Никон (Минов Никита) |
|
1605-1681 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Никон (Минов)
Никон. Портрет работы Виктора Шилова. НИКОН (светское имя Минов Никита) (1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Родился в Нижегородском уезде в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе, а в 30 постригся в монахи. Благодаря .энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру и стал патриархом Русской церкви. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 354. Никон (светское имя - Никита Минов) (1605 - 16.VIII.1681) - церковно-политический деятель России 17 века, патриарх русской церкви. Родился в Нижегородском уезде в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе. В 1635 году постригся в монахи. В 1643 году стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 году Никон своей энергией и смелостью обратил на себя внимание Алексея Михайловича. С этого времени началось возвышение Никона, который использовал свое все более возрастающее влияние на царя (царь называл Никона своим "собинным другом"). В 1646 году Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному "кружку ревнителей благочестия". В 1648 году Никон стал митрополитом в Новгороде, где принял активное участие в подавлении восстания 1650 года. В 1652 году Никон был возведен в сан патриарха. Весной 1653 года по инициативе правительства и в соответствии с его политическими целями Никон начал проведение церковных реформ. Исправление книг и обрядов по греческому образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами; унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Реформы были враждебно встречены значительной частью русского духовенства, выступившей против нововведений; в церкви возник раскол. Никон и светская власть преследовали раскольников, среди которых были и единомышленники Никона по кружку ревнителей благочестия. Никон активно участвовал в решении политических вопросов. Он склонял царя к прекращению войны с Польшей и был сторонником борьбы со Швецией за Балтийское побережье. Неудача борьбы за выход к морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Никона вызвали расхождение между царем и Никоном. По мысли царя, церковные реформы должны были стать новым этапом подчинения церкви светской власти. Никон, напротив, стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления власти патриарха с тем, чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис "священство выше царства", он пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Разрыв произошел в 1658 году, когда Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 году самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666-1667 годов, подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер. В. С. Шульгин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967. Литература: Быков A. A., Патриарх Никон. Биографич. очерк, СПБ, 1891; Гиббенет Н. A., Ист. исследование дела патриарха Никона, ч. 1-2, СПБ, 1882-84; Каптерев Н. P.Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев-Посад, 1909-12; Никольский H. M., Истории рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Устюгов Н. В. и Чаев Н. С., Рус. церковь в XVII в., в сб.: Рус. гос-во в XVII в., М., 1961. НИКОН (Никита Минов) (1605-17.08.1681), патриарх Московский и всея Руси (1652-1667). Святейший патр. Никон, во св. крещении Никита, родился в с. Вельманове Княгининского у. Нижегородской губ. Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик сумел выучиться грамоте, а приобщившись через чтение и личное благочестие к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни. Тем не менее Никите пришлось покинуть обитель, уступая просьбам родственников, он вернулся домой и женился. Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет. Когда прижитые в браке дети умерли, он убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря. Постригшись там с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия. Со временем переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, в 1643 был избран там игуменом. Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с царем Алексеем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу. Желая иметь своего “собинного” друга возле себя, царь повелел перевести его архимандритом московского Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков. В свою очередь Никон должен был каждую пятницу являться к государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных. Совместная благотворительность сближала их еще сильнее. В 1648 Никону было определено стать митрополитом Новгородским. От царя он получил особые полномочия — наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, узников из темниц. На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт: народ по незнанию принял хлеб, вывозимый в Швецию (в счет выкупа за православных беглецов, искавших у России защиты), за признак боярской измены. Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и крестным ходом пошел на бунтующих. Пораженные его твердостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед царем. “О, крепкий воине и страдальче Царя Небесного, о, возлюбленный мой любимче и сослужебниче, святый владыко, — писал Никону царь двумя годами позже, приглашая его в Москву принять участие в выборах нового патриарха взамен почившего Иосифа. — Возвращайся, Господа ради, поскорее к нам... а без тебя отнюдь ни за что не примемся”. Влияние Никона росло, несмотря на боярское недовольство, и на соборе в Москве он был назван в числе “двоюнадесяти духовных мужей”, которые по велению царя были представлены духовенством в качестве кандидатов “ко избранию на патриарший престол”. 22 июля съехавшемуся на собор священству было предложено возвести достойнейшего из них — “мужа благоговейного и преподобного” на патриарший престол. Митр. Казанский Корнилий известил царя об избрании Никона, но согласие последнего последовало далеко не сразу. Разумея тяготы предстоящего служения, зная о враждебном отношении к нему со стороны боярства, Никон долго отказывался. Даже приведенный против воли в Успенский собор Кремля, он не соглашался и там. Лишь тогда, когда царь и все присутствовавшие пали на землю и со слезами просили его не отрекаться вновь, он, умиленный, согласился, но потребовал от присутствующих обязательства “содержать евангельские догматы и соблюдать правила святых апостолов и законы благочестивых царей”. “Если обещаетесь слушаться меня, — просил Никон, — как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я, по вашему желанию, не стану больше отрекаться от великого архиерейства”. Царь, бояре и освященный собор произнесли пред святым Евангелием и чудотворными иконами обет исполнять предложенное Никоном, после чего он занял место патриарха всея Руси. “Тесная дружба соединяла Никона с царем. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. Великий ум последнего отпечатлен на счастливых годах царствования Алексея”, — пишет церковный исследователь Н. Д. Тальберг, осмысливая роль патриарха в русской жизни той поры с высоты XX столетия. Державные заслуги первосвятителя велики и несомненны. Он сыграл чуть ли не решающую роль в деле присоединения Малороссии, благословил царя на войну с Польшей ради воссоединения русских земель. Отправляясь в 1654 в поход, Алексей оставил Никона правителем государства, несмотря на очевидное недовольство родовитых бояр. По возвращении с войны, встреченный патриархом в Вязьме, царь от радости при свидании наградил Никона титулом “великий государь”. “Отец и богомолец” царский, “великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси” стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем русского взгляда на “симфонию властей” — основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозных служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить “народ Божий” во благонравии и покое, необходимых для спасения души. В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорится, что Господь даровал России “два великия дара” — благочестивого и христолюбивого великого государя-царя и святейшего патриарха. “Богоизбранная сия и богомудрая двоица”, как вытекает из текста, есть основа благополучия и благоденствия Руси. “Да даст же (Господь) им, государем, по пророку (то есть согласно пророческим словам Священного Писания. — Прим. авт.), желание сердец их... да возрадуются вси, живущие под державою их... яко да под единым их государским повелением вси, повсюду православнии народи живуще, утешительными песньми славят воздвигшаго их истиннаго Бога нашего”, — говорится в заключение. Именно нарушение этого взаимного сочетания властей, ставшее следствием целого ряда причин политического, религиозного и личного характера, легло в основание последовавшей драмы (а в перспективе более длительной — привело к ужасам советского богоборчества после Октябрьской революции). Никон был суров и строг — равно к себе и царю — там, где дело касалось духовного здоровья общества, авторитета Церкви и ее способности благотворно влиять на государственные институты России. “Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, — писал Павел Алеппский, — и как только встретят священника и монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению... Замеченные в пьянстве или нерадивом исполнении пастырских обязанностей ссылаются в сибирские монастыри”. Трепетали перед Никоном и государевы люди. Его требовательность и непреклонность казались гордым боярам оскорбительными. “Неколи-де такого бесчестья не было, чтобы ныне государь выдал нас митрополитам”, — роптали недовольные сановники. “Что же должны были они чувствовать, когда Никон сделался вторым “великим государем”, начал давать свои приказы и указы, заставлял их стоять перед собою и с покорностью выслушивать его волю, публично обличал их за то или другое, не щадя их имени и чести? Могли ли они не употребить всех своих усилий, чтобы свергнуть Никона?” — говорит Макарий, митр. Московский, автор обширного труда по истории Церкви. В 1658 царю подали жалобу на Никона. Благовидным предлогом для нее стало обвинение патриарха в неприемлемых нововведениях, а настоящей целью — поколебать его положение, “вбить клин” между государем и первосвятителем. Патриарх окружил себя недоступным величием, “возлюбил стоять высоко, ездить широко”, — сетуют жалобщики. Это обвинение — в посягательстве на права и целостность царской власти — стало мощным орудием, с помощью которого недоброжелатели Никона последовательно и терпеливо разрушали его дружбу с царем. На самом деле великолепие и пышность патриаршего двора не имели ничего общего с честолюбивыми устремлениями, в которых упорно обвиняли святейшего. Они ни в коем случае не простирались на его личную жизнь, по-прежнему отличавшуюся суровой аскезой. Величие Церкви и ее первостепенную роль в русской жизни — вот что должны были, по замыслу Никона, знаменовать его торжественные, величественные богослужения. “Мы были поражены изумительной правильностью и порядком всех этих церемоний и священнодействий, — пишут свидетели-иностранцы. — Несмотря на то что мы чувствовали сильный холод и великую усталость вследствие долгого стояния без движения, мы забывали об этом от душевного восхищения, созерцая такое торжество Православия”. Подозрительность и клевета одних, уязвленное самолюбие и неуемное тщеславие других, малодушие и неразумие третьих делали свое дело. Постепенно отношения Алексея Михайловича с патриархом стали охладевать, и охлаждение это неизбежно проявлялось в делах. Царь отменил некоторые распоряжения патриарха, стал назначать священников и игуменов без согласования с Никоном. Наконец летом 1658 произошел открытый разрыв. “Царское Величество на тебя гневен, — объявил святейшему князь Юрий Ромодановский, посланник царя. — Ты пренебрег Царское Величество и пишешься великим государем, а у нас один Великий Государь — царь”. Внешности обвинений не стоит придавать слишком большое значение, зато их действительный смысл несомненен. Боярство, сумевшее в данном случае вовлечь в свои планы царя, заявляло о намерении существенно усилить влияние государства в церковной жизни, одновременно сократив воздействие Церкви на светскую власть. Никон хорошо понимал губительность подобных притязаний. В то же время он ясно сознавал, что открытое междоусобие, “силовое” сопротивление царской воле со стороны духовной власти может вызвать в России очередную смуту, результаты которой станут трагедией для всей Руси, подорвав многовековые корни, питающие религиозную основу русского бытия. После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь: незаконным притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать; указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние со стороны светской власти, оставить кафедру Московского первосвятителя и удалиться в подмосковный Воскресенский мужской монастырь “Новый Иерусалим”. Отринув советы своих ближних бояр “престать от такового дерзновения и не гневать великого государя”, патриарх утром 10 июля, после совершения литургии и произнесения положенного поучения из бесед Иоанна Златоуста, объявил вслух, что он оставляет патриаршию кафедру, поставил к Владимирской иконе Божией Матери патриарший посох и в ризнице написал письмо царю. Смущенный царь желал успокоить Никона, но их примирение никак не входило в планы боярской верхушки. Посланный Алексеем кн. Трубецкой вовсе не имел расположения мирить патриарха с царем и вместо успокоительных речей обрушил на первосвятителя град упреков. Никон обличил посланника в недостойных интригах, переоблачился и пешком отправился из Кремля на Иверское подворье. Народ простосердечно плакал и держал двери храма, пытаясь предотвратить отшествие архипастыря. С подворья патриарх уехал в Воскресенскую обитель, откуда прислал благословение управлять делами церковными митр. Питириму Крутицкому, оставив за собой три монастыря, особенно близких и дорогих своему сердцу. Царю написал теплое, трогательное письмо, в котором смиренно просил о христианском прощении за свой скорый отъезд. Бывали на Руси и раньше случаи оставления престола иерархами, но такого принародного ухода (и сохранения за собой патриаршего звания без управления делами) не случалось. Никон становился как бы живым укором для тех, кто настраивал царя против первосвятителя. В своих монастырях патриарх устроил житие образцовое и благочинное. Всех странников и богомольцев приказывал поить и кормить по три дня даром, в монахи принимал безвкладно, всем давая платье за счет обители. В праздники всегда трапезовал с братией и сам лично омывал ноги всем богомольцам и заезжим путникам. Впрочем, былая дружба с государем давала время от времени себя знать, пугая бояр возможностью возвращения Никона. Царь утвердил оставление за ним трех просимых монастырей с вотчинами, справлялся о его здоровье, во время набега крымского хана — заботился о безопасности. Извещая патриарха письмом о болезни боярина Морозова (свояка и бывшего воспитателя), попутно просил простить его, если была от него святейшему какая-либо “досада”. Никон ответил сердечным письмо — казалось, отношения снова налаживаются. Но надежде этой не суждено было сбыться. Интриги и злоречие приносили свои горькие плоды — несколькими взаимными резкостями патриарх и царь оборвали тонкую нить возрождающегося единомыслия окончательно. В 1662 в качестве последнего аргумента Никон пишет “Разорение” — обширное сочинение, насчитывающее более 900 стр. текста, в опровержение мнений своих противников и в защиту своей позиции. Время шло, и положение Русской Церкви, лишенной законного управления, становилось нестерпимым. Наконец в 1666 в Москве собрались на Собор русские пастыри, прибыли и специально приглашенные по этому поводу царем патриарх Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имея полномочия от остальных православных патриархов для решения судьбы Никона. Решением соборного суда было: лишить Никона патриаршества и священства, сослать его в Ферапонтов монастырь. “Отселе не будеши патриарх, и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах”, — торжественно объявили судьи Никону. Однако народ любил его, несмотря на происки бояр и определения суда, так что, удаляя бывшего патриарха из Москвы, опасаясь волнений, его окружили многочисленной стражей, а к москвичам обратились с пространным манифестом, перечислявшим “вины” низложенного первосвятителя. Царь не держал на Никона зла. По его воле положение узника в монастыре не было обременительным: ему позволено было иметь свою церковь, богослужения в которой совершали священноиноки патриаршего рукоположения, добровольно последовавшие за ним в заточение. В монастыре Никона почитали все больше. Любя труды подвижнические, он расчищал лесные участки, разрабатывал поле для посевов хлебов и овса. Толпы народа стекались к нему за благословением. Алексей Михайлович присылал опальному иноку подарки, они обменивались грамотами. Радовался Никон второму браку царя, женившегося на Наталии Кирилловне Нарышкиной, и рождению царевича Петра. “От отца моего духовного, великого господина святейшего Никона, иерарха и блаженного пастыря — аще же и не есть ныне на престоле, Богу так изволившу — прощения и разрешения”, — написал царь в своем завещании. Узнав о смерти монарха, Никон прослезился и сказал: “Воля Господня да будет. Подражая учителю своему Христу, повелевшему оставлять грехи ближним, я говорю: Бог да простит покойного”. С воцарением Феодора Алексеевича положение Никона ухудшилось. Из Москвы был удален его доброжелатель боярин Артамон Матвеев, потеряли значение благоволившие к нему Нарышкины. Первенствующее значение при дворе получили Милославские и Хитрово, враги ссыльного архипастыря. Его перевели в Кирилло-Белозерский Успенский монастырь, где Никону предстоял “последний период испытаний, из которого вышел он как злато, искушенное в горниле” (М.В. Толстой). Страдая от угара в дымных кельях, теряя остатки здоровья, старец едва не скончался от “невыразимого томления”, помышляя лишь о вечности, оставив мирские попечения и житейскую суету.
Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь. Мудрая тетка царя, царевна Татьяна Михайловна, всегда относившаяся к Никону с большой любовью, убедила нового государя поставить перед Собором вопрос о дозволении старцу вернуться в Воскресенскую обитель, братия которой подала челобитную с мольбой о судьбе ссыльного первосвятителя. Патр. Иоаким долго не соглашался, но весть о принятии Никоном схимы и его плачевном телесном состоянии решила дело: благословение на возвращение было дано. День своего освобождения Никон предузнал заранее по тайному благодатному предчувствию. Ко всеобщему изумлению, он вдруг велел своей келейной братии собраться и отдал распоряжение готовиться в путь. Путь этот, ставший его последним земным странствием, послужил одновременно дорогой его духовного торжества. В сретение старцу выходили насельники окрестных монастырей, стекавшиеся местные жители благоговейно просили архипастырского благословения. Но силы уже окончательно оставляли его, и 17 августа 1681 в обители Всемилостивого Спаса Никон мирно почил в кругу своих верных сподвижников и духовных чад. Царь Феодор, не зная еще о преставлении Никона, послал ему навстречу свою карету. Узнав же о случившемся и прочитав завещание усопшего, в котором святитель назначал его своим душеприказчиком, с умилением сказал: “Если так святейший Никон патриарх возложил на меня всю надежду, воля Господня да будет, и я его в забвении не положу”. Участвуя в погребении, государь сам на плечах своих нес гроб с телом покойного, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги... Историки часто сетуют на то, что поведение Никона в споре с государственной властью было политически непродуманным, противоречивым и непоследовательным. Не умея объяснить этого в умном и волевом патриархе, они придумали сказку о его “своенравии” и “тяжелом характере”. Слов нет, у каждого человека свои слабости, и Никон не был исключением, но вся его деятельность, тем не менее, была строго последовательна и ясно осознана — чтобы увидеть это, надо лишь взглянуть на нее с церковной точки зрения. В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и величайшую ответственность; отвергающей возможность каких-либо уступок и послаблений в святой области ее пастырских попечений; тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защищать его перед лицом любых искушений и скорбей. “Непоследовательность” и “противоречивость” поведения патриарха, пример которым видят, как правило, в его “необъяснимом”, “непродуманном” решении оставить кафедру (что укрепляло позиции врагов, “без боя” ослабляя влияние самого первосвятителя), коренится на самом деле в глубинах православного мировоззрения. Никон прекрасно понимал все извивы политических интриг. Но, разумея промыслительность происходящего, памятуя изречение Священного Писания о том, что “сердце царево в руце Божией”, первосвятитель с определенного момента отстранился от придворной борьбы, полагая свою личную судьбу и будущее Отечества и Церкви полностью на усмотрение Божие. Митрополит Иоанн (Снычев)
Патриарх Никон с братиею Никон (в миру Никита Минов) (1605, с. Вельдеманово ок. Нижнего Новгорода - 1681, Ярославль) - патриарх. Род. в крестьянской семье. Не вынеся жестокого обращения мачехи, ушел в монастырь, откуда вернулся по настоянию отца в возрасте 17 лет. Вскоре стал самостоятельным хозяином, женился и, будучи грамотен, занял место священника. Истово исполнявший обязанности пастыря, Никон получил известность и был приглашен в Москву. Смерть в один год трех детей Никон была воспринята им как указание свыше. В Анзерском скиту, недалеко от Соловецкого монастыря, он принял монашество под именем Никона. В 1643 стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 приехавший в Москву, Никон понравился Алексею Михайловичу и был им поставлен архимандритом Новоспасского монастыря. Вошел в число участников моек. кружка ревнителей благочестия, собранных духовником царя в надежде на сближение с прихожанами и для борьбы с пороками духовенства, ставших фактическим руководством рус. церкви. В 1648 был возведен в сан митрополита и направлен в Новгород, где, наряду с духовными обязанностями, Никон, по поручению Алексея Михайловича, наблюдал и за мирским управлением. Во время Новгородского восстания в 1650 Никон проклял руководителей мятежа и укрыл воеводу. В 1652 по царской воле был избран шестым патриархом моек. и всея Руси. Выполняя волю Алексея Михайловича и кружка ревнителей благочестия, Никон в 1653 начал проведение церковной реформы с исправления богослужебных книг и введения единства церковных обрядов по греческим образцам. Не поддержанный частью духовенства, противившегося нововведениям и усилению власти патриарха, Никон, жестоко преследуя своих противников, стал виновником раскола - мощного религиозно-общественного движения XVII в. Любя Никон, своего "собинного друга", Алексей Михайлович предложил ему принять титул "великого государя". В 1656 - 1657, когда Россия вела войну со Швецией, во время отсутствия царя в Москве Никон полновластно вершил все гос. дела. Властный и неуступчивый, Никон противопоставил свою власть царской, заявив, что "священство выше царства", нетолько бесконтрольно распоряжаясь церковными делами, но и претендуя на контроль светской власти. В 1658 произошел разрыв отношений с царем. Никон отрекся от патриаршей власти, уехал под Москву в основанный им Воскресенский монастырь, надеясь, что государь попросит его о возвращении, но этого не произошло. В 1664 Никон имел "видение" и вернулся в Москву, решив вновь занять патриарший престол, но был отослан приказом Алексея Михайловича. Церковный собор в 1666 обвинил Никон в произнесении хулы на царя, жестокости, вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела и, подтвердив проведенные им реформы, снял с него сан патриарха, сослав в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри. В 1681 по приказу нового царя Федора Алексеевича получил возможность вернуться в Воскресенский монастырь, но по дороге туда умер. Был похоронен как патриарх. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997. Русский патриарх с 1652 года. Годы жизни - (1605-1681+) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Никон и другие реформаторы после сличения с греческим оригиналом произвели некоторые изменения в символе веры (перечне догматов православия) , однако приверженцы старины (старообрядцы) не приняли самой возможности повторного перевода канонических текстов. Объявляя старые обряды "неправильными", никониане невольно должны были усомниться также в истинности православия русских святых, отправлявших службы по старым книгам, а также и в решениях Стоглавого собора 1551 года, канонизировавшего "старины". Идеологом раскола и главой старообрядчества стал "неистовый протопоп" Аввакум Петрович (1620-1682х), который был непримиримым противником реформы Никона. В 1664г. Аввакум был сослан в Мезень. В 1666-1667 гг. осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие» и многие другие сочинения. Сожжен с товарищами по указу царя Федора Алексеевича. С точки зрения исторических фактов были правы Аввакум и его союзники - не русские, а греки отступили от традиции. Русь приняла христианство по Студийскому уставу (который в Греции был позднее вытеснен Иерусалимским), сохранив старые обряды до XVII века. Древней формой было двоение слова "аллилуия". Троеперстному крестному знамению на православном Востоке предшествовало двоеперстие. "Старое" двоеперстие в Византии сохранялось еще в XII веке. Раскол был, однако, вызван не только реформой Никона. Религиозные расхождения наложились на социальные. Старообрядцы не принимали и "самодержавсива" царя в церковных вопросах, падения роли епископства. В "порче" нравов духовенства, в социальном неблагополучии, в утеснении "меньших людей", в западном влиянии они обнаруживали "знамения прихода Антихриста". Обостренное ожидание конца света поддерживало раскольников в тюрьмах и на кострах. В раскол ушла треть населения России. Приверженцы старины были во всех слоях общества, которое было расколото по вертикали. Однако ни сопротивление духовенства и боярства, ни ропот народа не заставили правительство отступить от реформы. Реформа Никона имела политический смысл. В конце 1640 - начале 1650-х годов решался вопрос о присоединении Малороссии. На Украине к тому времени были проведены изменения в обрядах, аналогичные никоновским. Царь Алексей Михайлович, считавший себя законным преемником византийских василевсов, мечтал о покорении Турции и освобождении христиан. Московское государство виделось многим ученым людям XVII века собирателем разрозненных и плененных православных земель. Историческая миссия России и ее царя представлялась им невозможной без согласования обрядов и книг с нормами, которые они видели в обрядовой практике других православных церквей. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем Алексеем Михайловичем, на которого Никон имел огромное влияние. В июле 1658 года Никон оставил патриаршество и удалился в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь (г. Истра, до 1930г. - Воскресенск, Московской области). Патриарх полагал, что царь никак не решится расстаться с ним и он таким смелым и шумливым шагом восстановит в прежнем блеске свои пошатнувшиеся близкие отношения с царем. Однако он ошибся в расчетах. Разрыв затянулся на долгие годы. 18 декабря 1664 года Никон предпринимает попытку вернуться на церковный престол, но неудачно. Церковный Собор 1666-1667 годов снял с него сан патриарха и Никон был сослан на Север, в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Материал с сайта ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ
Далее читайте:Христианские деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Патриархи Русской православной церкви. Иванов Алмаз (Ерофей) Иванович (?-1669), государственный деятель, принимал деятельное участие в делах патриарха. Литература:Мордовцев Д.Л. Великий раскол М., "Правда", 1990. Быков А.А. Патриарх Никон. СПб., 1891; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т. 2. Быков A. A., Патриарх Никон. Биографич. очерк, СПБ, 1891; Гиббенет Н. A., Ист. исследование дела патриарха Никона, ч. 1-2, СПБ, 1882-84; Каптерев Н. P.Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев-Посад, 1909-12; Никольский H. M., Истории рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Устюгов Н. В. и Чаев Н. С., Рус. церковь в XVII в., в сб.: Рус. гос-во в XVII в., М., 1961.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |