Екатерина СИМИНА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Екатерина СИМИНА

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Екатерина СИМИНА

«Бредил рифмой во сне, над бумагой рыдал…»

Сергей Жуков. Времени разбег. Стихи. М., «Российский писатель». 2009 год.

В последние годы редко встречаются стихи, наполненные хорошей энергетикой. Энергия ушла из жизни, ставшей анемичной. И поэзия, отражающая жизнь, «питающаяся жизнью», стала анемичной. Тусклое невыразительное рифмованное сплетение слов. Конечно, речь идет не обо всей поэзии, но через большее количество современных стихов пробираешься, как через вязкое болото, а то и читаешь, спотыкаясь, как о кочки, о натянутость рифм, несоблюдение размера, неряшливость фраз.

Стихи сейчас слагают, как складывают пазлы. Заранее известная картинка, которую хочет изобразить пишущий. Вот это слово подходит сюда. А эту рифму употреблю здесь. Видны все стыки, швы. Может быть, изображено море. Вот так его сложили: этот пазл - сюда, этот - туда. Но это - не море. И все видят - это не море. Или портрет человека. Вот нос. Вот душа. Но это не человек. Это неживое, неестественное, смастеренное, чтобы то ли провести время, то ли поупражняться в словесности.

Нет настоящего поэта без судьбы. Поэзии нужны сильные эмоции и сильные чувства. Они могут быть у человека, пережившего, испытавшего эти эмоции и чувства, знающего «как» не с наружи, в качестве наблюдателя, а изнутри, в качестве человека, пережившего это «как».

Человека человеком делает мечта, полет мысли. И поэт, как никто, наверное, стремится ввысь. А что может быть возвышенней мечты полета в космос?

Сергей Жуков - поэт, связанный с космосом. Он – космонавт-испытатель. И палитра его переживаний, ощущений, очень богата: он испытал и пережил то, что обычному человеку попросту недоступно. Может ли человек, не испытавший состояние парения, так описать прыжок с парашютом:

 

В стае прибавилось птиц.
Куполом встал небосвод.
Ветер полотнища рвет.
Лики чеканит из лиц.
 
Жуков - физик и лирик. Но физика и лирика живут в нем в ладу. Как физик он точен в формулировках, как лирик - очень метафоричен.
 
Двенадцать. Огненным пятном
В ночи пульсирует туманность.
Я распахну в неё окно -
Кто дышит влажно и тепло?
Чей это взор и шепот странный?
 
Свеченьем розовым полны
Струятся массы водной пыли.
Ни звезд, ни лампы, ни Луны,
Лишь веки, голы и черны,
Полнеба сетью зацепили.
 
Не сон ли? Грезятся чудно
Глухие речи дальних предков.
Как будто было. Но давно -
Дожди… Раскрытое окно…
Свеченье…Комната и ветки…
 
Это и есть поэзия: штрихи образов, что позволяет включать фантазию и дорисовывать, довоображать таинственную картину. Короткие фразы, наполненные энергией, задают темп.
Небольшой сборник достаточно полно представляет его автора. Это тонкий романтик, человек с метким глазом, образным видением, мечтатель, это и человек долга. В стихотворении «Тренировка космонавта» он обращается к своему другу и коллеге:
 
Ты невесом. За дело, брат, за дело!
В лучах софитов жутко, ярко, внове
Бросать в полет расслабленное тело
И животом гасить кипенье крови.
 
И здесь же такие пронзительные строки:
 
В эту пору
Лягут совы на крыло,
И озера -
Как зеркальное стекло.
 
Утром кони
Холодок тумана пьют,
Из ладони
Лисы лакомства берут.
 
И взмывают над стогами журавли,
Выкликая
Имена родной земли.
 
В этих коротких лаконичных строках ни слова не сказано о любви к родной земле, ее неброской природе. Но эти стихи - объяснение ей в любви.
Что побуждает физика стать лириком? Сам поэт отчасти объясняет это так:
 
Я зачем-то рожден с обнаженной душой -
Слышал стон бытия и движенье планет.
В сказки верил, по звездам сверяя свой рост,
Бредил рифмой во сне, над бумагой рыдал…
 
Эти исповедальные строки перекликаются с другими:
 
Был я – мальчик книжный, и мечта, маня,
К знаниям неближним увела меня.
Город мял без меры - духом тверже стал,
Но и юной веры я не растерял.
 
В стихах Сергея Жукова порой нет той «прописанности», тщательного соблюдения канонов, которое встречаешь у поэтов, учившихся в Литинституте. Но эта «непрописанность» создает ощущение непосредственности, душевного порыва, желания петь:
Дольше струн откладывать не стану -
Хоть потоп! Нет мира вне звучанья.
Мучат душу песни и романы,
Как неутоленные желанья.

 

В России не только поэт больше, чем поэт, но и космонавт-испытатель больше, чем космонавт-испытатель. Это поэт и гражданин. Сборник «Времени разбег» - тому подтверждение».

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев