Ирина РЕПЬЁВА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Ирина РЕПЬЁВА

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Ирина РЕПЬЁВА

«Поэзия сегодня опережает успехи русской прозы…»

От редакции. В издательстве «Российский писатель» вышел 4-томник произведений лауреатов Первого и Второго международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н. Толстого. Издание стало возможным благодаря поддержке Фонда «Русский мир». 3-й том адресован подросткам и старшеклассникам. Мы публикуем предисловие к этому тому, которое дает представление о составе сборника и его авторах.

 

Дорогие читатели!

Вы раскрыли третий том сборника произведений лауреатов Первого и Второго международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого. Четырёхтомник “50 писателей” издан при поддержке Фонда “Русский мир”. В этой книге собраны повести, рассказы, стихи, которые могут быть интересны подросткам и старшеклассникам.

В 2006 году лауреатом нашего конкурса стал сибирский прозаик Сергей Козлов. Отрадно отметить, что повесть “Мальчик без шпаги”, которая получила вторую премию, легла в основу художественного фильма “Наследники”. Он был снят талантливым режиссёром Константином Одеговым и показан на Тридцатом московском кинофестивале летом 2008 года. В третьем томе нашего издания представлены две повести этого автора,”Бекар” и “Первозванный”, получившие Почётный Диплом Второго толстовского конкурса. Сергей Козлов, чьим учителем в литературе был Владислав Крапивин, смотрит на жизнь сегодняшних мальчишек Западной Сибири через магический кристалл отечественного православия. Этим они, прежде всего, и интересны.

Неслучайно зимой 2008 года наш конкурс получил положительную оценку 16-ых Рождественских образовательных Чтений, что и отмечено в отчёте «Церковь и культура» следующими словами: «Был поддержан Международный конкурс книг для детей и юношества имени Алексея Толстого, который выявил ряд талантливых писателей из провинции, и что отрадно — тема целомудрия и нравственности для многих оказалась принципиально востребованной». Речь о целомудрии как о душевной чистоте. Ведь если «сначала было Слово», то и восстановление человека «ветхого», грешного вполне может пойти через русское писательское слово.

Тема духовного целомудрия — поиска себя как нравственно цельной личности - присутствует во всех небольших повестях прозаика Сергея Козлова (Ханты-Мансийск). Его произведения как бы восполняют «пробелы» чисто женского воспитания в школе и в неполных семьях: важно, чтобы с мальчишками-читателями заговорил именно писатель-мужчина, педагог и христианин. В повести «Первозванный» автор показывает, что у Бога нет, и не бывает, «лишних людей»: каждый ему дорог и важен. Только осознай это сам человек! Даже если ты появился на свет в простой, бедной, мучимой страстями, неблагополучной семье, где-то в таёжных дебрях, почти на “краю земли”, ты и отсюда хорошо виден Богу. За твою духовную чистоту Творец и тебя может одарить даром чудотворения, чтобы ты, например, отвёл от своих родных мест разорительное, пагубное нашествие воды. Оказывается, твоё целомудрие спасительно не только для тебя!

В этом смысле значимо и творчество Александра Щербакова (Красноярск), постоянного участника нашего конкурса. В подборке о деревенских ремёслах, которая достигла уже размеров маленькой “Деревенской энциклопедии”, он подробно рассказывает и о секретах крестьянских ремёсел, и об инструментах - помощниках трудового человека на селе. Некогда все эти знания получил от своего отца сам автор, тогда ребёнок, а потом и подросток. В сибирской деревне Таскино, где прошло детство Александра Щербакова, людям некогда было спиваться: мастера-золотые руки не только сами уважительно, почти с религиозной любовью относились к своим умениям и шерсть свалять для валенок, и избу построить, и посуду из глины слепить, и одежду пошить, и за скотом-кормильцем ухаживать, но и детям свой дар передавали. В Таскино и раньше, и теперь что ни дом, то мастера. Поэтому село и сумело выжить, сохранить себя и свой народ даже в самые лютые времена. Как было, например, мальчишкам не заинтересоваться сапожным делом, если мастер, подшивая ребятишкам валенки, ставя латки на ботинки, и пел, и пересыпал свою речь образными присказками и поговорками? По всему было видно, что он любит свою работу и не нарадуется ей. А ведь иной родитель сегодня без бутылки спиртного за дело в кругу своей семьи и не принимается. Да ещё и философски себя оправдывает: мол, «злится на работу», чтобы ловчее спорилась. Оттого и ругается, и ненавидит. Где уж тут «Бог в помощь», как было это у наших дедов и прадедов? Такой взрослый способен только отпугнуть подростка от своего мастерства. Где же «поэзия труда»? И разве у того же Льва Толстого крестьянский труд - одно мучение и надрыв? Сам Александр Щербаков принял решение стать поэтом, «пойти за Есениным», по его выражению, пятнадцати лет от роду, когда с душой поработал вместе со взрослыми на косьбе.

Рассказы автора — лирическая энциклопедия народной жизни, красоты уходящего сельского быта, которую, хотя бы через Слово, должен познать каждый россиянин, чтобы понять и себя, и заветное своих предков. Ведь все мы вышли из деревни! Деревня нас кормит. И не прочувствовав её прошлого, невозможно, пожалуй, увидеть и будущего, полюбить и саму Россию.

Вошла в третий том и автобиографическая повесть прозаика из Тольятти Бориса Чернова «Борискина война». Многодетная семья Бориски не потеряла на Великой Отечественной ни одного человека. Отца не взяли на фронт по нездоровью. Но скитаться, выбираясь из оккупированной Украины, терпеть голод, холод, издевательства врага пришлось и детям, и взрослым. Автор ясно показывает, что спасалась семья героя любовной сплочённостью детей и родителей. Особенно дорого, что история эта не выдуманная, написана она не ради “красного словца”. Всё так и было: и старшего брата Бориски, подростка, дважды угоняли в Германию, и дважды сбегал он по дороге, возвращаясь в родную семью через леса и болота, без кусочка хлеба. Но неизменно к матери, братьям и сёстрам возвращался. И много раз бездетные семьи просили маму Бориски отдать им её новорожденную дочь-красавицу, обменяв ребёнка на спасительный мешок картошки! Но верность родителей и детей друг другу всё превозмогла! Никто не умер. И разве эта сила духа, воля к жизни не может стать примером для тех, кто познал сегодня совсем иной опыт жизни?

В связи с тем, что конкурс имени А.Н. Толстого является ещё и конкурсом научно-популярной литературы, в сборник вошли два очерка лауреатов 2006-2007 годов, Дмитрия Володихина и Анны Козыревой. Оба автора взяли предметом своего изучения одни из самых славных имён русской истории: жизнь и подвиг равноапостольной княгини Ольги и князя Дмитрия Пожарского, героев узловых исторических событий — Крещения Руси и освобождения страны от польско-шведской интервенции. Сегодня в кино и литературе существует неоправданная практика создания исторических мифов, выдачи того, чего на самом деле не было, за чистую правду. Юным читателям подчас непросто отличить фальсификацию от факта реальности. Лауреаты толстовского конкурса, всерьёз поработав с материалом, попытались дать историю без искажений. В этой же традиции подаётся составителями в третьем томе и правдивая повесть Действительного члена Русского географического общества Александра Бачурина “Сказание о Муравьёве-Амурском”. Писатель - один из лучших в России знатоков истории Приморья. Некогда ни китайцы, ни японцы не претендовали на этот богатый край: он был почти не обжит человеком. А ныне, когда тут и города, и гидроэлектростанции, и проложена железная дорога, Дальний Восток — лакомый кусок для иноземцев. Всем нам следует хорошо знать историю и географию Приморья уже потому, что, как отмечала императрица Екатерина Вторая, Амур потому-то и назван “батюшкой”, что кто владеет Амуром, тот владеет и Сибирью-”матушкой”.

Произведения московского автора Леонида Сергеева вошли и во второй, и в третий том “50 писателей”. Вниманию подростков и старшеклассников мы предлагаем подборку его рассказов “Замечательное время” и повесть “Солнечная сторона улицы”. О чём бы ни писал этот прозаик, какие бы стороны жизни своего поколения не освещал, он всегда даёт точный и умный рецепт того, как можно почувствовать себя счастливым. Он этот секрет, эту большую человеческую тайну знает. Потому и собственное детство у него — “замечательное время”, и воспоминания о близких ему людях, отце и матери, страшной, военной поры - “солнечная сторона улицы”. Далеко не каждый современный прозаик имеет столь не замутнённое страданиями и бедами мировосприятие, умеет увидеть рядом с собой, разглядеть и запомнить, прежде всего, высокое, поэтическое, радостное, обнадёживающее.

Конечно, какое счастливое детство без высоких деревьев, на которых можно устроить “жилище Тарзана” и качели? Без зелёных лужаек, на которых можно запускать бумажного змея или поиграть в футбол? Без речушки, где летом катаешься на плоту, а зимой гоняешь на коньках? Но героям произведений Леонида Сергеева везло ещё и в том, что они постоянно встречали людей, чья фантазия необычайно расширяла возможности жизни. Они показывали, как вместо привычных змеев запускать в небо самодельные планеры, а если перегородить маленькую речушку, можно получить большой каток. Если же знакомые картины жизни переложить на язык искусства, язык красок, например, жизнь вообще может преобразиться волшебно - и не только на полотне, но и в душе. Искусство даже оказалось “сильнее врождённого страха” рассказчика, “оно навсегда сломало барьер трусости перед реальными мостами и, главное, излечило от нерешительности”.

Но детство - “замечательное время” ещё потому, что и отец героя повести, погибший потом на фронте, давал маленькому сыну запомнившиеся навсегда советы: “Свет — главное в комнате. У нас свет мягкий спокойный. Он способствует творчеству”. Или: “Самая почётная победа - над собой. Перебори себя, отбрось хандру!”. “Фантазируй, развивай воображение. Все существа на земле через игру познают мир”. Отец умел радоваться успеху других и, как никто, восхищался успеху мастеров: “Полюбуйся: не полка, а произведение искусства!”. Наверное, такого отца, способного “сразу ставить всё на свои места и заражать оптимизмом”, хочется каждому ребёнку. Не все из нас таких отцов имели. Поэтому так важно хотя бы прочитать о них в книгах. Чтобы знать, с кого делать свою жизнь, свой характер.

В третьем томе читатели познакомятся и с большим разделом современной поэзии для подростков и юношества. Именно поэтическое начало в жизни, в литературе своими образами приводит душу в движение, порождает в ней чувства, устремления. Поэзия, отмеченная жюри двух конкурсов имени А.Н. Толстого, побуждает замечать красоту жизни, учит поиску и созерцанию высокого, духовного, напоминая о том, что на Руси издавна главным праздником была Пасха - воскресение Христа из мёртвых. Осознание себя в мире православных понятий, нравственных категорий, хорошо известных нашим предкам, но изрядно подзабытых в веке ХХ-ом, становится главной темой творчества многих русских поэтов сегодняшнего дня.

“Христос воскрес! Иссякла смерть! И обновилось мирозданье!”, — пишет Сергей Козлов. “Едва войдёшь - уходят будни, - говорит в стихотворении “В храме” Валентина Коростелёва, — И нет следа от мелких бед. Тут всё простишь и всё забудешь — за этот дивный вышний свет”. Уверенно входят с этой темой в поэзию и молодые авторы, чьё творчество пришлось на последнее, перестроечное десятилетие. Марина Котова объясняет разор наших семей, домов, сердец, производств и предприятий не столько внешними причинами, сколько исходящими из наших собственных убеждений, идеалов и просто предпочтений: “ Ветшает дом. Повсюду грязь и сор. Хозяин стар, а детям — горя мало. В углу — бумажная иконка в маках алых. И Божья Матерь горько и устало, Прижав младенца, смотрит на разор”. Бога забыли, на храмы перестали жертвовать, в совесть свою заглядывать. Этим и объясняется слабость прежде сильного Победителя-народа. А ведь до сих пор, утверждает поэтесса: “На Руси что ни тропка, то к чуду ведёт прямиком”. Есть такая святая тропка и в твоём городке, в твоём селе. Только обрети её, открой для себя и своего народа заново! А это по силам и детям, и подросткам, и юношеству.

Можно сказать, что возрождая в поэзии духовную лирику, русская литература возвращает Русскому Слову его исконные смыслы. Поэзия в России не просто переживает настоящий расцвет, полнится всё новыми именами, развивающими традиции родной речи, она несколько опережает сегодня успехи русской прозы, в тематику которой ещё не полностью возвращены главные, вечные темы произведений Гоголя, Достоевского, Чехова, Шмелёва, Булгакова, Бунина, Шолохова. Эти темы о совести человека, его ответственности перед Богом, страной, народом и делали русскую литературу всемирной и подлинно великой. Новая же русская поэзия не только обрела голоса, ум, рассуждение, красоту, идеалы и цели. Осознав себя, она обратилась к читателям с такой силой, что вполне может заставить их следовать за собой.

Не обходят вниманием поэты-лауреаты конкурса и ставшую уже традиционной для родной литературы тему Великой Отечественной войны (Владимир Лангуев, Николай Ситников, Валентина Коростелёва). Только их отношение к ней уже несколько иное. Это не поэты-фронтовики, а их выросшие и даже состарившиеся дети, которые завещают молодёжи не забывать подвига дедов, равняться на него.

Традиционна для нашей национальной литературы и тема живительной красоты природы. Валентина Коростелёва: “Вышло солнце, и пахнуло раем, И зима, оправясь от тоски, Засияла, будто извиняясь За глухие серые деньки”. Марина Котова: “И ради роз, песчинок, муравьёв, Благоухания июля ради, Я вышла в сад с неначатой тетрадью, Чтоб переплавить в Слово Бытиё”. Дмитрий Мизгулин: “Ничего теперь уже не надо... Тихо шепчет влажная листва, И плывут во мгле ночного сада Русские начальные слова...”. Современный поэт стоит перед природой будто перед самой Вечностью, любуясь красотой созданного Творцом мира и понимая, что и самого человека Господь сотворил прекрасным, под стать природе. Так не растерять бы своей душевной красоты, издревле составляющие которой - София-Премудрость, Любовь, Вера, Надежда.

А когда читаешь стихи Александра Щербакова, сразу же вспоминаются школьные уроки литературы с её повторяющейся темой “поэты о красоте труда”. “Эх, что за день! Сходить бы за грибами Да поваляться бы в тени берёз... Но мы с отцом перекрываем баню...”. Воспоминание на всю жизнь, оказывается. Как и другое: “И вот отец ушёл на запад, Ушёл на тот свинцовый бой И горьковатый хлебный запах Крестьянских рук унёс с собой”.

Красота жизни не полна, если в ней не хватает этих мелких чёрточек, если жизнь не скрашивает ещё и труд, если человек не наработался в волю. Ибо из множества таких “негромких слав”, как жизнь крестьянки Александры Фёдоровны, о которой пишет Валентина Коростелёва, и слагается, в конечном счёте, большая слава России. “Жилось ей, крестьянке, несладко. Одной только в гору воды Сносила не чан и не кадку, А целые, может, пруды. И всё ж, не грубел её голос, И всё ж не черствела душа, И не было в смехе иголок, И песня была хороша...” Из таких скромных, но необходимых судеб и душ и складывается красота нашего народа, красота жизни страны! А поэты и прозаики Руси не устают подмечать эту красоту, переплавляя в Слово самоё Бытиё.

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев