Сергей ШЛИМОНОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Сергей ШЛИМОНОВ

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Сергей ШЛИМОНОВ

Гремиха

Великая Отечественная война

С началом боевых действий руководство ВМФ осознало, что Белое море оказалось совершенно открытым для кораблей и подводных лодок противника. Приказом Командующего СФ от 24 июня 1941 года была сформирована Иоканьгская военно-морская база (ИВМБ) в составе:

1) управления базы;

2) отдела политической пропаганды;

3) охраны рейдов;

4) управления военного порта;

5) коммунально-эксплуатационной части;

6) пожарной охраны;

7) санитарного отделения;

8) базового лазарета;

9) местной стрелковой роты.

Для формирования ИВМБ в Йоканьгу направлялись:

1) из Кувшинской Салмы – 1-й Северный отряд пограничных судов (5 сторожевых кораблей, 2 сторожевых катера, рейдовые катера);

2) из Полярного – 2 средних ПЛ и плавбаза «Умба»;

3) от Охраны водного района Главной базы – 4 сторожевых корабля, 2 тральщика, 5 сторожевых катеров.

Первым командиром ИВМБ назначался командир 1-го Северного отряда пограничных судов ка­питан 2 ранга Александр Иванович Дианов (1902-1986).

2 августа Иоканьгская ВМБ вошла в состав соединений Беломорской военной флотилии.

Подлодка Щ-404 прибыла в базу уже к полуночи 22 июня, Щ-403 – 24 июня. Оба корабля совершили несколько боевых выходов, и к ноябрю того же года, перед ледоставом Белого моря, возвратились в Полярное. Сложности базирования, необходимость действий по нарушению комму­никаций врага в Варангер-фиорде, отсутствие надводных кораблей противника в районе Горла Бе­лого моря повлияли на то, что в следующем году командование СФ уже не посылало подводные лодки в Йоканьгу.

Сторожевые корабли и тральщики ИВМБ сразу приступили к выполнению возложенных на них обязанностей. Подлодки противника, правда, ни разу за всю войну не заходили в Белое море, но в северной части Горла появлялись постоянно.

Первая встреча произошла уже 10 июля. СКР «Жемчуг» в районе мыса Святой Нос обнаружил ПЛ противника в надводном положении и атаковал её, сбросив 3 больших и 6 малых глубинных бомб. На поверхности появилось масляное пятно, но по послевоенным данным противник в данном районе в это время лодок не терял.

Уже через 2 дня СКР «Бриллиант» атаковал обнаруженную ПЛ с такими же результатами.

В течение 1941 года сторожевые корабли ещё дважды атаковали ПЛ противника. Самая знаме­нательная атака случилась 25 ноября. СКР-25 «Бриз» на линии дозора Святой Нос – Канин Нос рано утром на дистанции около 3 кабельтовых обнаружил подводную лодку противника в надвод­ном положении. Увеличив скорость, сторожевик развернулся для тарана, произведя 5 выстрелов из носового орудия. Были отмечены два попадания. Через несколько минут «Бриз» таранил лодку в районе кормового среза рубки. Около минуты сторожевик тащил лодку на себе, после чего был дан задний ход, и лодка ушла под воду. На месте погружения было сброшено еще 6 глубинных бомб. В результате немецкая ПЛ U-578 получила тяжёлые повреждения, и была вынуждена досрочно воз­вратиться в Киркенес, откуда была отправлена для серьёзного ремонта в Киль.

Авиация противника тоже не оставляла Йоканьгу без внимания. Первая атака воздушного врага произошла 24 июня – СКР-20 на участке мыс Святой Нос – мыс Чёрный подвергся атаке шести не­мецких самолётов. От близких разрывов бомб корабль получил повреждения, но сумел самостоя­тельно вернуться в базу.

Непосредственно посёлок и корабли на рейде Люфтваффе впервые атаковали 31 июля – тогда пулемётным огнём был обстрелян пост СНиС на Святом Носу. Бомбардировка Йоканьги про­изошла 16 сентября. Причём, в течение дня самолёты трижды сбрасывали свой смертоносный груз. В итоге был легко повреждён СКР-20.

До конца года Йоканьга и корабли в дозорах пять раз повергались бомбардировкам, в результате которых был повреждён СКР-21, и ещё пять раз ПВО базы открывала огонь по одиночным самолё­там противника.

Не обошлось и без потерь. Первой жертвой войны из состава ИВМБ стал СКР-27 «Жемчуг». 10 августа на линии дозора мыс Святой Нос – мыс Канин Нос корабль был торпедирован подлодкой U-451. Гибель корабля непосредственно не наблюдалась, но на берегу слышали звук взрыва. Связь сторожевика с берегом прекратилась, а через несколько дней к берегу прибило спасательный круг с надписью «Жемчуг». Весь экипаж – 61 человек – погиб.

В 1941 году в оперативной зоне Иоканьгской военно-морской базы были потеряны также траль­щик Т-898 (25 августа торпедирован U-752, 41 человек погиб, двое спаслись), пароход «Аргунь» (18 октября торпедирован U-132, жертв не было),  рыболовный траулер РТ-8 «Сельдь» (18 октября тор­педирован U-132, весь экипаж погиб) и Т-889 (15 ноября торпедирован U-752, все 43 человека эки­пажа погибли).

По результатам 1941 года можно сделать вывод, что корабли Иоканьгской ВМБ не смогли взять под контроль подходы к Горлу Белого моря, но создали определённые трудности для действий подвод­ных лодок врага.

В следующем 1942 году Йоканьга в полном объёме включилась в действия по обеспечению про­водок союзных Арктических конвоев и внутренних конвоев СФ. Уже 12 января в Йоканьгу для по­полнения запасов топлива в сопровождении эсминца «Валериан Куйбышев» зашло отставшее от конвоя PQ-7-A панамское судно «Cold Harbor». В течение всего года корабли базы занимались со­провождением судов различных конвоев и тралением фарватеров.

В июле корабли из Гремихи участвовали в поиске и эскортировании в советские порты транс­портов разгромленного конвоя PQ-17.

25 августа 1942 года командиром ИВМБ вместо убывшего на новое место службы капитана 1 ранга А.И. Дианова был назначен контр-адмирал Николай Осипович Абрамов (1897-1964).

В ноябре 1942 года Йоканьга использовалась как маневренная база при оказании помощи пере­ломившемуся на волне эсминцу «Сокрушительный». К сожалению, корабль затонул, но значитель­ную часть экипажа удалось спасти.

Зимой 1941-1942 гг. на Йоканьгском озере был сооружён временный аэродром. 29 января там приземлились 4 истребителя И-15 и 4 гидросамолёта МБР-2. Уже 14 марта поднятый по тревоге ис­требитель повредил немецкий самолёт-разведчик. Весной аэродром подтаял, и 16 апреля самолёты возвратились в места постоянного базирования, а в Йоканьге началось строительство постоянной посадочной площадки. К 18 июня площадка была подготовлена. 24 июня на новую площадку при­землились 5 истребителей И-153, которые могли прикрывать базу с воздуха в светлое время суток. Полноценный аэродром был принят в эксплуатацию лишь к сентябрю, после доставки и монтажа специального аэродромного оборудования.

В нападениях врага на Йоканьгскую ВМБ можно чётко выделить два варианта действий в зави­симости от времени года. С марта по октябрь удары наносились в основном авиацией. Поздней осенью и зимой, в связи с сокращением светлого времени суток и наступлением полярной ночи, ос­новные части германской авиации перебрасывались на «зимние квартиры» – аэродромы централь­ной Финляндии, где действовали против Карельского участка Северного фронта. В это время года в районе Горла Белого моря основной заботой советских моряков становились подводные лодки.

За весь 1942 год Йоканьга и корабли на походах к базе 33 раза подвергались бомбардировкам. Ещё 40 раз корабли и ПВО базы открывали огонь по одиночным самолётам и небольшим группам воздушных разведчиков. Особенно жестокие налёты были в мае–июне. На эти два месяца прихо­дится 26 появлений вражеской авиации в небе Гремихи.

12 мая три Ju-88 бомбардировали базу и корабли. От разрыва бомбы вблизи борта получил по­вреждения СКР-29 «Бриллиант». При буксировке корабля от возникшего пожара произошёл взрыв глубинных бомб на корме сторожевика. СКР лёг на грунт, опрокинувшись на левый борт. Затонул также находившийся у борта СКР штабной катер. От взрыва «глубинок» получил повреждения тральщик Т-911, а буксировавший его на осушку в бухту Гремиха пароход «Северянин» от потери кормового кингстона лёг бортом на грунт на глубине 4 метра. В результате бомбардировки погибли 13 и ранены 46 человек.

17 мая шесть Ju-88 в ходе второго за день налёта на Йоканьгский рейд сбросили 16 бомб. В ре­зультате прямого попадания бомбы в корму затонул СКР-21. Погибло 4 и ранено 6 человек. СКР-25 «Бриз» получил прямое попадание между мостиком и фок-мачтой, почти переломился, но остался на плаву. Погибло 2 и ранено 18 человек.

18 мая семнадцать бомбардировщиков Ju-88 сбросили на корабли 44 бомбы. В результате тральщик Т-911 получил повреждения. Т-904 получил течь корпуса и мелкие повреждения. Жертв не было.

1 июня двенадцать Ju-88, зайдя с моря, сбросили 44 бомбы на корабли на рейде. СКР-23 получил повреждения рулевого привода и механизмов. Жертв не было.

2 июня шесть Ju-88 бомбардировали корабли на рейде, сбросив 24 бомбы. Получили поврежде­ния СКР «Рубин», СКР-15 и тральщик Т-888. Ранены 25 человек.

16 июня четыре Ju-88 сбросили около 20 бомб на корабли на рейде. В результате прямого попа­дания двух бомб получил повреждения тральщик Т-911, быстро отбуксированный на осушку. 6 че­ловек ранено.

В связи с участившимися бомбардировками Йоканьги, 18 мая Военный Совет Беломорской фло­тилии просил Командующего СФ усилить ПВО базы за счёт орудий кораблей, уходивших в ремонт. 17 июня Народный комиссар ВМФ СССР приказал в составе Иоканьгской ВМБ сформировать полк ПВО и Отдельный зенитно-артиллерийский дивизион на базе существующих и передаваемых средств.

Надо заметить, что не все налёты германской авиации прошли для неё безнаказанно. Достоверно можно говорить о двух сбитых бомбардировщиках – 13 марта британский тральщик «Stefa» у мыса Чёрный сбил один Ju-88 (заводской № 3435) из состава 2./KG30, который упал на лёд; 22 марта над посёлком огнём ПВО – низко летевший Ju-88 (№ 1235) из состава 1.(F)/124 дальних разведчиков. Самолёт упал в море, но на берегу нашли его отвалившиеся детали и один пропеллер. Возможно, жертвой зенитного огня британских тральщиков, выходивших на траление фарватера в районе мыса Святой Нос 24 января, стал бомбардировщик He-111 (№ 4322) из состава 1./KG26. Ещё один бомбардировщик Ju-88 из состава I.(F)/124 (№ 430045) из шести, обстрелянных над Гремихой 21 июля, не вернулся на аэродром. Падение самолёта никто не видел.

Подводные лодки противника не менее 6 раз обнаруживались кораблями и самолётами противо­лодочной обороны. Дважды ПЛ обнаруживали с помощью прибора «Асдик» (гидролокатор британ­ского производства). После атаки 10 сентября на поверхность в течение двух дней выходил соляр, а во время контрольного бомбометания выходили воздушные пузыри и обломки дерева. По данным германской стороны противник в данное время лодок не терял. Вероятнее всего, ПЛ была только серьёзно повреждена.

Потери СССР в оперативной зоне Иоканьгской военно-морской базы в 1942 году составили:

1) рыболовный траулер РТ-68 «Енисей» (17 января торпедирован ПЛ U-454, 2 членов экипажа погибли, 32 спасены);

2) СКР-29 «Бриллиант» (потоплен авиацией 12 мая, 12 сентября поднят, вступил в строй после ремонта 3 ноября);

3) СКР-21 (потоплен авиацией 17 мая, поднят 3 июля 1944 года, до конца войны в строй не вво­дился);

4) СКР-25 «Бриз» (тяжело повреждён авиацией 17 мая, вступил в строй после ремонта 25 де­кабря 1944 года);

5) СКР-23 (потоплен 7 ноября артиллерийским огнём эскадры в составе тяжёлого крейсера «Admiral Hipper» и эсминцев Z4 «Friedrich Eckoldt», Z16 «Richard Beitzen», Z-27 и Z-30, весь экипаж – 43 человека – был взят в плен).

В 1942 году командиры и служащие Иоканьгской ВМБ приобрели большой опыт в дозорной и противовоздушной службе. Отработалась система несения службы, стала создаваться береговая инфраструктура.

Внимание Наркомата ВМФ СССР и включение ИВМБ в состав Беломорской военной флотилии весьма определённо говорят о значении базы в организации конвойной деятельности Северного флота. Образно говоря, Гремиха для Германии стала досадной помехой на дороге в Белое море.

Следующие два с половиной года прошли относительно спокойно. Основной деятельностью ко­раблей Иоканьгской ВМБ, в связи с образованием в августе 1942 года Новоземельской военно-мор­ской базы, стали выходы в море для эскорта архангельских групп союзных конвоев и караванов СФ на маршрутах Кольский залив – Белое море, Архангельск – Диксон. Соответственно, второй по зна­чимости задачей ИВМБ стало траление фарватеров на участках у мыса Святой Нос, у мыса Чёрный, в Горле Белого моря до устья реки Поной и в Святоносском заливе.

В ходе выполнения рядового задания по тралению подходов к Гремихе 29 декабря 1944 года произошла трагедия. Два тральщика в охранении БО-142 (большой охотник за подводными лод­ками) занимались поиском мин к юго-западу от мыса Святой Нос. Тральщик Т-887 обнаружил пе­рископ ПЛ и сообщил об обнаружении. Почти в то же время Т-883 был торпедирован. Взрывом тральщику оторвало полубак, но он остался на плаву. Т-887 и БО-142, не оказав помощи повреж­дённому кораблю, ушли в базу. Вышедшие из Йоканьги БО-225 и БО-227 не нашли ни тральщика, ни подводной лодки.

В этот отрезок времени подлодки чаще стали беспокоить службу ПЛО Йоканьгской базы. Если за первые полтора года войны они 10 раз обнаруживались в окрестностях Гремихи, то в 1944-1945 гг. – уже 14. Возможно, это связано с улучшением оснащения противолодочных кораблей и увели­чением их количества. Но вероятнее всего, что после отступления из Киркенеса, у Германии не ос­талось никаких других вариантов для действий в районе Горла Белого моря.

В течение 1943-1945 гг. в оперативной зоне ИВМБ погибли:

1) КТЩ-410 (18 декабря 1943 г. от столкновения с мотоботом ИМБ-7 на рейде Йоканьги, поднят 2 января 1944 г.);

2) мотобот «Решительный» (21 декабря 1944 г. потоплен артиллерийским огнём ПЛ U-995 у мыса Корабельная Пахта, 28 человек погибли, 3 спасены);

3) рыболовный траулер РТ-52 «Сом» (26 декабря 1944 г. торпедирован ПЛ U-995 в районе мыса Святой Нос, единственный выживший взят в плен);

4) тральщик Т-883 (29 декабря 1944 г. торпедирован U-995, весь экипаж (49 человек) погиб);

5) транспорт «Комсомольск» (30 декабря 1944 г. штормом выброшен на остров Медвежий, снят 17 апреля 1945 г.).

Авиация противника больше не пыталась уничтожить Гремиху с воздуха. Лишь однажды 11 ап­реля 1943 года несколько бомб упали на Йоканьгу и мыс Чёрный. 25 октября 1944 года, после ус­пешного завершения Петсамо-Киркенесской операции, Германия лишилась аэродромов в Северной Норвегии, и Гремиха оказалась на краю зоны действия разведывательной и бомбардировочной авиации.

Обращает на себя внимание тот факт, что за 4 года войны несколько подводных лодок, действо­вавших в зоне ответственности Иоканьгской ВМБ, потопили не по одному судну, и ни одна из них не была своевременно обнаружена и атакована (не говоря об уничтожении). То есть, Гремиха так и не сумела взять под полный контроль вверенную территорию. В то же время, существование воен­ной базы в Горле Белого моря, несомненно, явилось сдерживающим фактором для немецких моря­ков и командования ВМС в Норвегии.

Подводя итоги деятельности Иоканьгской ВМБ в годы Великой Отечественной войны, можно выделить следующие причины, повлиявшие на скромное количество боевых успехов:

1) недостаточное количество кораблей при техническом отставании советского вооружения от требований современной войны (радиолокаторы, гидролокаторы, траверзные противолодочные бомбомёты, компактные мощные радиостанции);

2) большинство крупных кораблей – бывшие рыболовные траулеры с мобилизованными, но всё же не подготовленными к военным действиям гражданскими экипажами;

3) радиолокационная станция управления зенитным огнём вступила в строй лишь 25 июля 1942 года, т.е. после активной фазы воздушных атак противника;

4) отсутствие регулярного прикрытия базы с воздуха в первое время;

5) количественное оснащение приборами «Асдик» боевых кораблей оставляло желать лучшего, а советские приборы «Пирей» значительно уступали британским образцам по боевым возможностям;

6) шумопеленгаторная станция на острове Медвежий была принята в эксплуатацию только 13 января 1944 года и до окончания войны успела 10 раз обнаружить ПЛ врага, но нехватка кораблей не позволяла каждый раз выходить в море для поиска и атаки врага;

7) сложности базирования в большом удалении от железнодорожного транспорта и автомобиль­ных дорог.

За годы войны в военном плане в Гремихе были обустроены несколько береговых батарей, на­дёжно прикрывавших базу с моря. В июле 1944 года на Йоканьгском рейде в проливах Западный и Большие Ворота были установлены две секции противоторпедных сетей.

Летом 1942 года в Гремиху прибыла первая часть военных строителей – строительный батальон – около 1000 человек, приступивший к строительству военных объектов, укреплений, огневых то­чек, полевого аэродрома. Тогда же в Гремихе был построен водопровод, организованы ремонтные мастерские, в 1943 году база обзавелась собственным сухим доком. Корабли входили в док во время прилива (в этих широтах высота приливов достигает 6 метров), в отлив вода уходила, бато­порт закрывался – и можно работать. Стенами дока были доработанные отвесные скалы узкой бухты Червяной. Сегодня этот перестроенный док – объект ФГУП «СевРАО».

Вернуться к оглавлению

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев