Воскресенский мужской монастырь
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ МОНАСТЫРИ >

ссылка на XPOHOC

Воскресенский мужской монастырь

1657 г.

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Воскресенский мужской монастырь

Воскресенский мужской монастырь “Новый Иерусалим”, Московская еп., ставропигиальный, Звенигородского у., при г. Воскресенске. Основан патр. Никоном по образцу Иерусалимского храма Воскресения Христова. Еще в 1657 патр. Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Феодор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение, но здание было окончено только в 1685, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патр. Иоакимом. Воскресенский собор Нового Иерусалима — собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма Гроба Господня, возвышающегося на 30 сажень над всеми монастырскими постройками. Потом весь этот величественный собор имел несколько измененный вид против первоначально построенного патр. Никоном. Главные капитальные работы по возобновлению его были произведены при имп. Елизавете Петровне арх. Б. Растрелли, под наблюдением настоятеля монастыря архим. Амвросия (впоследствии — архиеп. Московского) на средства московского купца, фабриканта П.Г. Цурикова. Внутренность собора разделялась на 4 части: 1) кувуклия Гроба Господня, 2) храм Воскресения Христова, 3) главный алтарь этого храма и 4) приделы позади большого алтаря. Во всем соборе насчитывалось до 30 приделов. Кувуклия была устроена в виде двухъярусной часовни с Гробом Господним внутри; она из мрамора, со многими изящными колоннами и другими украшениями. Внутренность ее окована вся листовым золотом, и горящие лампады пред Гробом Господним придавали этому святилищу невыразимое величие. В храме Воскресения Христова главный алтарь его представлял собою величественное сооружение церковного зодчества и не имел себе подобного в России. В алтаре помещались патриаршие престолы и хоры в память Семи Вселенских Соборов.

С.В. Булгаков

Русское небо


Новоиерусалимский монастырь, Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, мужской монастырь, - основан в 1656 году патриархом Никоном около Москвы (современный город Истра, Московской области) как подмосковная резиденция патриарха. Воскресенский собор монастыря (1656-1685), скопированный с храма того же названия в Иерусалиме, "скит" Никона (1658), каменная ограда с башнями (1690-1694), надвратная церковь (1694-1697) и другие здания Новоиерусалимского монастыря, роскошно отделанные майоликой и лепными украшениями, - замечательный архитектурный ансамбль 17-18 веков. В его создании разновременно участвовали: П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, M. P. Казаков, К. И. Бланк и другие мастера и архитекторы. В 17 веке в Новоиерусалимском монастыре существовала крупная библиотека, составленная Никоном из рукописей, взятых из других монастырей. К середине 18 века Новоиерусалимский монастырь становится крупным феодальным хозяйством, до секуляризации 1763 года ему принадлежали 13 тысяч крепостных крестьян. Монастырь закрыт в 1918 году. В 1920 году в зданиях Новоиерусалимского монастыря открылся Художественный исторический и краеведческий музей, с 1935 года - Московский областной краеведческий музей. В 1941 году немецко-фашистские захватчики разграбили коллекции музея, взорвали и сожгли архитектурные памятники Новоиерусалимского монастыря. Музей вновь открыт с мая 1959 года.

В. И. Сергеев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.


ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (или Новый Иерусалим) — мужская необщежительная ставропигиальная обитель. Находилась на р. Истра, возле г. Воскресенск, в 60 км от Москвы. Осн. в 1656 патр. Никоном на земле, купленной у помещика Р. Боборыкина. Сначала Никон построил здесь деревянную ограду с башнями, а посередине деревянный храм и пригласил на его освящение царя Алексея Михайловича. «Какое прекрасное место,— восхищённо произнёс государь,— как Иерусалим!». Патриарху понравилось замечание царя, и он решил создать на этом месте подобие настоящего Иерусалима: снова послал А. Суханова в Палестину, обязав его привести точный план с иерусалим. храма Воскресения Господня. Когда Суханов вернулся, началось сооружение Воскресенского храма по его иерусалим. образцу. Окрестности В. м. были названы именами ист. мест в Палестине: так, Истру Никон назвал Иорданом, одну из часовен — Элеоном; были здесь Рождества Христова и Вифлеемский храмы, а 2 главы Воскресенского собора носили имена Голгофа и Гефсимания. В этом гл. храме монастыря богослужение совершалось по чину иерусалим. храма. «Патриарх Никон построил сперва на сем месте… малую деревянную церковь во имя Воскресенья Христова, потом, получив модель из Иерусалима, он приступил к созиданию сего храма и воздвиг его почти по самые своды, в течении девяти лет вольнаго своего заключения в ceй обители, когда оставил жезл свой в Московском соборе и перестал заниматься делами патриаршими. Он прожил все cиe время в пустынном столпе, на берегу Истры, его Иордана, и заботился ревностно о строении храма, делая сам кирпичи и нося их, как простой каменщик. Когда же, по суду Восточных Патриархов, был он совсем отчужден от патриаршескаго служения и сослан на Бело озеро, остановилась и работа храма, и в таком положеньи оставался он 13 лет, доколе Царь Феодор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону не повелел продолжать строение. Благочестивая Царевна Taтианa Михайловна много пожертвовала денег и утварей для довершения обители, но здание было окончено только в 1685 году, уже при двух Царях Иоанне и Петре, и храм освящен в их присутствии Патриархом Иоакимом». В Иосафатовой долине монастыря, названной так потому, что вдоль её Никон приказал выкопать «Кедронский поток, для большаго подобия, хотя самая местность не похожа здесь на Иерусалимскую: Кедрон должен протекать с запада, а не с востока, и гористое положeниe Воскресенской обители более напоминает с сей стороны храм Соломонов на высотах Мории, нежели храм Св. Гроба, находящимися внутри города. Скит Никона стоит уединенно посреди долины. Там, по подобию древних скитников Сирии, искал он безмолвия во время строения храма и провел восемь лет в своенравном заключении, которое сделало столько вреда ему лично и самой Церкви, прежде заточения его на Белом озере». В подземной части странного столпа, где размещались кельи послушников, кухня, кладовая — и все это на площади ок. 6 м2; узкая высокая лестница, по которой было очень трудно подниматься, а ещё труднее спускаться, вела в 3 жилые кельи самого патриарха, того же размера; ещё выше находилась его молельня и церковь Богоявления, где он ежедневно совершал литургию, как простой пресвитер. Можно было только «удивляться тесноте церкви и келий, тем более, что Никон, судя по описаниям и портретам, был очень высокого роста; тут же и самая трапеза, бывшая вместе письменною келиею…». В. м. был известен редкими памятниками церковной старины; в нём была размещена картинная галлерея древней церковной живописи. Имел 5 церквей; в храме Воскресения находилась чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. В 1726 В. м. сгорел и восстановлен был по указу имп. Елизаветы Петровны лишь в 1749—1756.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

Далее читайте:

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав.

Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников.

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Религиозные деятели:  | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА |

Литература:

Леонид, архимандрит. Историч. описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, М., 1876;

Некрасов А. И., Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества, в кн.: "Ежегодник музея архитектуры", т. 1, М., 1937.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС