной. Без служения большому делу нет человека, нет смысла, А есть пустота, маята и ужас». Вячеслав Румянцев, записавший интервью, высказался о литературной критике лаконично и точно: «Книга «Далекие и близкие» – конкретна и предметна. Ее выводы построены на прочном фундаменте русской классики и национальной философии». А ведь дана высокая оценка! Для выпускницы провинциального пединститута, подвизавшейся в Москве менеджером в бизнесе (нынче Мария вновь в провинции, вышла замуж, растит ребенка, но в литературу, можно не сомневаться, вернется)! Книга Солнцевой – сборник коротких рецензий на художественные произведения современных писателей и классиков. Все литераторы на собственной «шкуре» испытали, что написать короткую дельную рецензию значительно труднее, чем велеречивую статью, в которой можно не спеша растечься мыслию по древу или, в переводе на нынешний сленг, – оторваться по полной, т.е. выразить себя. Автор пусть небольшой, но книги «коротышек»-рецензий, может быть только человеком талантливым, публицистом. Так оно и есть в данном случае. Одних – Олег Волков, Валентин Сорокин, челябинский поэт Владимир Суслов и др. – хвалит и возвышает, а других – Татьяна Толстая и др. – низводит с пьедестала творца на уровень сноровистых и образованных создателей литературных поделок. Стиль Марии – непринужденный и уверенный, на ходу роняющий оригинальную концепцию – напомнил мне манеру молодого Владимира Бондаренко, когда концепции у него роились – о сорокалетних или о ком-то другом! манеру, от которой маститый нынче критик ушел, к сожалению, в поисках лунного зайца, а за двумя зайцами погонишься и ни одного, как известно, не поймаешь; то есть русский заяц или китайский, в конце-то концов? У Марии Солнцевой, к ее и нашему счастью, всё впереди. Остается только пожелать ей полнее реализовать свой литературный талант! Без отмашки пишут Екатерина Глушик (в 2010 году у нее вышло три книги публицистики), Василий Дворцов (книга «Русские для России», М., «Достоинство», 2010 – это реставрация традиционных понятий в наше переменчивое время), а также Сергей Семанов, Владимир Бушин, Капитолина Кокшенева и другие авторы, кстати, проживающие не только в столице (в пределах Садового кольца), но и во всех почти регионах; см.: например, в журнале «Огни Кузбасса» прекрасную публицистику. Так что волонтеров у русской культуры предостаточно и без тележурналиста Леонида Парфёнова, и они никогда не переведутся. Это точно!
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |