Сергей Аксененко
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Сергей Аксененко

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сергей Аксененко

Договорные ценности

3. Эссе о традициях и обычаях, о еде и одежде

После того, как мы рассмотрели живопись, эстраду и подиум, их место в системе договорных ценностей, логично было бы перейти к вещам и обычаям. Конечно, и картину тоже можно назвать вещью, но здесь мы будем говорить о еде и об одежде, о манерах поведения и породах животных - в общем, обо всём, что не попало в предыдущие главы. Обо всём, кроме денег. Деньги рассмотрим отдельно.  Начну с примера из жизни.

Помню, как-то, будучи депутатом украинского парламента, я в 1994 году впервые попал в Англию. График работы нашей делегации был очень насыщен. Среди прочего, встречались мы и с членами палаты лордов. Так называется верхняя палата парламента Великобритании. В середине 1990-х там ещё заседали всякие графы, бароны, виконты и тому подобный народ. Через несколько лет эту палату реформировали, и она утратила старинную ауру. Так что мне посчастливилось лицезреть чуть ли последних лордов былых времён. Вечером после посещения заседания палаты, был назначен приём в каком-то, как принято выражаться, изысканном обществе. В центре большой залы стоит хозяйка, и все ей ручку целуют - ну и я так сделал. Всё вроде нормально прошло. А примерно через час, когда мы все уже хорошо "напробовались" крепких напитков, какой-то старый лорд рассказал мне, что я сделал большую глупость, поцеловав её руку сверху. Оказывается, так целуют руки только высокопоставленным священникам. Они раньше (может и сейчас - не знаю) носили особый перстень. Вот и целовали верующие печатку этого перстня, или место на пальце, где она должна быть, если священник пришёл без перстня. А даме надо руку развернуть и целовать пальцы со стороны ладони.

К тому времени, когда мне это объясняли, я уже успел побывать на нескольких, как говорят, светских приёмах в Украине и понял, что вся наша, так называемая, элита абсолютна безграмотна в деле целования дамских ручек. Ибо целуют как и я - пальцы сверху, тем самым уподобляя даму попу. И я, когда вернулся на родину, решил исправить сие недоразумение. Но первой же попавшейся претендентке чуть руку не вывихнул:)). Тут я конечно утрирую - просто у лордов есть особый приём, позволяющий изящно развернуть руку даме, и ему не научишься сходу.  Нужна определённая практика. С нашими дамами такого не проходит. Не понимают тонкостей. Так, что лучше и не пробовать. Лучше целовать их как попов - в пальцы сверху - наши дамы ведь всё равно не знают, что где-то далеко, среди отмирающих аристократов такие поцелуи оскорбительны. Наша дама, скорее, сочтёт оскорбительным, если ты ей руку начнёшь выворачивать, чтобы поцеловать пальцы с тыльной стороны. Но по сути - всё это условности - те самые договорные ценности, принятые в том или ином обществе.

На том же приёме в Лондоне, глядя на спины всех этих лордов, я подумал - "А чего все они такие мятые ходят? Неужели нельзя купить пиджак, который не мнётся? Я не лорд, а ношу именно такой". Дело в том, что тогда - в конце прошлого века - многие старые аристократы носили костюмы из добротной чистой шерсти - а она быстро мнётся. В свете вышесказанного понятно почему аристократы так любят постоянно переодеваться - к завтраку у них один костюм, к обеду - другой, к ужину - третий. При их средствах и стиле жизни такое можно себе позволить…

А всё-таки, что лучше - дорогой костюм из чистой шерсти, который мнётся, или костюм из шерсти с вкраплением синтетики, который не мнётся? Подчеркнём - синтетики  безвредной для организма - такая тоже есть. Я думаю, любой непредвзятый человек выберет последнее. Но… но если в том или ином социуме принято другое, ответ не будет столь однозначен. Ибо условности общества - договорные ценности - при определённых обстоятельствах могут быть более приоритетными, чем практические ценности. Хотя последние тесно переплетены с первыми, и во многом трудно отличить одни от других. Есть, конечно, более объективные - природные ценности, но о них будет в последнем эссе. Вот пример того, как практические ценности, переходят в разряд договорных. Когда стрелковое оружие достигло высокого уровня развития, все аристократы, доселе выезжавшие на поле боя в яркой одежде, перешли на неприметные защитные мундиры, в которых они совершенно не отличались от рядовых бойцов. А пышную одежду оставили для парадов. Надо же всё-таки чем-то отличаться от рядовых:)).

В свете вышесказанного станет понятно, тяготение некоторых светских тусовок к ношению бабочек и тому подобных атрибутов. Конечно галстук такая же условность, как и бабочка - он не имеет практического значения, в отличие от того же шарфа, защищающего шею от холода.(1) (примечания см. в конце эссе) Но неужели устроители светских тусовок, определяющие дресс-код той или иной вечеринки, не понимают, насколько нелепо и безвкусно(2) выглядят эти глупые кошачьи бабочки в нашем мире? Понятно, что эти люди, при помощи бабочек и фраков, хотят почувствовать свою причастность к древней аристократии, но демонстрируют, лишь глубоко засевший комплекс провинциального плебейства.

Меня забавляло как они пьют коньяк… Как старый винодел, вернее, как человек, много лет изготовляющий домашние вина и другие спиртные напитки, скажу, что хороший коньяк ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имеет букет запахов, отличающий один сорт от другого. Вкусовые рецепторы близки к тем, что отвечают за запах - эти органы чувств, можно отнеси к сфере хеморецепции. Отличия одного сорта от другого можно почувствовать не только носом, но и языком, хотя при питье эти различия несколько приглушаются из-за мощного звучания спирта, который, при всём уважении к добавкам, составляет основу любого коньяка.  Так вот. Не знаю кто и когда придумал крайне неудобный бокал, сужающийся кверху и внушил, желающим быть причастными к элите, что такой бокал позволяет тоньше почувствовать запах коньяка. Так и ходят эти "нюхачи" по тусовкам с умным видом, держа в руках эти бокалы… делают вид, что обоняют изысканный букет запахов.(3) Да ещё пьют мелкими глоточками, во вред своему здоровью, ибо подобная манера питья способствует тому, что спирт гораздо сильнее обжигает слизистую оболочку рта и пищевода, чем при питье залпом. Ну, это ещё понять можно - обжигаться, зато пробуют на вкус. Хотя по их лицам видно, что сия процедура не доставляет им особого удовольствия. А вот бокал… Пить из такого страшно неудобно, нос мешает, упираясь в суженное горлышко. Я человек без комплексов - налил коньяк в нормальный фужер и дал понюхать этим "эстетам". Оказалось, что удобный бокал ни чуть не хуже, для нюханья коньяка. "Эстетам" пришлось  согласиться со мной, но свои нелепые бокалы они всё равно не бросили. А вдруг после этого их сделают посмешищем другие "эстеты" - те, которые не знают о тайне бокала.(4) В светских кругах больше несвободы, зависимости от взглядов окружающих, чувства стадности, чем даже в крестьянской общине, известной своими коллективистскими принципами.

 

То же и с сухими винами… Когда-то давно появилась традиция белое вино подавать к мясу птицы(5) и к белой рыбе, а красное соответственно к мясу млекопитающих(6)  и красной рыбе. Обратное сочетание считалось проявлением жуткого "мужланского" дурновкусия. И всё бы ничего, если бы сторонники такого сочетания не решили обосновать его полезностью для организма. А тут уже за дело взялись учёные и без труда доказали, что всё это ерунда - ни одно сочетание не полезней и не вредней другого - вся традиция построена на простом подобии цветов. Так было модно в средневековье. И вот, благодаря учёным, современные аристократы, отказались от традиций предков. Теперь и они не считают безвкусицей пить белое вино с красной рыбой.

Вообще-то не всё у них, у этих аристократов так запущено. Чтобы быть объективным надо сказать, что некоторые традиции не только определяются договорными ценностями, но и приближаются к природным. Продолжая начатую тему, приведу пример из той же области спиртных напитков. Портвейн. В бытность мою студентом, он был главным напитком тогдашней богемы. И когда мы пили его из горлышка, я не мог понять, зачем это вино делают таким приторно сладким. Понял я это во время того же лондонского приёма 1994 года. У них там существует культ сыра. Порой подают на стол до сорока разных сортов. А портвейн - это вино к сыру. Только когда я попробовал сочетание портвейна с сыром, понял зачем этому вину такая нарочитая сладость. Она приглушается пресностью сыра и в результате получается очень вкусно. Эти продукты отлично дополняют друг друга. С тех пор я пью портвейн только в сочетании с сыром.(7)

В связи с вышесказанным выплывает ещё одна договорная ценность  - теперь уже не в среде аристократов, а в советской творческой богеме 1980-х. Не знаю, кто завёл моду на портвейн, как основной "тусовочный" напиток,  но вскоре  употребление портвейна  стало традицией в среде неформальной творческой интеллигенции. То есть, то, что в одних кругах считалось плохим тоном, в других, скажем прямо, гораздо более образованных и "продвинутых", было нормой.

 

А теперь привожу пример, который лучше всего, на мой взгляд, демонстрирует систему договорных ценностей, в том, что касается еды и напитков. Как-то ещё в ХХ веке, в кругах богачей, которые не знают куда уже тратить, выпавшие на их долю деньги, завелась мода на супердорогой лёд. В стакан с виски им клали лёд не из воды какой-нибудь артезианской скважины, а из самой Антарктиды или из Гренландии. Причём добывали этот лёд не на поверхности - рыли вглубь, чтобы добраться до той воды, которая замёрзла сотни тысяч лет назад, в те времена, когда на земле жили мамонты, а то и раньше. Как вам - употреблять продукт, который старше, чем вся человеческая цивилизация! Представляете какой комплекс ощущений даёт сочетание виски с таким древним льдом! В том то и дело, что весь этот комплекс ощущений достигается только потому, что ПОТРЕБИТЕЛЬ ЗНАЕТ о древности этого льда. А ещё потому, что древний лёд стоит огромных денег. Понятно - такое будут заказывать только в фешенебельных ресторанах, дорожащих своей репутацией. Понятно, что владельцы таких ресторанов будут ДЕЙСТВИТЕЛЬНО гонять самолёт в Гренландию за льдом, чтобы не потерять клиентов, но… Но если такому клиенту подсунуть вместо антарктического тысячелетнего льда, простую замороженную воду - уверен - ни один не заметит подмены. И будет вкушать эту воду из под крана, купленную за колоссальные деньги, с тем же сногсшибательным комплексом ощущений, что и тысячелетний лёд.(8)

 

То же можно сказать и о старинных винах - 1800-х годов, а то и раньше. Не буду врать - пробовал один раз - и не столетнее, а помоложе. Просто судьба распорядилась так, что своё тридцатилетие - в 1997 году, мне пришлось отмечать в Париже. По такому случаю решил раскошелиться.(9)  Как видите, не могу быть спецом в этом деле - слишком незначительная практика, но мне кажется, что вся ценность такого вина в том, что ты ЗНАЕШЬ, что оно сделано в те годы, когда не то что ты - твоя прабабушка ещё не родилась. Хотя, конечно какое-то время вино, отстаиваясь, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО улучшает свой вкус. Вернее не столько улучшает, сколько изменяет - опадают некоторые осадки, идут другие процессы. Потом это улучшение прекращается, некоторые вина начинают ухудшать свои качества. А когда - зависит от сорта. В общем, тут то же, что и с древним льдом - основная ценность таких вин, не столько в их уникальном вкусе, сколько в престиже, в их денежной стоимости.(10) Так же, как и ценность японского блюда из рыбы фуги, от которой можно умереть, если повар допустит хоть малейший промах при её приготовлении.

 

Кто-то из путешественников (по-моему, Бернгард Гржимек) писал, что если бы селёдка была бы редкой рыбой, а осетровые - наоборот, то на престижных витринах вместо чёрной икры гордо красовалась бы селёдка. Тут он немного утрировал, но суть договорных ценностей передана верно. Я иногда, после получения зарплаты, позволяю себе исследовать свойства продуктов, которые не являются предметом моего каждодневного употребления. Как-то решил рыбу исследовать - набрал сёмги, лосося, осетровых и тому подобной рыбы. Приготовил также селёдку особым способом - так, чтобы не было ясно, что это селёдка. Давал пробовать друзьям и знакомым - все признали, что каждая рыба имеет свой особый вкус. Каждая хороша по-своему. Когда я раскрыл, что одно из блюд сделано из простой селёдки, все удивлялись тому, что селёдка так достойно смотрится в ряду дорогих рыб.

 

К.Петров-Водкин. «Натюрморт с селёдкой». 1918.

 

А теперь ещё пример. Он взят из работ того же Бернгарда Гржимека. Это известный путешественник. Однажды в Африке он гостил у какого-то богача… Рассказ Гржимека я привожу по памяти, но суть в том, что у этого богача был повар, который прославился искусством приготовления котлет.  Совершенно случайно Бернгард зашёл на кухню и увидел следующее действо. Повар жевал табак и в фарш для каждой котлеты добавлял смачный плевок этого пережёванного табака. Изумлённому путешественнику он пояснил, что это придаёт котлетам особый вкус (ещё бы!). И вот за столом, когда дело дошло до котлет, Гржимек делал знаки своему компаньону по путешествию, чтобы он их не ел. Это было в присутствии хозяина. Компаньон намёка не понял, даже возмутился, что ему мешают наслаждаться неповторимым вкусом таких замечательных котлет. После обеда Бернгард рассказал товарищу в чём дело и того вырвало… А если бы не рассказал? Несомненно, тот так и остался бы поклонником котлет оригинального повара. Ведь слюна - биологическая субстанция и при соответствующей термообработке она пережарится и вполне может вписаться в фарш. Всё дело в нашем отношении к ней. Наверное воспитание того африканского повара было другим и он относился к еде не так, как европейцы - вот и всё… И не стоит презрительно морщиться! Немало найдётся народов, в культуре которых отсутствует поцелуй. Представьте себе, что бы сказал представитель такого народа о нашей привычке целоваться с любимыми, особенно если бы узнал, какую обширную микрофауну имеет слюна человека. А ведь поцелуй - это, по сути, обмен слюной между двумя разными людьми. Причём в слюне этой не убита микрофауна, как с случае с африканским поваром. Это не пережаренная - это сырая слюна. Надо добавить, что в тех местах, где люди бедны, где питаются грубыми продуктами, где нет специального детского питания, матери, порой до пятилетнего возраста, ВЫНУЖДЕНЫ кормить детей пищей, которую они для этого специально пережёвывают. Иначе их дети не выживут.

 

О.Роден. «Поцелуй». 1886.
Поцелуй – это, по сути, обмен слюной между двумя разными людьми.

 

Да что там говорить - возьмите Библию - и вы увидите, что Бог разрешил евреям есть саранчу (так называемые акриды), но почему-то запретил употреблять свиное мясо, или мясо лебедя. С другой стороны, чем саранча хуже других членистоногих, таких как раки с омарами? Разве, что может выступать в качестве компенсации за съеденный ею урожай. А что оставалось делать, обреченным на голод, людям? Вот они саранчу сушили и запасали, "благо" её стаи сплошным слоем покрывали поля. Какой-никакой, а белок. Кстати, порой традиции и табуированные запреты мешают людям увидеть пищу, что называется, под ногами. Наши военные бывшие во Вьетнаме рассказывают, что были удивлены, когда во время войны вьетнамцы голодали в джунглях, но не употребляли великолепных грибов произрастающих там. Они просто не знали, что их можно есть. Если верить, воспоминаниям наших инструкторов, то именно они научили вьетнамцев употреблять в пищу грибы. С другой стороны немногие наши крестьяне, во время голода догадывались употреблять в пищу, привычных для тех же французов, улиток и лягушек. Так проявляются табу заложенные воспитанием.

А что вы скажете на то, что наш любимый мёд можно назвать… ну если грубо выразиться(11)… - отрыжкой пчёл? Пчёлы едят пыльцу цветов, потом отрыгивают переварив её и получают мёд, чтобы кормить своих "младенцев", кстати волки тоже так делают. Так что на этом примере видно, как договорные ценности, включающие такие понятия, как брезгливость, определяются не только нашей биологией, но и воспитанием. В отличие от природных ценностей. Хотя частично брезгливость определяется и природными ценностями. Базовая, присущая ВСЕМ ЛЮДЯМ от природы брезгливость, относится в основном к тем веществам, которые вредны для жизнедеятельности организма. Но об этом в заключительной главе.

 

Между прочим, некоторые блюда, которые мы любим, были ОТКРЫТЫ людьми от нищеты. Вот пицца - она появилась, потому, что бедняки, в отличие от богачей, НЕ МОГЛИ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ выбрасывать слегка подпорченные продукты - они их клали на тонкий слой раскатанного теста и пережаривали, чтобы убить неприятный запах.(12) Клали сверху какие-нибудь помидоры или ещё что-нибудь, чтоб сочно было. Использовали также такое свойство сыра, как способность плавиться. Расплавленный сыр скрывал эту мешанину, придавая ей не только особый вкус, но и приличный вид.

У нас тоже есть подобное блюдо история которого идёт от стремления не выбрасывать подпорченные продукты. Это солянка. Сейчас - вполне респектабельное блюдо, его подают в ресторанах. Хотя имя не соответствует сути. В солянку кладут соли не больше, чем в любой другой суп. Просто солянкой её назвали, чтобы скрыть истинное название - селянка. То есть, еда селян, или крестьян, если понятнее сказать. Они остатки разной пищи переваривали на крепком бульоне.

А вот как появилась наша любимая, чуть присоленная, селёдка. Когда я учился в институте,  в общежитии вместе с нами проживали студенты из Средней Азии - так они отмачивали селёдку и жарили. Это нас изумляло. А ведь изначально было именно так. Её ловили португальские рыбаки. Холодильников тогда не было и жёны, а также торговцы поджидали рыбаков, чтобы сразу эту селёдку варить, жарить, вялить, делать из неё таранку. Потом всю селёдку возле берега выловили - пришлось уплывать дальше. А по той жаре - пока доплывёшь в порт  - рыба пропадала. Чтоб не пропала - моряки присаливали её в бочках. А потом хозяйки отмачивали. Видать кто-то очень голодный не дождался пока отмочат, решил съесть сырую - попробовал - понравилось. Так мы и едим её сейчас - не отмоченную от соли.

А вот ещё - это уже моё открытие, а не вычитанное. Хотя может быть и не моё - не буду проверять в Интернете такую мелочь - не моё, значит, снимаю шляпу перед тем человеком, который опередил меня. Однажды, когда я готовил голубцы, подумал - а при чём здесь капуста? Что за дивное сочетание - рис, фарш и капустный лист. Догадался только когда капуста закончилась - не рассчитал я немного. Хотел уж бежать на рынок, но заглянул в холодильник, а там перец сладкий лежит. Забил я оставшуюся начинку в этот перец, и тут меня осенило - а ведь у наших предков просто НЕ БЫЛО ДРУГОЙ ФОРМЫ, чтобы удерживать столь ДЕШЁВЫЙ фарш! Фарш из чистого мяса (пусть с добавлением хлеба) сам держит форму - получаются котлеты. Добавить немного риса, то есть удешевить блюдо - получаются тефтели. Они дешевле, но ведь на вкус не хуже котлет. Просто они ДРУГИЕ. А если семья совсем бедная, а хозяйка хочет порадовать её тефтельками. Что ей делать? У неё есть маленький кусочек мяса - на всех не хватит. Чтоб хватило, надо взять риса больше, чем для тефтель. Делает она фарш - начинает готовить… а тефтелька не держит формы - рассыпается. Можно в тесто, конечно, завернуть, но получаться рядовые пирожки. Вот она и додумалась завернуть фарш в распаренный капустный или виноградный лист. Получились голубцы. Или положить его внутрь перчины. Получился фаршированный перец. То есть, я хочу сказать, что голубцы и фаршированный перец появились не из-за какого-то особого сочетания вкуса капусты и перца с фаршем, а по совсем другой причине.  Капустный лист и перчина понадобились для того, чтобы удержать форму, чтоб фарш не рассыпался.

Так же многие популярные ныне латиноамериканские блюда из морепродуктов изобрели рабы. У них не было денег на телятину со свининой, как у их хозяев. Готовили всякую живность, что под руку подвернётся… Теперь эти блюда подают в крутых ресторанах.

 

Чтобы продолжить латиноамериканскую тему, поговорим о сигарах. Когда-то в Советском Союзе были очень дешёвые сигареты с фильтром, если мне не изменяет память, назывались они "Партагас". Стоили 20 копеек. Для сравнения - "Столичные" тогда стоили 60 копеек, "Космос" - 70, "Мальборо", которое СССР выпускал по лицензии - 1 рубль, американское "Мальборо" - 1 руль 50 копеек. Я не любил  "Партагас" и при отсутствии сигарет с фильтром, предпочитал "Приму" за 14 копеек, или "Ватру" - за 25. А  "Партагас", между прочим, кубинские сигареты. И делали их из того табака, который оставался при изготовлении знаменитых кубинских сигар. То есть из табака самого высочайшего в мире класса.

А вот сигары я любил. Конечно не на бегу на улице, а в соответствующей их статусу обстановке… но любил. И как-то подумал - "Как же так! Табак очень похож. Запах тот же. Почему мне нравятся сигары, но не нравятся сигареты сделанные из того же табака, на тех же фабриках?"… Тут мы подходим к тому, что называется чистота стиля. Ведь сигары я любил вовсе не из-за дыма. Любил за их антураж. Курил я их только вместе с ромом или виски, крайний случай - с кофе, осознавая свою причастность к тому, тогда далёкому миру, который символизировали сигары. К Черчиллю и Фиделю, к пальмам на берегу океана, к зажигательным мулаткам и к тому подобным аксессуарам иной, неизвестной мне жизни. Не спешите думать, что эта жизнь круче… Вовсе нет. Всё дело в чистоте стиля. Сигары надо запивать ромом или коньяком, закусывать шоколадом… Но если у тебя на столе вместо рома и коньяка самогонка, а вместо шоколада огурец - сигары будут нелепой безвкусицей в этом антураже. Ром с шоколадом, ничуть не лучше самогона с огурцом. Они просто разные - вот и всё. И это при том, что ром, по сути - тот же самогон, только приготовленный на базе сахарного тростника, так же как и виски - самогон на базе картофеля. Хотя эти напитки во многом и отличаются от нашего родимого самогона.

 

Известные любители сигар – Уинстон Черчилль и Фидель Кастро.

 

За самогоном с огурцом для меня стоит картинка, ничуть не худшая, более того, лучшая -  гораздо изысканнее и утончённее, чем мулатки под пальмами. Неповторимая именно своей невозвратимостью. Вот она.

1986 год подходит к концу. Через пару дней Новый Год. Мне девятнадцать лет. Я сержант Советской Армии. Служу в артиллерийском полку. Нашу дивизию отправляют на учения. Стоят сильные морозы. Полковник Ознобкин - начальник артиллерии дивизии. То есть, наш полк, наряду с некоторыми другими частями, находится в его прямом подчинении. Он старый, лысый и крикливый. До того крикливый, что начальник штаба нашего полка, подполковник прошедший Афганистан, однажды не выдержал и перед всем строем отчеканил буквально следующее:

- Товарищ полковник - вы тормоз советской артиллерии!

Полковнику скоро в отставку. Он не хочет морозить свои старые кости и даёт поручение нашему полку обеспечить ему комфорт в заснеженных лесах, где нет человеческого жилья и куда на две недели отправляется наша дивизия. Полковник не хочет жить в палатке, как мы. Командир полка выделяет автомобиль с большим металлическим фургоном. В фургоне дверь, два окошка и больше ничего. Задача - приварить к фургону складную лестницу, оборудовать его печкой, а изнутри обшить пенопластом, чтобы держал тепло. Сверху пенопласт обить фанерой и обеспечить уютную обстановку. Выполнение сей ответственной задачи поручают мне и капитану Кондратенко. Он хромой и пожилой.(13) В училище он был на два курса старше начальника штаба нашего полка - и частенько гонял того. Теперь тот его начальник. Более того - Кондратенко начинал службу вместе с нашим комдивом, который надеется вот-вот получить звание генерала.(14) Комдив, вступив в должность, сразу же вызвал к себе своего бывшего сослуживца и первое, что сказал ему - "Ну ты и даёшь! До сих пор капитан!!! Всего лишь, ремонтной ротой командуешь! Я думал ты как минимум комполка!". Понятно - хотел похвастаться своими успехами. Кондрату (так мы называли капитана) скоро в отставку. О своей неудачной службе он говорит коротко - "В струю не попал". Очень ёмкая фраза. Она и оправдывает капитана - мол, не он виноват, а струя. И вместе с тем выражает его отношение к военной карьере. Мол, есть какая-то струя, которая одних выносит наверх, других оставляет внизу. Хотя  мне девятнадцать - я понимаю - дело не в струе - Кондрат любит выпить. И в командиры роты его разжаловали из начальника службы ГСМ (горюче-смазочных материалов). За время его командования  службой из подведомственных складов исчезло 130 литров чистого спирта. Командир полка понял, что Кондрат не пустил спирт налево. Он его просто выпил. Такая причина для нашего человека является вполне уважительной. Начальство к беде капитана отнеслось с пониманием. Поэтому его не отдали под суд, а дали возможность дослужить до пенсии, пусть и на более низкой должности.

При помощи неизвестного мне бартера, командир полка договорился с каким-то заводом в городе Днепропетровске о том, что тамошние мастера будут делать нашу машину, а мы с Кондратом будем надзирать за сим процессом и помогать по необходимости.

Наша дивизия дислоцирована в пгт. Гвардейское и отрезана от цивильного мира речкой с одной стороны и сосновыми лесами с трёх других. В Днепропетровск мы едем на автобусе. Капитан даёт мне команду - в четыре утра следующего дня - за два часа до подъёма взять топор, четырёх солдат и нарубить много-много ёлочек. Понято, что ёлочками мы называем сосны, предназначенные к новогоднему празднику. Потом надо прийти с этими ёлочками на автобусную остановку, воткнуть их в снег (вроде бы они там растут) и ждать капитана. Приказ своего командира я, разумеется, выполнил. По прибытии в 6 утра первого, почти пустого, автобуса, мы забиваем его ёлочками и едем в Днепропетровск. Там, Кондрат каким-то образом меняет наши новогодние ёлки на трёхлитровый бутыль великолепнейшего самогона.

И вот та сценка, к которой меня постоянно возвращают воспоминания… во время питья самогона.

Подвал в одном из цехов завода. Стёкол на окнах нет, за окнами снег, но в подвале тепло. Там толстые горячие трубы. Стол без скатерти. На нём бутыль самогона. Три гранёных стакана. Пачка "Беломора", спички. В миске - горка превосходных солёных огурчиков, рядом - порезанное сало, чеснок, чёрный хлеб.  Тут же бобинный магнитофон, и надо всем этим великолепием разрывается длинная-длинная песня Высоцкого: "Жил я славно в первой трети…". Наш собеседник - дядя Вася. Он прошёл, как говорится и Крым и Рым. Дядя Вася бывший зэк. На нём чёрная замасленная фуфайка. Он мастер на все руки. Это именно он оборудует машину для Ознобкина. Самогон вовсе не мешает дяде Васе работать. Им он начинает свой рабочий день, им и заканчивает. И вот рабочий день подходит к концу. Надвигаются ранние багряные сумерки. Мы сидим в подвале и неторопливо разговариваем "за жисть". О том, какая она нелёгкая, изменчивая и удивительная - эта самая… наша жизнь…

Итак - стиль - только тогда СТИЛЬ, если за ним стоит ТРАДИЦИЯ. Самогонку я начал пить в армии, но и после - со слесарями, колхозниками, или сокурсниками антураж был тем же. Гранёные стаканчики, "Беломор", "Казбек", или "Прима", солёные огурчики. Если закусывать вино салом, а самогон шоколадом - это безвкусица. Жизнь нередко делала здоровую крестьянскую пищу модной и популярной в аристократических кругах. Поэтому тот антураж, который я описал - имеет право на жизнь! И советский гранёный стакан, я уверен, со временем будет подаваться к самогону в самых продвинутых ресторанах.(15) Люди со вкусом поймут - насколько это круто! А вот если в гранёный стакан налить столетнее вино - это явная безвкусица, точно такая же, как самогонка в изысканном  бокале… И ещё. Мне кажется, что я человек открытый к любым новым веяниям. Но, уж простите меня, я не могу представить, что вокруг нынешних пластиковых стаканчиков может появиться какой-то стиль… Гранёный стакан стоит не намного дороже пластикового, но мне кажется, что это вещи из разных миров. Хотя возможно  я слишком консервативен. Ведь сейчас тоже кому-то девятнадцать, сейчас ведь тоже проходит чья-то юность и наверное, четверть века спустя, для этих людей наше неуютное безумное время тоже будет казаться далёким романтическим прошлым…

 

 

…Я несколько увлёкся воспоминаниями и отвёл им больше места, чем предполагал, поэтому остальные мысли, которые хотел изложить в этой главе, придётся затронуть только короткими тезисами./p>

Закончим с продуктами питания. Возьмите луковицу, снимите и выбросьте верхний слой шелухи - тот, который грязный. Нижний слой золотистой шелухи не выбрасывайте, а положите её в ситечко и поварите в кипящем курином бульоне. Ситечко не позволит шелухе попасть в бульон, зато он приобретёт превосходный золотистый цвет. Шелуха не меняет вкус бульона, но вкус всё же изменится. Бульон станет гораздо лучше. Если вы внимательно читали то, что сказано выше - поймете, почему так. Вкус той или иной еды формирует не только химический состав, который попадает на наши вкусовые рецепторы. Выше мы говорили о том, как меняет вкус наше знание о том или ином продукте. Но важно не только знание. В данном случае мы говорим об аппетитном виде. Кстати, приведённая здесь информация поможет также избежать обмана со стороны производителей продуктов. Они то знают об этом и нередко "втюхивают" покупателям всякую гадость обернув её золоченой обёрткой. Согласитесь - лучше сделать эту "обёртку" самому, пусть даже использовав такую нехитрую вещь, как шелуха, вместо того, чтобы быть жертвой чьего-то обмана. Я например, для борща беру белую фасоль, а для некоторых видов супа - коричневую. Мелочь. Зато суп с такой фасолью приобретёт приятный цвет. А вот цвет борща определяет томат и оттенок кожуры фасоли в борще будет излишним.

 

Теперь немного об одежде. Кто-то из знаменитых модельеров, лет десять тому назад сказал, что ни один его костюм, если исходить из расходов на материю и пошив - не стоит больше 150 долларов. А продаёт их он по пять тысяч - клиент просто доплачивает за марку. Это всё равно, что подпись знаменитого художника на картине. Просто те, кто носят такие костюмы чувствуют себя крутыми. Ещё бы - они одеваются от Кардена, от Версаче и этим осознают свою причастность к элите. Но вот ПРАКТИЧЕСКАЯ ценность такой вещи - не выше ценности простого добротно пошитого костюма из хорошей материи. В нашем примере модельер даже определил разницу - 4850 долларов, из пяти тысяч - доплата за крутизну. Явное проявление договорных ценностей.

То, что описано в первом разделе о картинах, можно сказать и о моде. Я имею в виду то, что пышно назвали "высокой модой". И тут чистые стили уже исчерпаны. Остаются лишь комбинации. И когда модельер делает показ нелепой одежды - со всякими башнями на голове и металлическими юбками шириною три метра, или демонстрирует модель в корсете сделанном из шоколада  - это такой же эпатаж, как и перфомансы  Кароли Шниман. Правда моду несколько сдерживает то, что совсем уж нелепые вещи никто носить не будет. У живописцев такого сдерживающего начала нет. В общем - если коротко - большинство "прибамбасов", демонстрируемых на показах так называемой высокой моды, также неглубоки и примитивны, как большинство картин, так называемой, современной живописи, состоящих из нелепых кружков, линий и хаотичных мазков.

 

Вряд ли такое платье можно носить где-либо за пределами подиума.

 

Несколько сложнее ситуация с породами животных. Изначально их выводили для практических целей, и отличие лайки от сенбернара обусловлено практическими ценностями, а не договорными. Но когда люди начали изощряться, выводить новые породы ради своей забавы, порой при этом наделяя несчастных животных такими свойствами, что их жизнь превращается в мучение, тогда  мы можем говорить о том, что ценность той или иной декоративной породы - договорная. То есть кошка или собачка стоящая огромных денег, отличающаяся от своих беспородных собратьев едва заметными нюансами, ничуть не лучше их, как и не хуже. Её ценность - обусловлена не практическими свойствами, а лишь игрищами богатых, не знающих чем себя занять, людей.

Кошка или собачка, стоящая огромных денег, отличается
от своих беспородных собратьев едва заметными нюансами.

 

Признаки пород, когда они приобрели декоративное значение - не более, чем условности, признавать которые решили ДОГОВОРИВШИЕСЯ межу собой, люди. Естественно, этот договор "заключался" негласно, много лет, на уровне подсознания. Договаривающиеся даже не догадывались о том, что они участвуют в установлении ещё одной, очередной шкалы договорных ценностей. p>

 

ТТо же и в геральдике. Если вы поговорите со специалистом в этой области, поймёте, как сложно составить правильный герб, сколько надо учесть мельчайших нюансов, известных лишь посвящённым, но… Но, если бы какой-нибудь кондотьёр собрал вокруг себя шайку хороших солдат, нарисовал бы себе "неправильный" герб и завоевал бы пару тройку герцогств или королевств, установил бы свою династию, то герб менять ему бы не пришлось. Наоборот - "геральдистам" пришлось бы менять свою науку, устанавливать новые правила со всеми своими червлеными щитами и белыми орлами, исходя из уже свершившегося факта. Вся геральдика зиждется на системе договорных ценностей установленных во времена феодализма.

Герб Щербачевых.
Если вы поговорите со специалистом в геральдике, поймёте, как сложно
 составить правильный герб, сколько надо учесть мельчайших нюансов.

 

И это не говоря уже о том, что именно договорные ценности определяют баснословную стоимость редких марок, приобретаемых филателистами, или монет, за которыми "гоняются" нумизматы. Точнейшая копия того же, Константиновского рубля, одной из редчайших монет в истории человечества, будет стоить в тысячи и тысячи  раз дешевле оригинала.p>

 

ЗаЗакончим главу той же темой, что и начали - правилами поведения. Правила поведения в системе договорных ценностей, основываются на немногих природных ценностях, общих для всех людей. Таких как различие между полами. Разница в возрасте. Деление людей на доминантов, субодоминантов и подчинённых, которое присуще и многим другим млекопитающим, живущим стаями или стадами. И некоторых других. Но на базе этих общих природных ценностей разные социумы создали свои системы договорных, причём настолько различных, что норма одной системы является опасным отклонением в другой. Я не буду описывать здесь такие моменты как, различное отношения к женщине в европейской и мусульманской культуре, или особенности поведения японцев на переговорах с американцами. Об этом и так много пишут.

Лучше скажу пару слов о европейской культуре, к которой принадлежим и мы. Во время перестройки один юморист, который сейчас издевается над американцами, с не меньшим запалом издевался над своими соотечественниками.(16) Он рассказывал, как советские люди заказали на Западе в ресторане омара. К омару подали чашу компота где плавал персик и, по-моему, оливки. А дальше этот юморист со злорадным смехом сказал, что компот тот был предназначен для мытья рук после употребления омара, а наши - вместо того, чтобы в нём руки полоскать - взяли и выпили его. Вот мол, какие дураки! На этом основании он делал вывод об отсталости и неполноценности своих соотечественников перед "просвещёнными" западными людьми. Хотя на самом деле этот "умник" продемонстрировал не только лакейское низкопоклонство перед Западом, не только свою дикую закомплексованность, но и дремучую некомпетентность, и абсолютную глупость.(17) А что было бы, если бы это был компот для питья, а они бы в нём руки помыли? Что лучше бы было? Нормальные люди знают, что на стол в ресторанах обычно ставят продукты, для того, чтобы их есть и пить, а не миски для мытья рук. Для рук есть салфетки и рукомойники. Не подумайте, что я осуждаю тех, кто эту миску поставил. Я осуждаю только юмориста. А миска - такая же условность, как и все остальные в системе договорных ценностей.

 

Рассказывают, что когда Юрий Гагарин был на приёме у английской королевы, то за обедом перед ним разложили множество ножей и вилок самой разнообразной формы. Разумеется, Юрий Алексеевич не знал, да и не обязан был знать, какая вилка к какому блюду. Первый космонавт не растерялся и прямо спросил об этом королеву. Та в шутку ответила, что и сама до сих пор не разобралась в этих премудростях. Но если вы свято верите в то, что сам Господь Бог установил правило, согласно которому вилку надо держать в левой руке, а нож в правой - вы глубоко заблуждаетесь. Так ни сколько не удобней, чем наоборот - всё зависит от привычки и условностей, принятых в том или ином обществе. Правоверного иудея оскорбит, если вы ему предложите бутерброд с салом, а русский обидится, если американец придёт к нему в гости и положит ноги на стол. Для древних греков питьё неразбавленного вина считалось варварством, а для мусульманина питьё любого вина - нарушением религиозных норм. Список можно продолжать долго - но в любом случае, мы должны понимать, что все подобные нормы условны - ВСЕ они принадлежат к системе договорных ценностей. И нормы принятые в среде английских аристократов, ни чуть не лучше и не хуже норм, крестьянской общины. Кто ставит их выше, кто по отношению к странам Запада употребляет термин "цивилизованное общество" (как вроде все остальные не цивилизованные), тот демонстрирует глубокий комплекс провинциальной вторичности.(18)

 

И в заключение этой темы. Хотелось бы отметить один нюанс - есть правила, а есть… как бы их назвать… скажем так - "переправила". То есть правила для "самых продвинутых", столь углублённые правила, при соблюдении, которых эти "самые продвинутые" становятся похожими на "самых задвинутых". Поясню на простом примере. Есть правило пропускать женщин вперёд. Большинство женщин социума, в котором мы живём, об этом правиле знают. А есть дополнения к этому правилу. Они определяют ряд ситуаций, во время которых первым должен идти мужчина. Вот об этих дополнениях знают не все женщины. Скажем, в лифт должен первым заходить мужчина. Но, если ваша спутница не знает об этой тонкости, то сочтёт вас некультурным, когда вы пойдёте первым. Поди потом, объясни ей, что так принято "в лучших домах Ландона":)).

(продолжение темы в следующем эссе)

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 - Я не имею в виду декоративных шарфов - эти украшения, в контексте данного разговора скорее отнесём к бабочкам и галстукам, а не к шарфам, защищающим от холода.

2  - Понятие вкуса, в определённой мере, тоже договорная ценность:)).

3 - То что подходит для профессиональных дегустаторов, может оказаться очень неудобным для потребителей.

4 - Ситуация с бокалом напомнила мне о средневековом учёном, который для того, чтобы узнать, сколько лапок у паука, шёл в библиотеку прочесть, что сказано об этом у авторитета того времени - Аристотеля, вместо того, чтобы поймать паука и самому посчитать, сколько у него лапок.

5 - Оно выглядит белее мяса большинства млекопитающих.

6  - По традиции его называют просто мясом, а мясо птицы называют - птицей.

 

Рембрант. «Бычья туша».

Хаим Сутин. «Бычья туша».
Бычья туша глазами художников XVII и ХХ веков.

 

7 - Конечно, если он есть в данный момент в моём холодильнике:)).

8 - Наверное такой же кайф испытывают едоки пломбира покрытого... пищевым золотом (!) стоимостью в тысячу долларов за порцию. Судя по их лицам на телеэкране, удовольствие они получали весьма сомнительное - уж очень сильно кривились, поедая драгоценный пломбир. Зато ресторан прославился тем, что продаёт самое дорогое мороженное, получил определённую рекламу. Не удивлюсь, если узнаю,   что владельцы ресторана сами и проплатили поедание золотого мороженного, ради этой рекламы. Хотя... дураков во все времена хватало, может кто и действительно заплатил эту тысячу.

9 - Кстати, в том же ресторане я сделал ещё одно наблюдение, которое можно использовать в качестве иллюстрации к данной статье. К устрицам предлагали на выбор три соуса. Два вполне банальны - один с томатом, другой - без. А вот самый изысканный и дорогой - представлял из себя... обыкновенную морскую воду.

10 - Не так давно несколько калифорнийских учёных во главе с А.Рэйнджлером, провели интересный  эксперимент. 20 добровольцев дегустировали вино одного и того же сорта, а учёные наблюдали за активностью коры их головного мозга. Вернее той части коры, которая отвечает за определение вкуса. Было предложено три вида вина, не особо отличавшихся в цене. Но при одних дегустациях испытуемым говорили, что вина дорогие, при других - что обыкновенные. То есть учёные вводили людей в заблуждение. Эксперимент подтвердил то, о чём не трудно было догадаться. У тех, кто ДУМАЛ, что пьёт дорогое вино, повышалась активность коры головного мозга, они заявили, что такие вина вкуснее. Так учёные подтвердили, что цена влияет на оценку вкуса. Кроме цены - влияют сведения о происхождении продукта, о его марке, об оценке эксперта. Практичные американцы сразу же решили использовать свои наблюдения в сфере рекламы. Я помню, как в 1989 году, будучи воспитателем в пионерлагере, интуитивно применял подобный метод. Как-то дети моего отряда не хотели есть тушёную капусту (большинство детей её не любит), тогда я рассказал им историю этого блюда. О том, что капуста была излюбленной пищей древних римлян, что её выращивали Геракл и Диоклетиан, что её давали перед боем для храбрости… И что же вы думаете? Съели. Не успел я закончить свой рассказ, все тарелки опустели.

11 - Договорные ценности во многом определяются тем, как мы НАЗОВЁМ тот или иной предмет, то или иное действие, можно сказать об одном и том же  - "Иван Иванович в первые годы семейной жизни не терял времени даром, в результате у него появилось трое очаровательных ребятишек". А можно сказать и так - "В начале девяностых Иван Иванович активно размножался, регулярно вступая в сексуальный контакт с особой женского пола, в результате, он получил большой приплод в виде двух особей мужского пола и одной - женского". Да что там Иван Иванович! Когда я решил ПОДРЯД прочесть Библию и в п.9, 7-й главы книги пророка Иезекииля прочёл, что Бог говорит о Себе - "Я Господь каратель", меня это несколько смутило. Всё-таки карателями мы называем обычно полицаев и тому подобный сброд. Но вдумавшись, я понял, что мы просто подменили слово, мы используем его неправильно. Ведь "кара" это СПРАВЕДЛИВОЕ наказание. Поэтому полицаев с фашистами надо называть садистами, убийцами, душегубами, но… Но слово "каратель" уже настолько вошло в наш лексикон с негативным оттенком, что требуется определённое осмысление, чтобы понять, как это библейское слово изменило своё первоначальное значение.

12 - А заодно и вредоносные микробы - добавим мы - люди, живущие в век развитой биологии.

13 - Тогда ему было 40 лет, но мне он казался пожилым.

14 - Он провалил учения, о которых я пишу, и генерала ему не дали. По крайней мере тогда.

15 - Главное, чтобы традиция шла от жизни, а не от нелепых выдумок вроде фужеров для нюханья коньяка. Это конечно тоже своеобразная традиция, но уж больно неудобны эти фужеры.

16  - Вот уж нос по ветру человек умеет держать - нигде не пропадёт! К каждой системе приспособится!

17 - Особенно смешно, когда те кто считают себя  художниками и писателями проявляют комплекс неполноценности перед, так называемым "мировым уровнем" в живописи и литературе. Под "мировым уровнем" понимают США и Западную Европу, а своих соотечественников считают людьми второго сорта. Такие "художники" не понимают, что настоящий творец должен быть с культурой "на ты". Он не боится высказывать своего мнения, если даже оно идёт в разрез с мнением интеллигенции и широких масс. Настоящий творец живёт внутри культуры,  он всегда чувствует, что мировой уровень, это то, что он делает здесь и сейчас. Он не должен ровняться на заданные стандарты. В противном случае, он не творец и будет вторичен. Надо уметь понять, что те, кто создавали шедевры в Афинах или в Париже, были гениями не потому, что творили в Афинах или в Париже. Наоборот, именно их творчество сделало эти города мировыми культурными центрами своих эпох.

18 - Может кто не знает - нет никакой ДРЕВНЕЙ английской аристократии, практически вся она была истреблена ещё в XV веке - во время войны "Алой и Белой Розы". Да и почти все оставшиеся - новые аристократы - липовые. Кто не верит, пусть почитает работу Г.К.Честертона "Возвращение Дон Кихота" о том, что стоит за громкими титулами многих родов. Конечно, это сказано полушутя, всё зависит от терминологии - КОГО называть аристократом. Но факты в этом тезисе верные - и о войне XV века, во время которой древняя знать перебила сама себя, и о липовых титулах, которые активно раскупались разбогатевшими буржуа. Так что рекомендую использовать формулу об аристократии, для того, чтобы осадить сильно рьяных поклонников аристократизма и западных ценностей. Их сейчас много на Руси развелось. Но ни образованием, ни умом эти люди, как правило, не обременены.

 


Далее читайте:

Сергей Аксененко (авторская страница).

Договорные ценности:

1. Эссе о живописи. 18.05.2010

2. Эссе об эстраде и подиуме. 03.06.2010

3. Эссе о традициях и обычаях, о еде и одежде. 29.06.2010

4. Эссе о деньгах. 14.07.2010

 


 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС