Лидия Сычева |
|
2007 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Лидия СЫЧЕВАК 9-летию журнала МОЛОКОМы никогда не были молодыми писателями: для нас не устраивали специальных литпитомников наподобие «Липок», с нами не заигрывали модные критики, для нас не учреждали особых премий, нас не водили к президенту с тонким намеком - мол, и в культуре необходим госзаказ, ребята, повернитесь лицом к народу, вы нужны стране… Что ж, у каждого поколения своя судьба. Мы пережили страшные годы: развал Союза и смену власти, расстрел Дома Советов и чеченские «конфликты». А самое главное, все мы, будучи людьми пишущими, были вовлечены в информационную гражданскую войну. Это были реальные сражения, когда гибли люди, растлевались человеческие души. Для людей нестойких очень заманчивым казалось примкнуть к «победителям» - к тем, кто сегодня ностальгирует по 90-м: ах, какие романтичные были времена!.. Впрочем, поскольку линия фронта не была четко обозначена, молодой литератор-провинциал мог погибнуть и по элементарному незнанию – просто потому, что не владел должной информацией. Духовно уцелеть в мутной жиже тогдашнего литпроцесса наивному человеку было очень тяжело. Это теперь слово «красно-коричневый» бесследно исчезло из лексикона «поводырей», а слово «патриот» перестало быть ругательством. А тогда Булат Окуджава восхищался видом расстрелянного Дома Советов и говорил, что патриотизм может быть и у кошки. А ведь он был «совестью нации»! Мы никогда не были молодыми писателями, но мы были сравнительно молодыми людьми, когда в 1995 году пришли в Литературный институт. Это был год столетия Сергея Есенина, и на Тверском бульваре открыли памятник поэту. Бронзовый рязанский Лель – памятник не только поэтическому гению России ХХ века, но и всей нашей национальной интеллигенции 90-х годов, которая одержала крупную тактическую победу в тогдашней информационной войне. Тому же Окуджаве, клоунам или бездомным собачкам легко увековечиться в белокаменной, а вот гениальные русские писатели должны, по крайней мере, ста лет дожидаться монументальной памяти. Да и то не факт, что им повезет в бронзе – на мой вкус, памятники Достоевскому, Чехову и Шолохову – это апофеоз антиэстетизма и пошлости. Но Есенину – повезло. Повезло и мне – я училась у знаменитого есенинца, поэта Валентина Сорокина. Руководитель ВЛК, он отдал много времени и сил молодым талантам. А Руслан Киреев, Николай Евдокимов, Николай Старшинов - мастера семинаров - поддержали нас на трудной дороге литературного творчества. А всё же идея – создать собственный литературный журнал – была не «педагогическая», а наша собственная. Это, конечно, казалось полным безумием – в 1998-м году, в самый разгар «деланья денег» в стране заниматься «самиздатом» прозы и поэзии. У истоков русского литературного журнала «МОЛОКО» (сокращенное от «Молодого ока») стояли нищие студенты-заочники: официантка, инженер, грузчик, боец скота (официальная запись в трудовой книжке!), учительница… Последнее народное поколение в литературе, мы знали жизнь как она есть, и потому хорошо понимали цену русского слова. Нам никто не помогал – ни солидные Фонды, ни писательские союзы, ни «культурные» министерства и ведомства. Да мы ни у кого ничего и не просили, справедливо полагая, что всем этим структурам не до нас: зачем им художественное творчество начинающих, никому неизвестных литераторов?! Если мы что-то значим, то обойдемся без подпорок. Если не значим ничего, то стоит ли отнимать у людей время? А клянчить деньги у тех, кто разбогател на ограблении страны, нам просто не позволяло чувство собственного достоинства. Мы были молодыми реалистами. Речь идет не о литературном методе, а о восприятии жизни. Мы знали, что русское слово никогда уже не принесет нам ни больших тиражей, ни славы, ни влияния, ни благ, которыми осыпались писатели в советское время. Наоборот, нас ждали – по крайней мере, в ближайшей перспективе - безвестность, неустроенность быта, книжки за свой счет, презрение обывателей (за «неумение жить»). Но нас вело высокое чувство – призвание; и свет его пробивался через журналистскую поденщину, отчаяние невостребованности, сквозь мглу массовой культуры. Это чувство было негромким и нетребовательным, но оно в чём-то перекликалось с голосом совести. Нет, мы не должны были предавать свой талант, свой дар, нам следовало его сохранить, пусть даже мы и не нужны читателю, не нужны сами себе… Журнал «МОЛОКО» для многих из нас и явился попыткой самоспасения. В этом году журналу исполняется девять лет. С 2001 года «МОЛОКО» выходит только в интернете - в те времена мы стали одним из первых журналов русского направления, размещенных в «паутине». Журнал - один из проектов крупнейшего российского домена «Хронос», где сосредоточены ресурсы по отечественной и зарубежной истории. Огромный свод документов, таблиц, книг, статей, портретов исторических деятелей существует тоже благодаря энтузиазму нескольких человек, и в первую очередь создателя «Хроноса» Вячеслава Румянцева – крупнейшего деятеля русского интернета. Это он придумал проект «Русское поле» (содружество литературных журналов в сети), где попытался соединить на одном пространстве качественные издания, не вошедшие в «Журнальный зал» Глеба Павловского. Была такая мечта – собрать вместе «Молодую гвардию» и «Брега Тавриды», «Луч» и «Странник», «Алтай» и «Москву», «Российский колокол» и «Наш современник», «Дон» и «Подъем», «Суру» и «Родную Кубань»… Пока не вышло. Зато на «Русском поле» есть «МОЛОКО» и «Русская жизнь», «Бельские просторы» и «Роман-газета», «Подвиг» и «Вера, надежда, любовь». Имена-то какие, а?! Прошло время, и теперь каждый из тех молодых реалистов, кто стоял у истоков «МОЛОКА», может сказать, что «эфемерное дело», размещенное в «паутине», реально изменило его жизнь. Кто-то женился и родил детей, кто-то обрел новую профессию, кто-то защитил диссертацию. А ещё мы выпускали книги, активно печатались в «бумажной» литературной прессе, редактировали газеты и журналы (из СМИ, где работают наши авторы, можно составить целый холдинг). «МОЛОКО» никогда не был замкнутым журналом, никогда не отбирал авторов по возрасту, по стилю или по направлению. Но у нас всегда была четкая позиция. Красота, честность и национальная полезность – это три критерия, которые объединили прозаиков и поэтов, русских и нерусских, верующих и атеистов. Произведения писателя – портрет его души. Потому «идеология» - вопрос второй. Но не литературные способности главный критерий, а талант, помноженный на личные качества человека. Честность, а не конъюнктура, доброта, а не корысть, красота, а не «самовыражение», товарищество, а не эгоизм. В «МОЛОКе» печатаются отборные авторы всех действующих литературных поколений. Среди них: Валентин Сорокин, Александр Щербаков, Юрий Баранов, Александр Арцибашев, Александр Тарасов, Николай Дорошенко, Капитолина Кокшенёва, Владимир Пронский, Нина Стручкова, Игорь Блудилин, Вера Галактионова, Василий Дворцов, Геннадий Старостенко, Екатерина Симина, Юрий Невский, Марина Котова, Юрий Горюхин, Михаил Крупин, Виктор Боченков, Наталья Алексютина, Михаил Бондарев, Ирина Репьева-Лангуева, Андраник Сулейманян, Николай Чепурных, Дмитрий Крылов, Артем Ермаков, Геннадий Кобылкин, Виктор Петров, Дмитрий Ермаков, Вячеслав Лютый, Юруслан Болотов, Виктор Никитин… Всех не перечислить. Девять лет – не круглая дата, но нам не надо специальных поводов для подведения промежуточных итогов. Россия всегда спасалась подвижниками, и, не хвастаясь, скажем: мы были среди них, потому что многие годы бескорыстно работали на поле русской литературы. Если бы мы тщеславились или самовыражались, наше дело было бы другим. Но мы не плевали в прошлое, никого не сбрасывали с кораблей истории, не шагали по трупам своих героев и своих читателей, не разворовывали писательскую собственность, не лебезили перед сильными мира сего. Мы, конечно, ошибались. Грешили. Отчаивались. Но вопреки всему именно мы все эти годы были с читателями и писателями по адресу: http://hrono.ru/proekty/moloko/ Заходите!
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |