Сергей ШЛИМОНОВ |
|
2009 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Сергей ШЛИМОНОВГремихаИтогиМожет быть, в СССР был непомерно раздутый военный флот. Может быть. Но сейчас мы наблюдаем обратный процесс. Ни один гарнизон подводников на Северном флоте не пострадал от перестройки и всего последующего развала так сильно, как Йоканьга. При Советском Союзе в строительство базы десятилетиями вкладывались миллиарды рублей, а сейчас весь «Верхний посёлок» в Островном стоит как Берлин в сорок пятом – в окнах даже рам нет, а по стенам как из пушек палили. Некоторые дома уже треснули. Самое печальное – если когда-нибудь понадобится возрождать здесь базу, придётся вкладывать новые миллиарды. Сейчас в Островной не осталось ни одной списанной лодки. Колоссальная инфраструктура попросту уничтожается бездействием! Вся история этого гарнизона показывает, что в трудные времена все правители, независимо от политических взглядов и предпочтений, в срочном порядке создавали в этом городке военную базу. Хватит ли ума у нынешнего руководства страны не ждать очередного «жареного петуха»? Возможно, содержать в таком отдалении базу подводных лодок неоправданно по материальным затратам, раз уж сегодня все говорят о деньгах. Но, учитывая относительную мелководность этого района, хотя бы дивизион ОВРа здесь обязательно должен быть – ведь направо от Святого Носа сотни километров неконтролируемого водного пространства, и абсолютно незащищённое Белое море с Северодвинском. Сейчас теплоход ходит в Йоканьгу исключительно из-за дотаций администрации ЗАТО – рейс для пароходства не рентабелен. Что станет, когда деньги иссякнут? В следующем году должен быть списан теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская», который отходил в Островной 33 года. Есть ещё «Поларис», но вместо 224 пассажиров «Еланской» он берёт на борт лишь 76 и используется для круизных рейсов на Соловки, Исландию, Гренландию, Шпицберген и Землю Франца-Иосифа. И самое пикантное – он 1968 года постройки, т.е. на 9 лет старше «Еланской»! Прорабатывается вопрос об организации здесь прибрежного рыболовства и расширении «рыбного туризма». Но! Рыбный туризм – вещь сезонная и малогабаритная, занять в нём много людей не получится. А о прибрежном рыболовстве даже и говорить несерьёзно, зная, как у нас распределяются квоты на морские биоресурсы. Зато здесь организуется могильник ядерных отходов. Мало нам Новой Земли – ещё и в материк закопаем. В заключение хотел бы извиниться перед теми, кто сегодня продолжает служить в этом забытом Богом и правительством гарнизоне. Может, я несколько сгустил краски. В следующем году Островной должен лишиться статуса ЗАТО. Это совершенно не значит, что инвестиции хлынут широким потоком в эту часть Кольского полуострова. По приказу ФСБ РФ от 2 июня 2006 года № 240 «О пределах пограничной зоны на территории Мурманской области» минимальная полоса пограничной зоны вдоль побережья Российской Федерации в данном субъекте составляет 15 километров. За счёт чего будут жить люди, которых в другом месте никто не ждёт? Санкт-Петербург, 2009 г.
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |