Сергей ШЛИМОНОВ |
|
2009 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Сергей ШЛИМОНОВГремихаВеликая Отечественная войнаС началом боевых действий руководство ВМФ осознало, что Белое море оказалось совершенно открытым для кораблей и подводных лодок противника. Приказом Командующего СФ от 24 июня 1941 года была сформирована Иоканьгская военно-морская база (ИВМБ) в составе: 1) управления базы; 2) отдела политической пропаганды; 3) охраны рейдов; 4) управления военного порта; 5) коммунально-эксплуатационной части; 6) пожарной охраны; 7) санитарного отделения; 8) базового лазарета; 9) местной стрелковой роты. Для формирования ИВМБ в Йоканьгу направлялись: 1) из Кувшинской Салмы – 1-й Северный отряд пограничных судов (5 сторожевых кораблей, 2 сторожевых катера, рейдовые катера); 2) из Полярного – 2 средних ПЛ и плавбаза «Умба»; 3) от Охраны водного района Главной базы – 4 сторожевых корабля, 2 тральщика, 5 сторожевых катеров. Первым командиром ИВМБ назначался командир 1-го Северного отряда пограничных судов капитан 2 ранга Александр Иванович Дианов (1902-1986). 2 августа Иоканьгская ВМБ вошла в состав соединений Беломорской военной флотилии. Подлодка Щ-404 прибыла в базу уже к полуночи 22 июня, Щ-403 – 24 июня. Оба корабля совершили несколько боевых выходов, и к ноябрю того же года, перед ледоставом Белого моря, возвратились в Полярное. Сложности базирования, необходимость действий по нарушению коммуникаций врага в Варангер-фиорде, отсутствие надводных кораблей противника в районе Горла Белого моря повлияли на то, что в следующем году командование СФ уже не посылало подводные лодки в Йоканьгу. Сторожевые корабли и тральщики ИВМБ сразу приступили к выполнению возложенных на них обязанностей. Подлодки противника, правда, ни разу за всю войну не заходили в Белое море, но в северной части Горла появлялись постоянно. Первая встреча произошла уже 10 июля. СКР «Жемчуг» в районе мыса Святой Нос обнаружил ПЛ противника в надводном положении и атаковал её, сбросив 3 больших и 6 малых глубинных бомб. На поверхности появилось масляное пятно, но по послевоенным данным противник в данном районе в это время лодок не терял. Уже через 2 дня СКР «Бриллиант» атаковал обнаруженную ПЛ с такими же результатами. В течение 1941 года сторожевые корабли ещё дважды атаковали ПЛ противника. Самая знаменательная атака случилась 25 ноября. СКР-25 «Бриз» на линии дозора Святой Нос – Канин Нос рано утром на дистанции около 3 кабельтовых обнаружил подводную лодку противника в надводном положении. Увеличив скорость, сторожевик развернулся для тарана, произведя 5 выстрелов из носового орудия. Были отмечены два попадания. Через несколько минут «Бриз» таранил лодку в районе кормового среза рубки. Около минуты сторожевик тащил лодку на себе, после чего был дан задний ход, и лодка ушла под воду. На месте погружения было сброшено еще 6 глубинных бомб. В результате немецкая ПЛ U-578 получила тяжёлые повреждения, и была вынуждена досрочно возвратиться в Киркенес, откуда была отправлена для серьёзного ремонта в Киль. Авиация противника тоже не оставляла Йоканьгу без внимания. Первая атака воздушного врага произошла 24 июня – СКР-20 на участке мыс Святой Нос – мыс Чёрный подвергся атаке шести немецких самолётов. От близких разрывов бомб корабль получил повреждения, но сумел самостоятельно вернуться в базу. Непосредственно посёлок и корабли на рейде Люфтваффе впервые атаковали 31 июля – тогда пулемётным огнём был обстрелян пост СНиС на Святом Носу. Бомбардировка Йоканьги произошла 16 сентября. Причём, в течение дня самолёты трижды сбрасывали свой смертоносный груз. В итоге был легко повреждён СКР-20. До конца года Йоканьга и корабли в дозорах пять раз повергались бомбардировкам, в результате которых был повреждён СКР-21, и ещё пять раз ПВО базы открывала огонь по одиночным самолётам противника. Не обошлось и без потерь. Первой жертвой войны из состава ИВМБ стал СКР-27 «Жемчуг». 10 августа на линии дозора мыс Святой Нос – мыс Канин Нос корабль был торпедирован подлодкой U-451. Гибель корабля непосредственно не наблюдалась, но на берегу слышали звук взрыва. Связь сторожевика с берегом прекратилась, а через несколько дней к берегу прибило спасательный круг с надписью «Жемчуг». Весь экипаж – 61 человек – погиб. В 1941 году в оперативной зоне Иоканьгской военно-морской базы были потеряны также тральщик Т-898 (25 августа торпедирован U-752, 41 человек погиб, двое спаслись), пароход «Аргунь» (18 октября торпедирован U-132, жертв не было), рыболовный траулер РТ-8 «Сельдь» (18 октября торпедирован U-132, весь экипаж погиб) и Т-889 (15 ноября торпедирован U-752, все 43 человека экипажа погибли). По результатам 1941 года можно сделать вывод, что корабли Иоканьгской ВМБ не смогли взять под контроль подходы к Горлу Белого моря, но создали определённые трудности для действий подводных лодок врага. В следующем 1942 году Йоканьга в полном объёме включилась в действия по обеспечению проводок союзных Арктических конвоев и внутренних конвоев СФ. Уже 12 января в Йоканьгу для пополнения запасов топлива в сопровождении эсминца «Валериан Куйбышев» зашло отставшее от конвоя PQ-7-A панамское судно «Cold Harbor». В течение всего года корабли базы занимались сопровождением судов различных конвоев и тралением фарватеров. В июле корабли из Гремихи участвовали в поиске и эскортировании в советские порты транспортов разгромленного конвоя PQ-17. 25 августа 1942 года командиром ИВМБ вместо убывшего на новое место службы капитана 1 ранга А.И. Дианова был назначен контр-адмирал Николай Осипович Абрамов (1897-1964). В ноябре 1942 года Йоканьга использовалась как маневренная база при оказании помощи переломившемуся на волне эсминцу «Сокрушительный». К сожалению, корабль затонул, но значительную часть экипажа удалось спасти. Зимой 1941-1942 гг. на Йоканьгском озере был сооружён временный аэродром. 29 января там приземлились 4 истребителя И-15 и 4 гидросамолёта МБР-2. Уже 14 марта поднятый по тревоге истребитель повредил немецкий самолёт-разведчик. Весной аэродром подтаял, и 16 апреля самолёты возвратились в места постоянного базирования, а в Йоканьге началось строительство постоянной посадочной площадки. К 18 июня площадка была подготовлена. 24 июня на новую площадку приземлились 5 истребителей И-153, которые могли прикрывать базу с воздуха в светлое время суток. Полноценный аэродром был принят в эксплуатацию лишь к сентябрю, после доставки и монтажа специального аэродромного оборудования. В нападениях врага на Йоканьгскую ВМБ можно чётко выделить два варианта действий в зависимости от времени года. С марта по октябрь удары наносились в основном авиацией. Поздней осенью и зимой, в связи с сокращением светлого времени суток и наступлением полярной ночи, основные части германской авиации перебрасывались на «зимние квартиры» – аэродромы центральной Финляндии, где действовали против Карельского участка Северного фронта. В это время года в районе Горла Белого моря основной заботой советских моряков становились подводные лодки. За весь 1942 год Йоканьга и корабли на походах к базе 33 раза подвергались бомбардировкам. Ещё 40 раз корабли и ПВО базы открывали огонь по одиночным самолётам и небольшим группам воздушных разведчиков. Особенно жестокие налёты были в мае–июне. На эти два месяца приходится 26 появлений вражеской авиации в небе Гремихи. 12 мая три Ju-88 бомбардировали базу и корабли. От разрыва бомбы вблизи борта получил повреждения СКР-29 «Бриллиант». При буксировке корабля от возникшего пожара произошёл взрыв глубинных бомб на корме сторожевика. СКР лёг на грунт, опрокинувшись на левый борт. Затонул также находившийся у борта СКР штабной катер. От взрыва «глубинок» получил повреждения тральщик Т-911, а буксировавший его на осушку в бухту Гремиха пароход «Северянин» от потери кормового кингстона лёг бортом на грунт на глубине 4 метра. В результате бомбардировки погибли 13 и ранены 46 человек. 17 мая шесть Ju-88 в ходе второго за день налёта на Йоканьгский рейд сбросили 16 бомб. В результате прямого попадания бомбы в корму затонул СКР-21. Погибло 4 и ранено 6 человек. СКР-25 «Бриз» получил прямое попадание между мостиком и фок-мачтой, почти переломился, но остался на плаву. Погибло 2 и ранено 18 человек. 18 мая семнадцать бомбардировщиков Ju-88 сбросили на корабли 44 бомбы. В результате тральщик Т-911 получил повреждения. Т-904 получил течь корпуса и мелкие повреждения. Жертв не было. 1 июня двенадцать Ju-88, зайдя с моря, сбросили 44 бомбы на корабли на рейде. СКР-23 получил повреждения рулевого привода и механизмов. Жертв не было. 2 июня шесть Ju-88 бомбардировали корабли на рейде, сбросив 24 бомбы. Получили повреждения СКР «Рубин», СКР-15 и тральщик Т-888. Ранены 25 человек. 16 июня четыре Ju-88 сбросили около 20 бомб на корабли на рейде. В результате прямого попадания двух бомб получил повреждения тральщик Т-911, быстро отбуксированный на осушку. 6 человек ранено. В связи с участившимися бомбардировками Йоканьги, 18 мая Военный Совет Беломорской флотилии просил Командующего СФ усилить ПВО базы за счёт орудий кораблей, уходивших в ремонт. 17 июня Народный комиссар ВМФ СССР приказал в составе Иоканьгской ВМБ сформировать полк ПВО и Отдельный зенитно-артиллерийский дивизион на базе существующих и передаваемых средств. Надо заметить, что не все налёты германской авиации прошли для неё безнаказанно. Достоверно можно говорить о двух сбитых бомбардировщиках – 13 марта британский тральщик «Stefa» у мыса Чёрный сбил один Ju-88 (заводской № 3435) из состава 2./KG30, который упал на лёд; 22 марта над посёлком огнём ПВО – низко летевший Ju-88 (№ 1235) из состава 1.(F)/124 дальних разведчиков. Самолёт упал в море, но на берегу нашли его отвалившиеся детали и один пропеллер. Возможно, жертвой зенитного огня британских тральщиков, выходивших на траление фарватера в районе мыса Святой Нос 24 января, стал бомбардировщик He-111 (№ 4322) из состава 1./KG26. Ещё один бомбардировщик Ju-88 из состава I.(F)/124 (№ 430045) из шести, обстрелянных над Гремихой 21 июля, не вернулся на аэродром. Падение самолёта никто не видел. Подводные лодки противника не менее 6 раз обнаруживались кораблями и самолётами противолодочной обороны. Дважды ПЛ обнаруживали с помощью прибора «Асдик» (гидролокатор британского производства). После атаки 10 сентября на поверхность в течение двух дней выходил соляр, а во время контрольного бомбометания выходили воздушные пузыри и обломки дерева. По данным германской стороны противник в данное время лодок не терял. Вероятнее всего, ПЛ была только серьёзно повреждена. Потери СССР в оперативной зоне Иоканьгской военно-морской базы в 1942 году составили: 1) рыболовный траулер РТ-68 «Енисей» (17 января торпедирован ПЛ U-454, 2 членов экипажа погибли, 32 спасены); 2) СКР-29 «Бриллиант» (потоплен авиацией 12 мая, 12 сентября поднят, вступил в строй после ремонта 3 ноября); 3) СКР-21 (потоплен авиацией 17 мая, поднят 3 июля 1944 года, до конца войны в строй не вводился); 4) СКР-25 «Бриз» (тяжело повреждён авиацией 17 мая, вступил в строй после ремонта 25 декабря 1944 года); 5) СКР-23 (потоплен 7 ноября артиллерийским огнём эскадры в составе тяжёлого крейсера «Admiral Hipper» и эсминцев Z4 «Friedrich Eckoldt», Z16 «Richard Beitzen», Z-27 и Z-30, весь экипаж – 43 человека – был взят в плен). В 1942 году командиры и служащие Иоканьгской ВМБ приобрели большой опыт в дозорной и противовоздушной службе. Отработалась система несения службы, стала создаваться береговая инфраструктура. Внимание Наркомата ВМФ СССР и включение ИВМБ в состав Беломорской военной флотилии весьма определённо говорят о значении базы в организации конвойной деятельности Северного флота. Образно говоря, Гремиха для Германии стала досадной помехой на дороге в Белое море. Следующие два с половиной года прошли относительно спокойно. Основной деятельностью кораблей Иоканьгской ВМБ, в связи с образованием в августе 1942 года Новоземельской военно-морской базы, стали выходы в море для эскорта архангельских групп союзных конвоев и караванов СФ на маршрутах Кольский залив – Белое море, Архангельск – Диксон. Соответственно, второй по значимости задачей ИВМБ стало траление фарватеров на участках у мыса Святой Нос, у мыса Чёрный, в Горле Белого моря до устья реки Поной и в Святоносском заливе. В ходе выполнения рядового задания по тралению подходов к Гремихе 29 декабря 1944 года произошла трагедия. Два тральщика в охранении БО-142 (большой охотник за подводными лодками) занимались поиском мин к юго-западу от мыса Святой Нос. Тральщик Т-887 обнаружил перископ ПЛ и сообщил об обнаружении. Почти в то же время Т-883 был торпедирован. Взрывом тральщику оторвало полубак, но он остался на плаву. Т-887 и БО-142, не оказав помощи повреждённому кораблю, ушли в базу. Вышедшие из Йоканьги БО-225 и БО-227 не нашли ни тральщика, ни подводной лодки. В этот отрезок времени подлодки чаще стали беспокоить службу ПЛО Йоканьгской базы. Если за первые полтора года войны они 10 раз обнаруживались в окрестностях Гремихи, то в 1944-1945 гг. – уже 14. Возможно, это связано с улучшением оснащения противолодочных кораблей и увеличением их количества. Но вероятнее всего, что после отступления из Киркенеса, у Германии не осталось никаких других вариантов для действий в районе Горла Белого моря. В течение 1943-1945 гг. в оперативной зоне ИВМБ погибли: 1) КТЩ-410 (18 декабря 1943 г. от столкновения с мотоботом ИМБ-7 на рейде Йоканьги, поднят 2 января 1944 г.); 2) мотобот «Решительный» (21 декабря 1944 г. потоплен артиллерийским огнём ПЛ U-995 у мыса Корабельная Пахта, 28 человек погибли, 3 спасены); 3) рыболовный траулер РТ-52 «Сом» (26 декабря 1944 г. торпедирован ПЛ U-995 в районе мыса Святой Нос, единственный выживший взят в плен); 4) тральщик Т-883 (29 декабря 1944 г. торпедирован U-995, весь экипаж (49 человек) погиб); 5) транспорт «Комсомольск» (30 декабря 1944 г. штормом выброшен на остров Медвежий, снят 17 апреля 1945 г.). Авиация противника больше не пыталась уничтожить Гремиху с воздуха. Лишь однажды 11 апреля 1943 года несколько бомб упали на Йоканьгу и мыс Чёрный. 25 октября 1944 года, после успешного завершения Петсамо-Киркенесской операции, Германия лишилась аэродромов в Северной Норвегии, и Гремиха оказалась на краю зоны действия разведывательной и бомбардировочной авиации. Обращает на себя внимание тот факт, что за 4 года войны несколько подводных лодок, действовавших в зоне ответственности Иоканьгской ВМБ, потопили не по одному судну, и ни одна из них не была своевременно обнаружена и атакована (не говоря об уничтожении). То есть, Гремиха так и не сумела взять под полный контроль вверенную территорию. В то же время, существование военной базы в Горле Белого моря, несомненно, явилось сдерживающим фактором для немецких моряков и командования ВМС в Норвегии. Подводя итоги деятельности Иоканьгской ВМБ в годы Великой Отечественной войны, можно выделить следующие причины, повлиявшие на скромное количество боевых успехов: 1) недостаточное количество кораблей при техническом отставании советского вооружения от требований современной войны (радиолокаторы, гидролокаторы, траверзные противолодочные бомбомёты, компактные мощные радиостанции); 2) большинство крупных кораблей – бывшие рыболовные траулеры с мобилизованными, но всё же не подготовленными к военным действиям гражданскими экипажами; 3) радиолокационная станция управления зенитным огнём вступила в строй лишь 25 июля 1942 года, т.е. после активной фазы воздушных атак противника; 4) отсутствие регулярного прикрытия базы с воздуха в первое время; 5) количественное оснащение приборами «Асдик» боевых кораблей оставляло желать лучшего, а советские приборы «Пирей» значительно уступали британским образцам по боевым возможностям; 6) шумопеленгаторная станция на острове Медвежий была принята в эксплуатацию только 13 января 1944 года и до окончания войны успела 10 раз обнаружить ПЛ врага, но нехватка кораблей не позволяла каждый раз выходить в море для поиска и атаки врага; 7) сложности базирования в большом удалении от железнодорожного транспорта и автомобильных дорог. За годы войны в военном плане в Гремихе были обустроены несколько береговых батарей, надёжно прикрывавших базу с моря. В июле 1944 года на Йоканьгском рейде в проливах Западный и Большие Ворота были установлены две секции противоторпедных сетей. Летом 1942 года в Гремиху прибыла первая часть военных строителей – строительный батальон – около 1000 человек, приступивший к строительству военных объектов, укреплений, огневых точек, полевого аэродрома. Тогда же в Гремихе был построен водопровод, организованы ремонтные мастерские, в 1943 году база обзавелась собственным сухим доком. Корабли входили в док во время прилива (в этих широтах высота приливов достигает 6 метров), в отлив вода уходила, батопорт закрывался – и можно работать. Стенами дока были доработанные отвесные скалы узкой бухты Червяной. Сегодня этот перестроенный док – объект ФГУП «СевРАО».
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |